Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Путешествия
  • 1978 год
  • Проведение I всесоюзного соревнования по ДСП по «звездным» маршрутам
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Вторые всесоюзные соревнования водномоторников «Звездный-78»
II Всесоюзные многодневные соревнования «Звездного» плавания
Проведение соревнований любительских судов
Проведение соревнований любительских судов (Часть вторая)
Необоснованный запрет на проведение водномоторных соревнований
Четвертые Всесоюзные соревнования на приз «Катера и яхты»
VII Всесоюзные соревнования на приз «Катеров и Яхт» 1973 года
VIII Всесоюзные соревнования 1974 года на приз сборника
IV всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
IX Всесоюзные соревнования на приз сборника 1975 года
V всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
III Всесоюзные соревнования яхт на Кубок Черного моря
X Всесоюзные водно-моторные соревнования на приз сборника 1976 года
XII всесоюзные соревнования по водномоторному спорту на приз сборника


Проведение I всесоюзного соревнования по ДСП по «звездным» маршрутам

Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 72
          0


Июльское небо затянуто легкими серыми облаками, сквозь которые то и дело пробиваются лучи солнца. Разрезая крутую невскую волну, мимо гранитных набережных и заводских корпусов, мимо Смольного и «Авроры» проходят моторные лодки под флагами ДОСААФ. Финишируют участники I «Звездного» похода водномоторников, посвященного 60-летию Великого Октября.

Информация об изображении«Звездные» маршруты
«Звездные» маршруты
 
На бортах мотолодок необычные надписи: «Львов — Соловецкие о-ва — Ленинград», «Петрозаводск — Ленинград», «Киев — Ленинград», даже «Якутск — Ленинград»! Идет целая флотилия — шесть судов с московскими номерами и эмблемами клубов «Меридиан» и «Десант»; среди них выделяется огромный тримаран с просторной застекленной рубкой. Проходят моторки волжан — из города Тольятти, украинских досаафовцев из Днепропетровска. Все они спускаются сверху, с Ладоги, но вот четыре лодки появляются одна за другой из-под Кировского моста, со стороны Финского залива: это завершают морской переход суда таллинского спортклуба «Двигатель».

Лодки швартуются у причалов водной станции СТК — в саду Дзержинского, флагманы команд рапортуют об окончании спортивного плавания, сдают отчетные документы судейской коллегии во главе с А. М. Гарусовым — председателем всесоюзной комиссии многодневных соревнований по ДСП.

«Звездный» поход проводился именно как многодневное соревнование по ДСП. Его цели и задачи были сформулированы так:
  • пропаганда водно-моторного спорта и соревнований по ДСП как одного из путей повышения его массовости, привлечения к спорту широких кругов судоводителей-любителей страны;
  • повышение мастерства участников: приобретение опыта многодневных спортивных плаваний с соблюдением напряженного графика движения в любых самых сложных условиях;
  • обмен опытом работы по развитию водно-моторного спорта на местах и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Этот поход был не просто формально посвящен приближавшемуся юбилею. Уже Положение о соревновании с самого начала нацеливало участников на ведение активной общественной работы на всем пути следования судов. Предусматривалось, что судьи будут оценивать не только протяженность и сложность маршрута, затраченное время и четкость соблюдения заранее утвержденного графика, но и проведенные экипажем массово-агитационные мероприятия.


Информация об изображенииЛодки участников «Звездного-77» швартуются в Ленинграде
Лодки участников «Звездного-77» швартуются в Ленинграде
 
Команды девяти городов шли по заранее согласованным трассам — девяти лучам, сходящимся в центре «звезды», в колыбели революции — городе Ленина, овеянном славой беспримерного мужества и трудовых подвигов, И вот теперь на столе судейской коллегии оказываютея 27 крейсерских книжек и иипа судовых журналов. Кипит работа. Сравниваются километры и скорости. Придирчиво анализируются записи о состоявшихся беседах, докладах и встречах с ветеранами, посещении памятных мест.

Рассмотрев представленные материалы, судьи выносят решение: Приз ЦМК ДОСААФ вручить занявшей первое место команде города Тольятти, состоящей из трех экипажей, руководимых м. с. А. И. Семеновым. Их мотолодки «Прогресс-4» прошли 2340 км пути за 12 дней абсолютно точно по графику; проведенные ими мероприятия признаны наиболее интересными.

Второе место завили спортсмены из сухопутного города Львова (флагманы к. м. с. В. Ф. Пискунов и К. К. Обара). Пройденная двумя их «Прогрессами-4» с «Вихрями» трасса была признана наиболее сложной и интересной, львовская команда явно претендовала на лавры победителей, но... львовяне, как объяснил мне сам К, К, Обара, «перестарались и обогнали график на сутки, чего делать никак не следовало!». Пятеро из них уже выполнили нормы мастеров спорта по ДСП, трое — стали перворазрядниками.

Пунктом начала маршрута была столица республики — город-герой Киев, затем следовали путь водой до Орши и переброска сушей в Москву. После ремонта и стоянки в ЦВМК «Меридиан», где им была оказана необходимая помощь, львовские водномоторники продолжили плавание: через Рыбинку и Северо-Двинский канал, по Сухоне и Двине дошли до Архангельска. С восторгом вспоминают они, как пересекали Белое море и посетили Соловецкие острова, как выдержали шторм на Онежском озере. Отлично проявили себя Н. Г. Пискунова — единственная женщина (врач команды), Е. Ф. Величко, Ю. В. Марченко, Д. С. Федоров.


Третий львовский экипаж (капитан Л. Т. Панькив) по техническим причинам на Белое море не пошел, а прямо по Волго-Балту направился в Ленинград.

Надо отметить стойкость львовян, которые уже после финиша «звездного» похода — на обратном пути — прошли еще две трассы III категории трудности (Ленинград — Москва; Москва — Луцк). Большинство членов этой команды наплавало в общей сложности по 7500 км за одно плавание!

И все-таки героями «Звездного-77» по праву следует назвать даже не их, а двух спортсменов из якутского спортклуба «Искатель», двух Сергеев — Фролова (капитан) и Воронина. Они так поздно вышли на сверхдальнюю трассу, что практически надежды на своевременный приход в Ленинград с 9 до 14.00 29 июля было мало, однако друзья сделали невозможное. На «Крыме» с «Вихрем-25» они за 25 ходовых дней преодолели 8800 км по голубым дорогам Сибири и европейской части России. Достаточно сказать, что дважды суточный пробег якутских спортсменов превышал 600 км! А ведь путь был сложнейшим по числу препятствий. Мелководные пороги, переброски автомашиной и поездом в безвыходных ситуациях, прохождение шлюзов, бесчисленные заправки горючим, штормы на водохранилищах — все это пришлось выдержать экипажу. По их мнению, самым сложным для прохождения участком была Ангара с ее 32 опасными порогами. Случалось, что, даже поставив второй «Вихрь-М», они не могли преодолеть п метра на стремнине бушующего порога. А бывали на их пути и такие перекаты, когда можно было спуститься только на якорях.

Информация об изображенииКоманда города Львова, маршрут которой был признан наиболее интересным (2-е зачетное место)
Команда города Львова, маршрут которой был признан наиболее интересным (2-е зачетное место)
 
Перед их глазами открывались величественные картины преобразования Сибири. Они видели БАМ (в районе Усть-Кута), Усть-Илимскую и Братскую ГЭС. С восторгом рассказывают они. например, об огромной работе по развитию спорта в молодом городе Усть-Илимске. Большое впечатление произвел на них новый городской яхт-клуб; парус входит в жизнь тружеников Сибири. Много различных встреч было на нелегком их пути. Им охотно оказывали посильную помощь рабочие лесхозов, нефтяники Тюмени, сплавщики, геологи, речники, шоферы, но с особой теплотой вспоминают они персонал нефтебазы в Плесе и директора ее В. В. Александровского.

Вот как проходил их маршрут: Якутск — Усть-Кут — переброска машиной (165 км) до Илимска; по Ангаре и Енисею до Красноярска; затем переброска (525 км) на машине, до Кемерова на р. Томь; далее по Оби, Иртышу, Тоболу и Туре до Тюмени, погрузка на железнодорожную платформу и переброска в Казань; от Казани «спокойное» плавание по Волге и Волго-Балту.


Не обошлось и без происшествий. На Волго-Балте в районе поселка Аннинский Мост их плавание едва не закончилось трагически. В темноте при расхождении с встречным теплоходом они вылетели на камни, корпус «Крыма» получил пробоину и огромную вмятину на левом борту. Др Ленинграда оставалось 700 км и очень мало времени. Предельно уставшие гонщики заделали пробоину и снова помчались вперед. Они не только дошли, но и участвовали на своем судне в параде, посвященном Дню Военно-Морского Флота СССР.

За проявленные спортивное мастерство и волю к победе экипаж отважных якутян был награжден специальным призом.

Несколько слов о составе и маршрутах некоторых других команд. Один из двух киевских экипажей (флагман Ю. С. Окороков) шел через Москву — «нормальным» судоходным путем, а второй, как и вся команда днепропетровцев (три «Прогресса-2»; флагман м. с. Н. Е. Зубрев), выбрал другой маршрут, ведущий «прямо» на север. Эти суда поднялись по Днепру до Орши, а оттуда были переброшены на автомашинах в верховья Ловати. По карте местом конца «волока» и начала движения вниз по Ловати была выбрана деревня Подберезье — в 100 км ниже г. Великие Луки, однако практически река здесь оказалась слишком тяжелой даже для спортивного плавания: на сравнительно небольшом участке пути до г. Парфино днепровским лодкам пришлось преодолеть каскад из 55 порогов с перепадом высот от 0,5 до 2 м.

Редкое и довольно сложное 400-километровое плавание по Финскому заливу совершили таллинские водномоторники под руководством м. с. В. В. Тинта. Они шли на «Днепре», «Оке-4» и «Прогрессах-4».

Мастера спорта из г. Ровно A. Бурко (капитан) п А. Космачук выступали на полуспортивной мотолодке, построенной по проекту B. В. Вейнберга, приведенному в сборнике №44: это самое маленькое судно среди всех участвующих в соревновании (длина — 3,62 м; ширина — 1,6 м), зато можно смело сказать, что ни одна Другая лодка не имела столь большой килеватости — 21° на транце! Лодкой «мореходы» довольны: она под «Москвой-30» хорошо показала себя при пересечении Рыбинского водохранилища и на Великих озерах. А еще раньше — им пришлось пройти по «закрученной» Горыни, красавице Припяти и седому Днепру до Смоленска, оттуда на грузовике переброситься в Ржев, а уже с верховьев Волги пробиваться к Волго-Балту. Трассу общей протяженности 3160 км они прошли за 16 суток, включая потери времени на ремонт мотора и корпуса лодки и задержку у Рыбинки из-за непогоды. Отличные спортивные показатели!


Информация об изображенииСамое крупное из участвующих судов— тримаран московского клуба «Десант»
Самое крупное из участвующих судов— тримаран московского клуба «Десант»
 
Ленинград был представлен тремя судами (флагман А. Малышев), Петрозаводск — одним (В. Тропин). Самой многочисленной оказалась наша московская эскадра, занявшая третье место (флагман — автор этих строк): три тримарана, «Темп», «Казанка-2М» и «Суперкосатка».

Попутно хочется посвятить еще несколько слов судам. Выражая общее мнение тех, кто пришел в Ленинград на «Крымах», считаю, что на сегодня это — лодка, во всех отношениях самая подходящая для ДСП, совершаемых вдвоем и под одним мотором. За пять навигаций я только в ДСП прошел на «Крыме» более 20 тыс. км. В полном грузу под одним ПМ на нем за светлое время суток можно пройти 300—400 км, поддерживая среднюю скорость 30—33 км/ч. Конечно, его сильно «бьет» на короткой речной волне, как и любую другую прогулочную мотолодку, однако на большой волне он ведет себя хорошо. Мне не раз приходилось преодолевать на нем 1,5-метровую волну.

Дополнений особых не делал, установил габаритные огни и скромный пульт управления. На носовой палубе закрепил спасательный круг (на резинках от эспандера); в него укладываю якорь па специально наклеенную резину. На ветровое стекло поставил дворники. В кокпите добавил пенопласта, так как заводского явно недостаточно. В ДСП заднее сиденье не берем — спальные места устраиваем на двух надувных матрасах.

Большое преимущество «Крыма» — просторный подмоторный отсек. В нем размещаются пять канистр смеси (100 л), две 10-литровые канистры с автолом, 5-литровая канистра с чистым бензином, а также насос, шланг и т. п. Одним словом, кокпит от ГСМ свободен! Поскольку открытый подмоторный отсек опасен при потере хода на волнении, пришлось сделать «мягкий» самоотливной рецесс из плотного брезента. Брезент на наружной стороне транца крепится к штатным транцевым ручкам и зажимается струбцинами ПМ, а по бокам растягивается при помощи четырех люверсов (для прохода штуртроса делаются два отверстия ∅10 мм). Кокпит до переднего сиденья дополнительно закрываем отдельным полотнищем на двух низких (180 мм от верха бортов) продольных дугах.


Из лодок под два мотора неплохо зарекомендовала себя «Казанка-2М». Как отмечали капитаны Л. Панькив и К. Острейко, минус ее в том, что она требует очень тщательной центровки при расположении груза (при нарушениях ее начинает дельфинировать) и мощности не менее 50—60 л. с. Очень популярны для ДСП «Прогрессы-4», однако спортсмены из Тольятти и Львова рассказывали, что при приемке запаса топлива на этих лодках обычно возникают трудности с расположением ГСМ в кокпите: по-прежнему вызывает опасения прочность транца при установке двух «Вихрей».

Прекрасно зарекомендовала себя одна из немногих лодок самостоятельной постройки — построенная в Москве «Суперкосатка», ведомая М. Вьюновым. На мой взгляд, это лучшая лодка для ДСП под два мотора.



Четыре дня провели в гостеприимном Ленинграде участники 1 Всесоюзного «звездного» похода, посвященного 60-летию Великого Октября и 50-летию ДОСААФ. Оргкомитет соревнований, возглавляемый И. П. Мазуруком, Городской комитет ДОСААФ во главе с И. Р. Дубяго и члены ленинградского оргкомитета под руководством Л. М. Леванта сделали все возможное для хорошей встречи участников. Время пребывания гостей в Ленинграде было четко продумано и спланировано, подготовлены места для ремонта техники и заправки, стоянки судов, отдыха людей. Участники «Звездного-77» посетили Площадь жертв революции и Пискаревское мемориальное кладбище, осмотрели Памятник защитникам Ленинграда, совершили автобусную экскурсию по достопримечательным местам. 31 июля — во время празднования Дня Военно-Морского Флота СССР — посланцы десяти городов на своих судах прошли вдоль строя стоящих на Неве боевых кораблей Дважды Краснознаменного Балтийского флота. За участие в параде перед 150 тысячами ленинградцев, заполнивших набережные, водномоторники получили высокую оценку командования ЛВМБ.

1 августа в Доме Обороны состоялась 1 Всесоюзная конференция спортсменов-водномоторников, занимающихся ДСП. Были подведены итоги «Звездного-77», возродившего славные традиции агитпоходов, которые восходят к годам становления водномоторного спорта, начала отечественного катеро- и моторостроения. Давая в целом высокую оценку I «звездному» походу, конференция приняла решение рекомендовать проведение таких многодневных соревнований по ДСП регулярно — не реже чем через год. Выступающие отмечали, что подготовленные ЦК ДОСААФ новые классификационные нормы по ДСП чрезмерно усложнены; что ЦК ДОСААФ надо включать в план работы низовых организаций подготовку разрядников по ДСП; что ФМВС стоило бы ходатайствовать о льготах при шлюзовании и заправках на АЗС для спортсменов, участвующих в многодневных соревнованиях по ДСП. Единодушно была отмечена большая заслуга совета ЦВМК «Меридиан», возглавляемого М. П. Петровым, в организации I «звездного».

Говорилось и о некоторых недостатках в подготовке «Звездного-77». Так, выяснилось, что команды ряда городов не смогли пойти в Ленинград только потому, что Положение о соревновании было разослано слишком поздно, на местах участие в походе не всюду успели запланировать и подготовить. Как это ни печально, на сегодня приходится констатировать, что в органах ДОСААФ, да и в ФВМС СССР многодневным соревнованиям по ДСП вообще внимания уделяют мало. Занятия этим видом спорта на местах не культивируются, не планируются и соответственно часто не финансируются. Исключение составляет, пожалуй, только Львовский обком ДОСААФ, возглавляемый П. В. Володенковым; неудивительно, что здесь сильная команда, есть у нее и перспективы и рост мастерства, плавают Львовские экипажи очень много и по самым сложным трассам. (На нынешний год запланированы ДСП более чем тридцати львовских экипажей с выходом на Байкал, Каспий, Северный морской путь.)

Очевидно, что явный успех «Звездного-77» и проведенная после него I Конференция будут способствовать коренному изменению отношения к многодневным соревнованиям по ДСП в самом ближайшем будущем. А пока пользуюсь случаем сообщить, что, в соответствии с высказанными на конференции пожеланиями, уже начата подготовка к «Звездиому-78», посвященному 60-летию Советской Армии. Центром «звезды» II Всесоюзного многодневного соревнования но ДСП будет Волгоград. Сбор команд назначен па 21 июля с 9.00 до 14.00. Экипажи должны пройти трассы не менее 3300 и не более 6000 км. Результаты соревнования пойдут в зачет I лично-командного чемпионата СССР но многодневным соревнованиям на моторных судах. Победители его определятся по сумме набранных очков за ДСП и две 5-мильные скоростные гонки, проведенные в Волгограде для участников «Звездиого-78».

Комиссия многодневных соревнований по ДСП призывает всех водномоторников страны взвесить свои силы и активно включиться в подготовку к походу 1978 года.

До встречи в городе-герое Волгограде!


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Нантакет по правому борту — глава из книги Терезы Ремишевской
Шайтан-каюк на Амударье — из истории нашего катеростроения
Первый заграничный парусный поход под красным флагом
50-летний юбилей московских яхтсменов
Путешествие по каньонам Башкауса на плотах «ПСН-10»
На туристских плотах из камер по реке Китой
Кругосветный рейс яхты-полутонника «Кор Кароли»
Путешествие по Байкалу на мотолодках длиной 2000 км
Иркутский катер «Баргузин» снова на Байкале
Поход на байдарках по Байкалу
История отечественного флота боевых катеров
Рассказ «Остров» писательницы Сьюзан Бланшар Элдер
Путями Первой и Второй Камчатских экспедиций Беринга
История конструкций плотов для океанских плаваний
Пересечение экватора на корабельной шлюпке

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Проведение I всесоюзного соревнования по ДСП по «звездным» маршрутам

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
В дальний поход на самодельной лодке «Пионерка»
Сто лет назад в Петербурге была шхуна «Утренняя заря»
Капитан Дей Флеминг идет через океан
Из Нью-Йорка в Париж на катере «Спирит оф Нашвилл»
ОСВОДовский рейд по Тюменскому краю
Путешествие Колина Куинси через Тасманово море
Путешествие на парусниках по озеру Кереть
Первые страницы истории Советского парусного спорта
Плавание на яхте «Арктика» по Средиземному морю
Слово о балтийских охотниках — катерах «МО»
История создания катеров типа «Малый охотник»
В Баренцево море на моторно-парусной яхте
Повторение плавания к Америке совершенное Св. Бренданом
Интервью у Яна и Петра Паты на борту «Каравеллы»
Плавание на яхте «Гедания» из Арктики в Антарктику


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 14 + 18 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории