Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Карты и маршруты
  • 1987 год
  • Туристский маршрут для байдарочников по реке Пинеге
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Два описания маршрута для байдарочников по реке Битюг
Интересный маршрут для байдарочников по Южной Карелии
Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск
Маршрут для байдарочников: Медвежьегорск — Космозеро
Байдарочный маршрут по реке Желче
Новгородский маршрут для байдарочников
Туристский маршрут для водномоторника по Малому Енисею
Маршруты для байдарочников по рекам Двинице, Сухоне и Малой Северной Двине
Байдарочный маршрут по рекам Лидь, Чагодища и Молога
Путешествие по реке Пинега на лодке мотолодке «Прогресс-2»
На чем плавают на туристской реке Белой?
На туристских плотах из камер по реке Китой
Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
Маршрут для водно-моторников: Калинин — Селигер


Туристский маршрут для байдарочников по реке Пинеге

Год: 1987. Номер журнала «Катера и Яхты»: 126
          0


«Река Пинега как по древним ее жителям, так и по нынешним обстоятельствам примечания достойна».
Академик И. Лепехин, 1771 г.

Тем, кто интересуется русской стариной — деревянным народным зодчеством и неповторимыми картинами северной природы, можно смело рекомендовать этот малоизвестный туристский маршрут. Литературы, посвященной местным достопримечательностям, издано немало. О здешних красотах с восхищением писали А. Серафимович, М. Пришвин, Ю. Козаков. Наконец, мы хорошо представляем эти места по творчеству выросшего на Пинеге замечательного советского писателя Федора Абрамова. И тем не менее до самых последних лет туристов здесь практически не было, а описания маршрута по Пинеге, рассчитанного на самодеятельных туристов-водников, нам не попадалось.

Информация об изображенииТуристская схема маршрута по реке Пинеге
Туристская схема маршрута по реке Пинеге
 
Совершить путешествие по бассейну этой реки можно только водой — дорог, пригодных для автомобиля, здесь мало. Самым подходящим вариантом лодки для рекомендуемого неспешного плавания вниз по течению будет обычная разборная байдарка.

Пинега — наиболее крупный правый приток Северной Двины — берет начало от слияния двух маленьких речек Велой и Черной Пинежек, вытекающих из болот. Длина Пинеги 779 км. Русло в основном песчаное. Ширина в среднем и нижнем течении — от 50 до 500 м. Течение 3—4 км/ч. Название реки одни исследователи считают угро-финским и переводят как Малая река, другие — производят от названия одного из чудских племен пинь, жившего некогда в низовьях. Берега красивы, вид их все время меняется. То это низкие места с заливными лугами-наволоками и песчаными отмелями, то высокие — красновато-кирпичного цвета или даже белые гипсовые. Наверху — сосновые боры.


Через каждые 5 км по берегам стоят километровые столбы. Есть и так называемые весенние знаки обстановки. Дело в том, что река судоходна только весной, в самую высокую воду. Навигация коротка — две-три недели. После этого начинается молевой сплав, причем на широких разливах и поворотах реки устанавливают специальные «ширмы» — боны, направляющие плывущие бревна на стрежень.

В межень Пинега сильно мелеет, глубина на фарватере снижается местами до 25 см, даже моторки могут проходить лишь на отдельных участках. В это время обычно производится подчистка берегов от осевших на них бревен.

Серьезное препятствие для прохождения маршрута на байдарках представляют не столько мели и редкие перекаты, сколько частые встречные (северные) ветры. Бывает выгоднее откладывать выход и дожидаться вечера, когда ветер обычно стихает.

Подъезд к началу маршрута удобнее всего от железнодорожной станции Котлас. Мы с группой ленинградских школьников рейсовым автобусом доехали до котласского аэропорта и прибыли прямо на Пинегу, в деревню Горки, самолетом. Заявку на рейс (самолет берет не более 10 чел.) лучше давать заранее. Полет продолжается около часу. Река всего в 2—3 км от посадочной площадки, так что несложно договориться, чтобы группу подвезли к реке на машине.

Ширина Пинеги здесь — метров 40—50. В 2—3 км от Горок — первый километровый столб: это 655 км от устья. Выбрать место для лагеря непросто, подходы плохие, леса нет. Только через несколько часов хода берега меняются — появляется лес, песчаные обрывы и отмели.

Чуть ниже 585-го км расположен большой поселок Осяткино, в котором имеются пекарня, магазин, почта.

В районе 550-го км на левом берегу, у домика сплавщика, есть хорошее место для бивуака. Здесь надо перейти к правому берегу и обойти (справа) большой остров. В устье левого притока — реки Вый — расположился целый куст старых деревень: Усть-Выйская, Окуловская и другие. Здесь до недавнего времени стоял Выйский погост — знаменитая Ильинская церковь 1600 г. К сожалению, сама она не сохранилась, однако и сегодня интереснейших памятников старины в окрестностях еще немало.


Ниже начинается большой мелководный разлив с узким проходом у левого берега, за которым расположен Выйский леспромхоз (булочная, продуктовый и промтоварный магазины). В районе 470-го км на правом берегу — большой поселок Нюхча (сельсовет, почта, магазины).

На 395-м км в Пинегу справа впадает небольшой приток — речка Поганка. По преданию, в далекие времена здесь произошла жестокая битва новгородцев с чудью, вода на три дня окрасилась кровью — стала поганой. Рекомендую сделать остановку и пройти пешком вдоль Поганки примерно 2 км до деревни Городецкой (бывш. Поганцы), чтобы посмотреть здесь огромные жилые дома — прекрасные образцы деревянного зодчества прошлого века.

На следующий день можно спуститься по Пинеге на 1,5—2 км до лодочной стоянки на левом берегу. Отсюда через поле идет тропа к центру крупного села Суры (почта, магазины) — сельскому совету, каменной церкви в псевдовизантийском стиле и зданиям бывшего женского монастыря, построенного на средства знаменитого в царское время проповедника Иоанна Кронштадтского, уроженца здешних мест (строительство собора закончено в 1917 г.). На площади — памятник односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну. На окраине села, на возвышенности, могилы и скромный памятник красным партизанам времен гражданской войны.

На 340-м км — на высоком правом берегу на несколько километров протянулась деревня Веркола — родина Федора Абрамова. Он похоронен в саду, откуда открывается чудесный вид на долину Пинеги. Сейчас здесь строится новое здание школы. Когда его закончат, старое будет передано под музей Ф. Абрамова. В Верколе можно увидеть немало интересных старинных домов.

Стоит перейти на левый берег и посетить расположенный напротив деревни Веркольский монастырь, основанный в 1650 г. От деревянных зданий тех времен осталась Ильинская церковь. Она позволяет представить себе, как выглядели когда-то во множестве имевшиеся на берегах реки храмы и часовни. В конце XIX века на средства Иоанна Кронштадтского здесь был построен огромный каменный собор. Сохранились его развалины с остатками фресок на втором этаже.


Примерно на 308 км Пинега принимает слева свой самый крупный приток — Юлу. У его устья находятся селение Кушкопалы и большой леспромхоз. Дальше на крутом обрыве левого берега стоит Никольская, или Едомская, церковь. Здесь надо обязательно сделать остановку для ночлега и не спеша осмотреть этот замечательный памятник русской старины. Церковь возведена в 1700 г., колокольня — лет на сто позже.

После 285-го км справа вдали покажутся здания поселка городского типа — райцентра Карпогоры. Надо плыть до середины большого пляжа. Здесь же перевоз на левый берег, причем никаких причалов нет. Отсюда наиболее короткий (1,5—2 км) подход к центру поселка: следует выйти на грунтовую дорогу, затем, пройдя по ней метров 50, свернуть по тропе налево, подняться по лестнице и далее идти через поле.

На 265-м км — устье левого притока Копшеньги и деревня того же наименования, а на 255-м — деревня и станция Шилега Реку пересекает железнодорожный мост. Берега то справа, то слева опускаются к реке 20-метровыми обрывами; наверху — высокие сосны. У деревни Шотогорки, расположенной на левом берегу, рекомендую остановиться, подняться наверх и полюбоваться прекрасным видом на долину реки. Здесь же стоит Георгиевская часовня (начала XVIII в.) с колокольней, покосившейся градусов на 20.

Интересный объект — деревня Чакола (на левом берегу). Приставать лучше всего прямо у стоянки лодок. На местном кладбище могилы красных партизан и известной пинежской сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой (в 1921 г. по приглашению А. В. Луначарского «государственная бабушка» выступала в Москве, а затем и во многих городах страны, ей была назначена академическая пенсия).

На 185-м км — деревня Усть-Ежуга, известная тем, что здесь сохранилась Никольская часовня (начала XVII в.) с высокой открытой лестницей. На этом участке маршрута хорошие площадки для лагеря на коренном берегу встречаются редко. Стоянки приходится располагать на песчаных отмелях.

После деревни Крылова изменяется и цвет береговых отложений — они становятся белыми. Ниже длинный остров делит Пинегу на два рукава. Если правый рукав забит бревнами, а вы планируете посмотреть любопытный старый канал, соединяющий Пинегу с Кулоем, и Кулойские пещеры, то надо, обогнув остров левым рукавом, подняться правым против течения. Канал длиной 6,5 км в межень пройти нельзя даже на байдарке. В начале его — обнос низкогабаритного моста и ряда пересохших участков. Чтобы посмотреть канал и пещеры, лучше всего переночевать на острове, а утром провести пешую экскурсию. Пещера находится на возвышенности, в конце старицы, идущей параллельно каналу. При желании пройти по Кулою к началу канала можно прилететь сюда самолетом из Архангельска.


Через несколько километров на правом берегу лежит поселок городского типа Пинега. Удобнее приставать, не доходя пристани, действующей только в половодье. Отсюда близко до центра. Советую посетить краеведческий музей. Не забудьте запастись продуктами, так как на протяжении последующих 60 км до поселка Кузомень сделать это будет трудно.

Следующая стоянка — у конца деревни Красная Горка. Отсюда стоит пройти 3 км по дороге к расположенному высоко на горе Красногорскому монастырю, основанному в 1607 г. и известному главным образом благодаря тому, что сюда был сослан и здесь похоронен опальный князь Василий Голицын. Собственно от тех времен ничего не осталось. Каменное здание XVIII в разрушено, купола нет, кроме остатков двух фресок смотреть нечего. И тем не менее вы будете вознаграждены по-настоящему величественным пейзажем, открывающимся отсюда.

Далее (на 98-м км) встретится поселок Голуби но, где разместился кордон Пинежского заповедника. Здесь следует стать на ночлег и договориться о проводниках в Святой Лог и на Голубинский провал. В крайнем случае Голубинский провал можно отыскать и своими силами: идя по шоссе на Архангельск свернуть сначала налево по грунтовой дороге, а потом направо по тропе — к отвесным скалам. Вход в пещеру со дна большого красивого колодца. А вот Святой Лог не просто найти. Находится он в провале между скалами, в глухой тайге. Видны лишь полусгнившие остатки сруба. По преданию, здесь жили отшельники. Места живописные. Рядом небольшой, но очень красивый водопад.

Предпоследняя остановка — деревня Кузомень, где работает пекарня, можно купить продукты.

Конец водной части маршрута — лесопункт Белогорский в 25 км от впадения Пинеги в Северну Двину. Удобное место для разборки байдарок и лагеря расположено на правом берегу, на зеленой лужайке ниже пристани. В 5 км от поселка находится станция Панельга, куда можно доехать попутной машиной или на автобусе лесопункта. Поезд идет до Архангельска 3,5 часа. Идти ниже Белогорского не советую, так как в устье путь преграждает многокилометровая запань.

Общая длина этого байдарочного маршрута 632 км. Для недостаточно подготовленной группы лучше его сократить. Предлагаются три варианта: от Верколы — 340 км, от Карпогор — 280 км и от Шилеги — 255 км.


Понравилась ли вам эта статья?
+9

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Письмо в редакцию: «мощный» — значит «экономичный»
Прогулочно-экскурсионный парусно-моторный тримаран
Новый вариант буксировочной системы воднолыжника
Постройка яхты по проекту полутонника «СТ-28»
Яхта «Тортила» из спасательного вельбота
Постройка учебного швертбота «Робинзон» из дранки
Юридическая служба: Надо ли и как регистрировать...
ДОСААФ исполняется 60 лет
Юрий Семенович Крючков — яхтсмен, доктор технических наук
Юношеский морской клуб «Юность» в Севастополе
Андрей Берницын — штрихи спортивной биографии
Спортивный вариант моторной лодки «Неман-2 Спорт»
Парусное круизное судно «Гварек» Зыгмунта Хореня
Некоторые ответы ГИМС на вопросы читателей
Оценка действия волны на размывание берега от моторок

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Туристский маршрут для байдарочников по реке Пинеге

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Пословицы и поговорки от яхтсмена А. А. Аристова
Анализ заочной читательской конференции
Сообщения: адмирал, почта, шутники, везунчик, долгожитель, слова...
Всесоюзный рейд-смотр «Прогулочная лодка: время строгого спроса»
Юбилей федерации парусного спорта
Спортивно-оздоровительный лагерь «Юность» на озере Банном
Упрощенные правила обмера крейсерских яхт
Всесоюзный семинар судей по парусному спорту в 1986 года
Электрокатер типа «Фролик» уходит в рейс
III Всесоюзный симпозиум «Транспарус-86»
Отрицательное воздействие лодочных моторов на флору и фауну
Требования к новичкам и порядок аттестации судоводителей
Сообщения: кровь, конь, банки, карантин, шампанское, правила...
Комментарии к статье «сарынь на кичку!»
Всесоюзный рейд-смотр «Надувные лодки: спрос и предложение»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 49 + 38 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории