По традиции каждое лето крейсерские яхты Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г. И. Невельского отправляются в дальние плавания. В навигации 1971—1975 гг. яхты "Россия" и "Родина" прошли всеми морскими путями Амурской экспедиции Г. И. Невельского (см. сборники №39, №56, №63). В этих плаваниях десятки курсантов под командованием опытных яхтсменов-преподавателей пересекали Японское и Охотское моря, выходили в Тихий океан, неоднократно посещали остров Сахалин, Курильские острова, порты: Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский.
Велико значение таких плаваний для будущих командиров флота. По полтора-два месяца длились они, до 15 тыс. миль за плечами их постоянных участников, десятки лекций и бесед о Г. И. Невельском, своем училище и парусном спорте проведено в пунктах заходов.
В навигацию 1976 г. начат новый цикл плаваний — путями Первой и Второй Камчатских экспедиций В. Беринга, приуроченных к их 250-летию.
Летом 1976 г., помимо спортивных целей, экипажи яхт "Родина" и "Россия" ставили своей задачей отработку методов "моделирования" плавания судов В. Беринга на примере перехода бота "Св Гавриил" по маршруту: траверз порта Петропавловск-Камчатский — Усть-Болынерецк — Охотск. Наше плавание проходило в обратном направлении — из Охотска в Петропавловск. Яхтсмены имели копию шханечного журнала бота и его путь, нанесенный на современные карты.
Одновременно участниками плавания велись наблюдения за окружающей средой и проводились медикобиологические исследования.
Составы экипажей были такими. Яхта "Родина": флагман похода Л. Лысенко, капитан В. Белов, старпом В. Романов, штурман В. Чепурной, рулевые — В. Белоколодов, В. Сигитов, А. Винокуров. Яхта "Россия": капитан В. Манн, старпом А. Медведев, штурман В. Давлятшин, рулевые — В. Бехтерев, В. Пузько, М. Войтенко.
По полуденному сигналу пушки с Тигровой сопки Владивостока "Родина" и "Россия" И июля в сопровождении двадцати яхт покидают базу, направляясь в трудное и продолжительное плавание. А в 17.00 после торжественного прощания они уже выходят проливом Японец за пределы Амурского залива.
С утра 12 июля на море туман, видимость 3—4 кабельтова. Яхту "Россия" давно потеряли из вида, но она рядом, и мы поддерживаем с ней регулярную радиосвязь. В полночь ложимся на курс, ведущий в пролив Лаперуза. Под ударом налетевшего шквала наша новая алюминиевая мачта проходит первое серьезное испытание. Еще раньше при неудачной швартовке мачта получила прогиб в 15 см между верхними и нижними краспицами. Во время шквала прогиб мачты в месте сгиба увеличивается, несмотря на то, что яхта несет минимальную парусность. Шквал проходит, но беспокойство за прочность мачты не покидает нас.
Весь день 16 июля бьемся с радиоприемником, пытаясь принять прогноз погоды, но это не удается. Слышен Петропавловск, но нет Владивостока, а Петропавловский прогноз не захватывает наш район. Случайно ловим разговор диспетчера из Владивостока с одним из судов о возможном повороте тайфуна "Тереза" в нашу сторону. Крепим все по-штормовому. Готовим рейковый стаксель и штормовой трисель.
Вечером заметили по курсу зарево. Шли на него 5 часов 6-узловым ходом. Оказалось, что эту мощную иллюминацию устроили японские рыбаки, ловившие кальмара.
Утром 17 июля открылись берега Японии. Не меняя галса, входим в пролив между островами Хоккайдо и Рисири. Ветер усилился до 7 баллов. Идем под триселем. Мачта изогнулась в двух местах и теперь напоминает букву S.
Великолепное зрелище представилось нам в проливе. Виталий Белоколодов непрерывно щелкает затворами своей «многокалиберной» оптики, чтобы сохранить на фотопленке неповторимый вид уходящего за остров солнца, окрасившего все вокруг в багряный цвет.
19 июля. Порт Корсаков. Стоим во внутренней гавани. 555 миль пройдено за 188 часов. Это хорошее время, если учесть большую перегруженность яхт и состояние мачты на "Родине". Здесь нас ожидает новая деревянная мачта, доставленная из Владивостока на теплоходе в качестве резервной.
У нас много гостей. Представители печати, корсаковские яхтсмены и просто любопытные. Замена мачты вместе с подгонкой дельных вещей и такелажа заняла один день, и ночью 21 июля мы снова вышли в море. "Россия" задержалась на рейде для выявления девиации магнитного компаса. В 15 милях от мыса Анива зашли в ковш поселка Новикове, чтобы дождаться товарищей. В четыре часа дня на горизонте показался парус "России", и мы спешим в море. Ночью обогнули мыс Анива и взяли курс на север. Заметно похолодало, ночи безлунные, а из-за плотной облачности совсем черные.
В 4 часа утра 23 июля справа по носу показался остров Тюлений. До рассвета лавировали вблизи острова, а затем стали на якорь в 3 кабельтовых к северо-западу от него. На подошедшем мотоботе часть экипажа отправилась на берег.
День провели на острове. Осмотрели лежбище котиков и птичий базар. Лакомились яйцами кайр (лакомством их можно назвать условно). В сумерках покинули гостеприимный остров.
26 июля в 12 часов пришли на рейд Ныйского залива. Вход в залив — узкий, с баром и сильным приливо-отливным течением. На буксире входим и поднимаемся по реке Тымь до районного центра Ноглики, где бывали неоднократно. Здесь в 1973 г. экипажами яхт установлена мемориальная доска в честь первой высадки адмирала Г. И. Невельского на Сахалине. Тепло простившись со старыми и новыми друзьями, 29 июля мы вышли из Ногликов на Север.
Ночью 31 июля яхты миновали северную оконечность о. Сахалин — мыс Елизаветы на расстоянии 20 миль и взяли курс на о. Ионы, однако высадку на нем пришлось отменить ввиду плохой погоды и лечь на курс, ведущий в Охотск. 2 августа в 3.30 утра справа по курсу открылся огонь маяка Морекан. Это Охотск. Именно отсюда начинались обе Камчатские экспедиции Беринга. Именно отсюда пойдем по их следам и мы.
23 мая 1647 г. казачий десятник Семен Андреев Шелковник вышел с отрядом на берег Охотского моря в устье реки Охоты, где встретил более тысячи местных жителей, настроенных очень воинственно. Завязалась ожесточенная битва, в результате которой отряд Шелковника "за большим боем Охоту взял и зимовье поставил". Так было положено начало Охотска. С годами зимовье сменилось острогом, острог — портовым поселком, на верфях-плотбищах которого строились мореходные корабли. Коренной поворот в жизни Охотска наступил со времени организации Первой Камчатской экспедиции. Распоряжение о снаряжении этой экспедиции было собственноручно написано Петром I незадолго перед смертью. В инструкции, данной им, говорилось, что "надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами; на оных ботах возле земли, которая идет на норд... плыть и ...искать, где оная сошлась с Америкой".
Руководили экспедицией капитан I ранга В. И. Беринг с помощниками — лейтенантами А. И. Чириковым и М. П. Шпанбергом. Первый отряд экспедиции появился в Охотске в 1726 г., а на следующий год было спущено на воду судно, названное "Фортуной". Уже в августе "Фортуна" ушла на Камчатку, в Большерецк, доставив туда участников, экспедиции, грузы и снаряжение, которые затем были переброшены в Нижне-Камчатск по суше. Здесь весной 1728 г. построили "Св. Гавриил" — бот длиною 60, шириной 20 и осадкой 7,5 фута. На этом боте Беринг совершил первое плавание, во время которого было доказано наличие пролива между Азией и Америкой, частично исследованы берега Чукотки, открыты заливы Креста, Преображения и др.
В следующем 1729 г. бот "Св. Гавриил" вышел на поиски земли, о которой Беринг слышал от камчадалов. По всей вероятности, местные жители видели остров Беринга.
Выйдя в море 5 июня, Беринг берег курс на восток, но после трех суток безуспешной борьбы со стихией вынужден лечь на обратный курс. Обогнув мыс Лопатка, экспедиция 2 июля прибыла в Болыперецкое устье, а 23 июля пришла в Охотск.
Именно это плавание (только в обратном направлении) и предстояло нам повторить, следуя миля за милей маршрутом бота "Св. Гавриил".
Для этого мы пришли в Охотск, оставив за кормой 1437 миль, пересекли Японское море и прошли по меридиану все Охотское море. Три дня знакомимся с Охотском. Посетили косу, на которой прежде стоял Охотский острог, а теперь расположен рыбозавод. Коса галечная, неширокая. Могучий накат заглушает голоса. Прибойная волна вырастает на глазах выше человеческого роста и обрушивается на берег. На этой косе и сейчас находят монеты петровских времен, которые выбрасывает прибой.
На автобусе доехали до подножья гор, называемых здесь "Кавказом". В сторону моря выдается здание "Орбиты" с огромной антенной наверху. Выглядит оно необычно, стоя на границе трех стихий: моря, гор и бескрайней тундры.
5 августа мы вышли из Охотска и на его рейде штилели всю ночь. Только к полудню следующего дня подул ветер, постепенно набирая силу, и яхты легли на курс к камчатскому поселку Большерецк. Впереди путь длиною в пол-моря, самого неспокойного из всех морей СССР, где нередко бывают землетрясения и моретрясения, вечно дымят вулканы Курильских островов.
На этом переходе нам повезло. Большую часть времени шли с попутным ветром, делая по 100 миль в сутки.
Во второй половине дня 11 августа подошли к побережью Камчатки в районе рыбокомбината Октябрьский. В устье реки Большой вошли под парусами, однако встречный ветер и попутное течение сильно затрудняли управление яхтой, пришлось воспользоваться помощью вышедшего встретить буксира.
Именно в этом устье в 1737 г. при входе в реку был застигнут штормом и выброшен на берег бот "Фортуна".
Переход протяженностью 585 миль занял у нас 140 часов. Бот же "Св. Гавриил" совершил его за 156 часов. На этом переходе, как нельзя лучше, нам пригодилась добротная меховая одежда, шерстяное белье, шапки-ушанки, рукавицы и меховые спальные мешки. Климат северных районов Охотского моря приближается к арктическому.
13 августа яхты вышли в последний переход, а вечером 14-го миновали Первый Курильский пролив и вышли в Тихий океан. Океанская зыбь и слабые ветры сопровождали нас до самого Петропавловска, на рейде которого яхты стали на якорь ночью 17 августа.
Утром "Россия" и "Родина" вошли в порт.
Плавание закончено. Позади 2300 миль по генеральному курсу. Покидаем Петропавловск на борту п/х «Советский Союз» до следующей навигации.
На следующее лето цикл яхтенных плаваний по пути Беринга был завершен.
Начали мы с похода в те места, где когда-то был расположен Нижне-Камчатский острог, где бот снаряжали, откуда он отправился в историческое плавание, которое обессмертило имя Беринга. После трехдневного перехода наши яхты были ошвартованы в Усть-Камчатске, а мы на моторной лодке поднялись на 40 км по реке до нынешнего Нижнекамчатска. И не зря. Даже непродолжительные поиски на высоких берегах реки дали интересные находки: монеты той эпохи, нательный крестик, кованые корабельные гвозди и другие предметы.
Снова поднимаем паруса. Идем, все время сопоставляя приметные ориентиры с записями в шханечном журнале бота. Если наш эксперимент подтвердит правильность графической модели экспедиции, построенной А. А. Сопоцко, можно будет утверждать приоритет Беринга в целом ряде географических открытии.
6 августа 1977 г. яхты вышли из бухты Павла, следуя на северо-восток. В Анадырском заливе совершили переход от мыса Наварин до бухт Угольная и Преображения.
Экспедиция Беринга в 1728 г. плыла в Северный Ледовитый океан без карты, прокладывая путь другим мореплавателям и указывая месторасположения открытых ею земель. Выявлением географических открытий Беринга в последующие века занимались многие историки, географы и мореплаватели. Так, знаменитый русский мореплаватель п ученый Ф. П. Литке, командуя шлюпом "Сенявин", в 1828 г. прошел по маршруту В. Беринга в Анадырском заливе: он подтвердил, что "Св. Гавриил" открыл мысы Паварин и Фаддея.
9 августа участники нашей экспедиции занимались выявлением еще одного географического пункта, открытого экипажем "Св. Гавриила" в 17 часов 28 июля 1728 г. В тот день штурман записал в вахтенный журнал, что на северо-западе был виден «крутой вновь показавшийся угол» и по тому же направлению «высокая и крутая при море гора». Из той же точки, что и Беринг, штурман яхты "Родина" видел мыс Барыкова и гору высотой 430 м на нем.
12 августа яхты вошли в бухту Преображения — залив Св. Преображения, как называл эту бухту В. Беринг. В каком месте бухты бот "Св. Гавриил" стоял на якоре? Где В. Беринг высаживался на берег? Из какого ручья моряки брали воду? Где расположены остатки поселений, которые видел мичман Чаплин с матросами? Вот основные вопросы, которые предстояло разрешить участникам нашей экспедиции.
Удалось установить следующее. Бот "Св. Гавриил" стоял на якоре в бухте Преображения в 1,8 мили от ее вершины. Мичман с матросами высаживался в лагуне, расположенной в вершине бухты, они брали воду из ручья, впадающего в нее с восточной стороны. Название ручья на современных картах отсутствует, но в XIX веке здесь текла полноводная река Ледяная, по-чукотски Куйваем. Остатки поселения моряки могли видеть в северо-восточной части долины реки Ледяной. На этом месте найдены остатки предметов быта, сделаны их фотоснимки и зарисовки. После обработки этих находок можно будет сообщить более точные сведения об их значении.
Пройдя 14 миль на юго-восток от бухты Преображения, яхты находились в той же точке, откуда Беринг открыл бухту Безымянная, записав об этом в журнал: "В 7 часов были против губы, которая простирается на северо-восток, шириною 9 миль".
14 августа в вахтенном журнале яхты "Родина" было записано, что штурман "Св. Гавриила" 8 августа в 14 часов и 18 часов 30 минут брал пеленг на гору Большая, а в 20 часов — на мыс Столетия.
"Родина" и "Россия", вошли в Берингов пролив 18 августа. Около четырех суток они плавали в Северном Ледовитом океане, моделируя путь "Св. Гавриила При возвращении экспедиция Беринга плыла вплотную к берегу (в 1—1,5 мили) и хорошо видела большую часть азиатских берегов, хотя побережье Северной Америки и на этот раз было закрыто туманом. Участники экспедиции Беринга произвели опись и картирование азиатских берегов пролива. Положение этих берегов на итоговой карте Первой Камчатской экспедиции вполне соответствует современным картам.
Из-за тумана экспедиция яхт при плавании на север, так же, как и экипаж Беринга, не наблюдала американских берегов, и только на обратном пути ее участники увидели полуостров Сьюард. Экспедиция определила, что "Св. Гавриил" плыл не прямым курсом, а лавировал Беринг и его помощники вели активный поиск берегов Америки.
19 августа яхты, следуя по маршруту бота, пришли в то место, где находился Беринг в полдень 16 августа (по гражданскому календарю — 15 августа) 1728 г. В литературе сложилось ошибочное мнение, что указанная широта была пределом экспедиции Беринга при плавании на север. Но "Св. Гавриил повернул на обратный курс не в полдень, а в 4 часа дня, пройдя еще 11,6 мили на северо-восток. Экспедиция яхт, пройдя указанное расстояние в заданном направлении, достигла 67°24' с. ш.
Экспедиция яхт "Родина" и "Россия" доказала следующее. Беринг дважды прошел весь пролив, поднялся на 64 мили выше его, в Чукотском море обследовал участок водной поверхности в 50 миль длины и 20 миль ширины; произвел опись и картирование чукотского побережья: указал крайнюю восточную точку азиатского материка и сообщил, что к этой оконечности "земли никакой не подошло", а от "восточного угла" берег( поворачивает на запад. Достаточно ли этих аргументов? Мы думаем, вполне.
Беринг доказал наличие пролива, ныне заслуженно носящего его имя.
Многие выдающиеся мореплаватели впоследствии занимались анализом географических открытий Первой Камчатской экспедиции — Сарычев, Кук, Крузенштерн, Лисянский, Головнин, Коцебу, Литке, Макаров. Однако специальная экпедиция по моделированию плавания Беринга осуществлена впервые.
Получены данные, говорящие о приоритете Первой Камчатской экспедиции в 40 географических открытиях.
Наши плавания завершились открытием памятника Витусу Берингу и его спутникам в Бухте Провидения.