Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Карты и маршруты
  • 1972 год
  • Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Туристский маршрут для байдарочников по реке Пинеге
Интересный маршрут для байдарочников по Южной Карелии
Маршрут для байдарочников: Медвежьегорск — Космозеро
О программе спортивных встреч туристов-байдарочников
Новгородский маршрут для байдарочников
Два описания маршрута для байдарочников по реке Битюг
Туристский маршрут для водномоторника по Малому Енисею
Маршруты для байдарочников по рекам Двинице, Сухоне и Малой Северной Двине
Три маршрута для туристов-водномоторников
Маршрутная гонка «вниз» по Волге куйбышевских туристов
Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
Маршрут для водно-моторников: Калинин — Селигер
Латвийский маршрут для водномоторников Лубана — Рига
400-километровый маршрут по бассейну Эриданы


Детальное описание электрозапальник эз на сайте.

Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск

Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 36
          0


Маршрут Торопец — Витебск для туристов-байдарочников. Категория сложности I. Общая протяженность около 300 км.

На 1020 километров протянулась Западная Двина — от Средне-Русской возвышенности до Рижского залива. Живописны ее притоки — Дрисса, Каспля, Усвяча, Межа, Улла, Торопа и другие. Богатейшую историю имеет весь этот район — место расселения славян-кривичей, о чем напоминают многочисленные курганы. Западная Двина была когда-то составной частью великого пути «из варяг в греки» (подробнее об этом можно прочитать в № 19 сборника в статье А. Микляева «Маршрут из летописи»). Здесь от Витебска на Смоленск шел Наполеон. Вдоль левого берега реки еще сохранилось много окопов, зарастающих воронок— на этом рубеже в 1941 г. наши войска отражали удар; много месяцев район Витебска, Суража, Велижа был партизанским краем...

Информация об изображенииПоворот на речке
Поворот на речке
 
Начало маршрута — станция Торопец на железнодорожной линии Бологое — Великие Луки. Прежде чем собирать байдарки, безусловно, следует осмотреть этот старинный город, упоминаемый еще в летописях.

Удобное место для сборки и погрузки байдарок — у моста через р. Торопу в самом центре города.

Через несколько километров пути Торопа впадает в оз. Заликовье. Это наименее интересный участок пути, так как лес остается где-то далеко в стороне. Озеро советую пройти, не задерживаясь, вдоль левого по ходу берега. У пос. Речаны реку перегораживают доходящие чуть ли не до самой поверхности воды старые кусты свай; здесь надо идти осторожно. После этого поселка берега постепенно становятся все более красивыми, особенно левый перед оз. Сельским.

В оз. Сельское, вытянувшееся узкой лентой с запада на восток почти на 12 км, следует войти, чтобы остановиться на дневку. Берега живописные, высокие, покрытые смешанным и хвойным лесом.


Перед пос. Ст. Торопа долина реки резко сужается. В фарватере попадаются опасные подводные камни. Кстати говоря, о них почти всегда «сигнализирует» появление камней на берегах. Поселок и станция Ст. Торопа находятся на правом берегу, в 2 км от реки. Имеются почта и магазины. Чтобы пройти в поселок, остановиться надо, не доходя до железнодорожного моста.

Информация об изображенииСхема маршрута. Масштаб не выдержан
Схема маршрута. Масштаб не выдержан
 
Исключительно красивые берега с удобными местами для стоянок тянутся до с. Полютино. Ниже долина расширяется, берега становятся ниже. Торопа делится на два рукава. Следует идти левым, а дойдя до второго разветвления, повернуть в правую протоку. Здесь река протекает через безымянное зарастающее озеро, на выходе из которого справа видна темная стена соснового бора.

Ниже этого озера опять живописные места. Выше то правый, то левый берег. Сосны чередуются с дубами. Много отличных мест для устройства лагеря и отдыха. У д. Степанкино на правом берегу песчаный пляж. Сама деревня в 1—1,5 км от берега. В ней имеется магазин.

У д. Аверкиева — наплавной мост, правое звено которого легко разбирается для прохода лодок. Надо отметить, что временные наплавные мостики могут встретиться и у ряда других деревень. Их прохождение, как правило, не представляет особого труда. Либо край моста отводится в сторону, либо разбирается звено и лишь в крайнем случае приходится делать короткий обнос. После прохода байдарок, разумеется, следует восстанавливать первоначальный вид моста.

В 1,5 км ниже Аверкиева на правом берегу — еще одна хорошая площадка для лагеря. Здесь советую обязательно сделать дневку, половить рыбу, пройти по тропе через сосновый лес к двум озерам, расположенным в 2 км к юго-западу от Торопы.


Перед д. Устье на пути встретится 100-метровый перекат; проходить его надо по главной струе, лучше после «разведки» — предварительного осмотра с берега. Ниже — быстрина, затем берега начинают понижаться, лес отходит в сторону, и Торопа впадает в Зап. Двину.

Совсем рядом, в 100 м ниже устья Торопы, расположено устье другой речки—Жижицы, вытекающей из Жижицкого озера. Физически сильной группе можно изменить маршрут и, поднявшись вверх по Жижице в это озеро (здесь очень хорошая рыбалка), закончить маршрут на ст. Жижица железнодорожной линии Ржев — Великие Луки.

В районе впадения Торопы ширина Зап. Двины всего около 50 м. Берега приподнятые, окаймленные осокой. Течение 3—4 км/час. Русло каменистое. Отметим, что до д. Губа с местами для стоянок депо обстоит плохо, леса близко нет — только отдельные деревья, а в основном кустарник (ива, ольха). Очень трудно выбираться на берег. Первое удобное место для лагеря — не доходя 4 км до д. Губа, на правом берегу. В этой деревне имеется магазин. Далее берега становятся живописнее, подходы — удобнее. Часто встречаются песчаные пляжи. В д. Кресты на правом берегу, у перевоза — магазин. Ниже нее до самого устья левого притока — р. Межи очень красивый участок реки. Здесь встретятся два каменистых переката примерно по 50 м каждый; проходятся они по главной струе.

Межа — река сплавная, поэтому ниже ее устья Зап, Двина перекрыта запанью: здесь вяжут плоты, и водометные катера тащат их в Витебск на лесозавод. У запани предстоит неприятный обнос (по правому берегу), длина которого зависит от количества скопившегося леса.

Начиная отсюда на реке появляется судоходная обстановка. Упомянем, что на левом берегу расположен поселок сплавщиков. В 6 км ниже вдоль правого берега прекрасный пляж и место для стоянки. Рядом хороший смешанный лес; грибные места, много черники, земляники.

Перед Велижем лес исчезает. Вёлиж — небольшой городок, расположенный в 102 км от Витебска. Ниже Велижа по правому берегу стоят километровые столбы, так что можно ориентироваться совершенно точно. Река мелкая; в межень регулярного судоходства нет, ходят только водометные буксиры.


На 57 км на левом берегу стоит второй город — Сураж. Для закупок следует остановиться перед паромной переправой, на левом берегу. Здесь впадают один за другим два притока — Усвяча и Каспля. Зап. Двина становится заметно полноводнее. Берега высокие, лесистые. В районе с 24-го км по 16-й долина сужается, берега становятся еще выше. Следует ряд каменистых перекатов, свободно проходимых (даже без осмотра) по фарватеру, отмеченному вехами.

Останавливаться на ночлег следует не ближе 10 км от Витебска, так как у города лес исчезает, больше поселков и деревень. К Витебску лучше всего подходить утром. Останавливайтесь на правом берегу не доходя до первого моста. Здесь удобное место для разборки и укладки байдарок, хорошее сообщение с вокзалом. Составляя план похода, непременно предусмотрите пару дней на осмотр этого старинного, основанного в 1021 г. города.

Маршрут можно рекомендовать новичкам и семейным группам с детьми.

Подробных карт и туристских схем пока нет, придется пользоваться административными картами Калининской, Смоленской и Витебской областей.

Из книг, по которым можно подробнее ознакомиться с природой и достопримечательностями, рекомендую следующие:
  • «Белоруссия» и «РСФСР (Центр)» из многотомной серии «Советский Согаз. Географическое описаний»; выпускаемой изд-вом «Мысль» (указанные тома вышли В 1966 и 1970 гг.);
  • В. Попадейкин, В. Струков, «По Валдаю», изд-во «Физкультура и спорт», 1966 г.
  • Ф. Н. Мальков, Средняя полоса европейской части СССР, Москва, 1961 г.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Летающая тарелка на воздушной подушке Герберта Бартлета
Прогулочные катера-палатки «Бертрам-24» и «Cecca ST-550»
Клуб действующих паровых катеров
Киевский крейсерский яхт-клуб
Развитие крупносерийного производства лодок и катеров
Производимые в 1972 году моторные лодки
Выставка «Пластмассы в судостроении» объединения «Ритм»
Серийное производство судна «Лоцман» а США
Фанерный мини-траулер «Роза ветров»
Маршрут для водно-моторников: Калинин — Селигер
Интервью с генеральным директором НПО «Ритм» В. Мещеряковым
Перспективы применения стеклопластика для изготовления лодок
Пластмассовые суда для рыбоперерабатывающей базы «Восток»
Мореходная плавучая дача «Окулус-104» из стеклопластика
Совещание НТО «Состояние проектирования и постройки катеров»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Крейсерские яхты «Полутонники» и гонки на них
Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?
Вице-президент УИМ Богдан Маньковски о водно-моторном спорте
Пленум Федерации водно-моторного спорта 1972 года
Юбилей детской парусной школы яхт-клуба ДСО «Труд»
Развитие парусного спорта в Болгарии
Из практики судейства парусных соревнований
Лодочные станции для частных лодок в Калинине
Ленинградская каравелла «Нева» туристского клуба ЛKBMT
Интервью с зам. министра речного флота РСФСР А. П. Введенским
Десять новых проектов алюминиевых мотолодок
Опасность молнии для судов в море
В гостях у ленинградского водно-моторного клуба
Киевский городской клуб водно-моторного туризма и спорта
Морские происшествия и новости. Тридцать восьмой выпуск


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 17 + 47 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории