Предлагаемая схема аварийной сигнализации, изготовленная автором, успешно работает на катере со стационарным двигателем уже в течение двух навигаций. Схема довольно простая, выполнена па печатной плате и оформлена в виде компактного щитка, установленного близ пульта управления. При аварийной ситуации на пульте загорается соответствующая сигнальная лампа и включается звуковой сигнал.
Щиток позволяет контролировать аварийное падение давления масла в системе смазки двигателя, его перегрев, наличие воды в расширительном бачке двухконтурной системы охлаждения, а также в трюме катера.
При понижении давления масла в системе смазки до 0,5 атм срабатывает датчик давления типа ММ III А, который через реле РП1 замыкает цепь сигнализации. При этом на щитке загорается сигнальная лампа Л1 и включается звуковой сигнал С.
Температуру двигателя обычно контролирует штатный прибор, но когда работающий двигатель на некоторое время оставляют без присмотра, довольно часто происходят неприятности. В предлагаемой же схеме, когда температура двигателя достигнет 95°, датчик максимальной температуры ТМ 104 через реле РП2 включает звуковой сигнал С и лампу Л3.
Уровень пресной воды автоматически поддерживает расширительный бачок, находящийся во внутреннем контуре двухконтурной системы охлаждения. При нарушении герметичности внутреннего контура уровень воды в бачке быстро падает. Необходимо учитывать, что это может привести к перегреву двигателя и заклиниванию поршней в цилиндрах. В качестве датчика уровня воды в бачке я использовал отрезок проволоки из нержавеющей стали. Когда вода испарится и ее уровень понизится ниже опасного предела, цепь реле РП5 размыкается, на пульте гаснет сигнальная лампа Л5.
Такой же датчик из отрезка изолированной проволоки использован для контроля уровня воды в трюме. При подъеме воды происходит замыкание реле РП3, которое включает сигнальную лампу Л3, зуммер ЗУ и через промежуточное реле РП4 — электромотор М осушительной помпы. Если корпус катера пластмассовый или деревянный, то рядом с датчиком необходимо закрепить небольшую металлическую пластинку и на нее вывести «минус» схемы.
Четыре кнопки, расположенные на лицевой панели щитка, служат для контроля исправности схемы.
Для реле Р4 и Р5 я использовал реле типа РКМ-1, в которых убрал лишние контактные группы и несколько ослабил пружины. В реле РП1—РП3 типа РВМ-2С катушки перемотал на напряжение 8 В для надежного включения в любом режиме работы двигателя (точнее, при любой частоте вращения навешенного генератора). Питание схемы осуществляется от отдельного выпрямителя В, подключенного к выводам переменного напряжения на генераторе (на генераторах типа Г250-270 нужно подпаять два провода к любым двум фазам из трех, идущих от обмотки стартера к выпрямителю).
Если двигатель изношен и давление масла в системе поднимается медленно, схему можно привести в действие при помощи выключателя.
Можно применить и другие типы реле, важно лишь, чтобы их параметры подходили к схеме.