Куйбышевский областной совет по туризму и экскурсиям организовывал комплексную экспедицию по разработке новых туристских маршрутов высшей категории сложности в сравнительно малознакомом туристам районе Восточного Саяна — в так называемых Тункских Альпах. Перед отрядом водников была поставлена задача освоить одну из сложнейших в спортивном отношении рек нашей страны — Китой. (Мы не первооткрыватели этой трассы — известно, например, что ее пробовали пройти на байдарках ленинградцы.)
Решено было спуститься на плоту. Но на каком? Камеры «МАЗ»а? — Каждая 7 кг весом и, кроме того, малая прочность, а ведь проверяет Китой! Ну а камеры баскетбольных мячей в качестве надувных емкостей даже не обсуждались — слишком ненадежны.
Прослышали, что Уфимский завод РТИ им. М. В. Фрунзе выпускает опытную партию надувных баллонов. Связались с заводом, ознакомились с техническими характеристиками изделий. Из переписки с уфимцами родилась идея — испытать баллоны в самых сложных походных условиях. И в результате мы получили четыре баллона: два БН-400 (длиной 4 м) и два БН-300 (3 м). Если делать плот размером 8X3 м, то эти четыре баллона заменят двенадцать «МАЗ»овских камер, а собственный вес баллонов будет вдвое меньше — всего 42 кг. (Это достоинство было по заслугам оценено, когда наша группа в составе семи человек поднималась на Хойтгольский перевал — примерно 2 600 м над уровнем моря, чтобы выйти к исходной точке сплава по Китою.)
Первую пробу на Саянской воде баллоны получили, когда пришлось форсировать вздувшийся от дождей приток Китоя — Ара-Ошей. В течение получаса из двух баллонов и нескольких жердей был собран катамаран, и с его помощью мы быстро перебрались на другой берег. Затем баллоны снова уложили в рюкзаки и пошли дальше.
И вот, наконец, группа у цели. В небольшой заводи за скалой собираем плот. Материала на берегу в избытке. Из пяти продольных и семи поперечных жердей при помощи мягкой стальной проволоки связали раму. На ней укрепили носовую и кормовую подгребицы — опоры для гребей — наиболее удобного и надежного, так называемого, «саянского» типа (наклонная подгребица с выносом точки опоры за пределы плота) и настелили «палубу» — площадки для размещения гребцов и переходов.
С помощью насоса, прилагаемого в комплекте, баллон накачивается за 8—10 минут. Проверяем их в воде на герметичность и находим всего пять точек утечки воздуха (некачественная проклейка швов).
Согласно программе испытаний1 мы транспортировали баллоны на воду волоком, но задиров и проколов не обнаружили. Капроновыми ремнями слегка накачанные баллоны за монтажные петли привязали к раме плота, а затем накачали их «до звона».
Баллоны мы размещали вдоль бортов плота с небольшим просветом между носовыми и кормовыми, однако в конце концов пришли к выводу, что при необходимости их можно разместить и поперек плота, что значительно увеличит его маневренность.
Когда плот был готов, испытали его на грузоподъемность. При общей загрузке порядка 1,5 т (рама, снаряжение, экипаж) осадка баллонов составила примерно 2/3 диаметра (∅=400 мм). Плот остойчив — экипаж свободно перемещается по нему как в продольном, так и в поперечном направлении. Маневренность — качество, немаловажное на Китое, вполне удовлетворительна; плот хорошо слушается обеих гребей.
И вот плот подхвачен течением и несется на гряду камней. Несколько гребков — и они в стороне, но тут же впереди возникает новая гряда — и так на многие километры! Кроме этого на Китое масса сложнейших порогов, ступени водосливов, стоячие водяные валы и косые отбойные струи — нельзя расслабиться ни на минуту. На отдельных участках была такая масса камней, что уйти от них было просто невозможно. Первое время мы с тревогой прислушивались к жалобному скрипу трущейся о камни ткани баллона и ждали если не «взрыва», то зловещего шипения пузырьков воздуха, но постепенно перестали бояться за баллоны — они с достоинством выдержали испытание Китоем.
Правда, серьезная авария была, но исключительно по нашей вине. Мы посадили плот сразу на три огромных полупогруженных камня. То ли сказалась усталость от бесконечных маневров, то ли возросла самонадеянность, но дело было сделано: плот сидел «мертво». Решили стаскивать наше судно сантиметр за сантиметром. Стоя по грудь в воде, чуть сдвигаем его, потом еще чуть-чуть — и тут сквозь рев порога слышим хлопок, затем еще один... Наконец, плот сошел с камней и, тяжело осев, пошел в слив. Метрах в ста ниже порога причаливаем к берегу, бросаемся осматривать баллоны. Лопнула одна секция левого носового и одна правого кормового (в какой-то момент вся нагрузка легла на них — эти секции зажало между рамой и камнем). Длина разрывов доходила до 200 мм.
Однако после разгрузки плота весь процесс «реставрации», включая просушку, починку (необходимо отметить, что ткань баллонов прекрасно зашивается капроновыми нитками) и клейку, занял всего два часа.
На нашем пути коварное ущелье «Моткины щеки», начинающееся «непроходимым» водопадом. Решаем его обнести. (На разборку плота ушло полтора часа, еще два — на просушку баллонов и укладку их в рюкзаки.) Обнеся водопад, в устье Моткин-Гола, притока Китоя, собираем новый, плот и на нем — первыми в стране — идем через «Моткины щеки». Здесь пришлось полностью выложиться. Когда мрачные стены каньона остались позади, причалив, все рухнули на камни, долго молча курили, и только потом начали поздравлять друг друга.
Опыт 26-дневного сплава по Китаю позволяет внести несколько предложений по конструкции баллонов. Нам кажется, что, сохранив тот же диаметр баллона, его длину следует ограничить 2700—3000 мм. Тогда, в зависимости от условий сплава, их легче будет располагать вдоль или поперек плота. Хорошо бы, применяя новые синтетические материалы, снизить вес (есть ведь самодельные баллоны, которые при тех же габаритах весят 5—6 кг). К каждому баллону следовало бы прилагать чехол для удобства транспортировки. Крышки клапанов желательно снабдить воротком, а также предусмотреть крепление их к баллону во избежание потери.
В целом же наш вывод — баллоны незаменимы в сложных туристских походах! И хотелось бы поскорее увидеть их в магазинах Спорткультторга.
В последние годы в водном туризме появилось понятие «маршрут экстракласса». К этим маршрутам высшей категории сложности относятся и сплавы по таким горным рекам, как Башкаус и Китой. Для успешного прохождения подобных маршрутов необходима тщательная подготовка, отточенная техника управления плотом, высокая слаженность экипажа при выполнении маневров. Безусловно, состав группы должен соответствовать «Правилам проведения путешествий на территории СССР»; кроме оформления в маршрутной комиссии группа должна быть зарегистрирована в местной контрольно-спасательной службе.
Перечни литературы, схемы и краткие описания маршрутов по Башкаусу, впадающему а Чупышман и Телецкое озеро, и по Китою — притоку Ангары приведены в справочнике «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» (М., «ФиС», 1976 г.).
Публикуемые краткие очерки интересны, в первую очередь, тем, что в описываемых походах применялись надувные плоты «ПСН» и плот на основе надувных баллонов, о необходимости серийного выпуска которых уже не раз говорилось на страницах сборника.
Примечания
1. В задании нашей экспедиции был дополнительный пункт — проведение прочностных и эксплуатационных испытаний в объеме «Программы испытаний надувных прогулочных лодок из прорезиненной ткани», утвержденной главным инженером завода РТИ им. М. В. Фрунзе.