Центральная пресса за последнее время не раз обращалась к теме необоснованных запретов на пользование маломерным флотом, ибо слишком уж отчетливо стали проявляться неизбежные издержки этих запретов — экономические, социальные. Поутихли несколько нападки на водномоторников, наконец-то настал, видимо, черед трезвого подхода и анализа.
«Мель на горизонте» обнажает тревожную перспективу отечественного водно-моторного спорта. Но кроме спортсменов-водномоторников в стране насчитывается еще около трех миллионов судоводителей-любителей, не считая членов семей, тяготеющих отдыху на воде. Конечно же, пренебрегать их интересами нельзя. Тем более, что эти люди практически не пользуются такими социальными привилегиями, как путевки в санатории и дома отдыха самостоятельно решая проблемы свободного времени Не стоит сбрасывать со счетов и то, что именно через любительство лежит порой путь в большой спорт.
Только не очень-то считались с этим исполкомы некоторых местных Советов. Никто даже не задумывался о том, что, вводя полный запрет или различные ограничения лишает тем самым людей единственного любимого вида отдыха, не говоря уже о наносимом им материальном ущербе. Такие решения местных органов власти дали людям основание говорить даже о... социальной несправедливости. Вот ведь как далеко зашло дело!
Необоснованный запрет — самая больная тема наших читателей и сегодня. Давайте процитируем некоторые из их писем:
B. Мозурас (Каунас): «Семикилометровую зону плавания отвели судоводителям-любителям клуба «Жуверда» на Каунасском водохранилище, а ведомственные суда большого водоизмещения и суда на подводных крыльях не знают здесь ограничений. В городе осталось несколько десятков моторных лодок от двух тысяч».
А. Герасимов (Харьков): «Два десятилетия действует у нас запрет, но воды Северского Донца не стали чище. Харьковский опытный коксохимзавод превратил прекрасную некогда реку Уда в сточную канаву».
А. Огарков (Челябинск): «На большие челябинские озера не пускают даже с маленьким мотором «Салют-2». Надо, конечно, искать пути наименьшего отрицательного влияния на природу, но нельзя идти путем запрета. Ясно, что запретить гораздо проще, чем работать над совершенствование к двигателей и организацией порядка на водоемах».
C. Карманов (Мурманск): «Разве владельцы моторов виноваты в том, что соответствующие ведомства не совершенствуют производство?»
А. Проценко (Херсон): «Создается мнение, что местные Советы могут успешно бороться только с моторными лодками, а на остальных загрязнителей воды у них не хватает ни духа, ни сил...»
Даже из таких коротких выдержек ясно, насколько многоаспектна названная проблема. Мы не берем во внимание малые реки и озера, заповедные зоны и нерестилища, места, гнездовий птиц и т. д. Запреты на плавание в тех акваториях нельзя не приветствовать. Разумные ограничения, дифференцированный подход к водоемам, сбалансированная нагрузка на квадратный километр, строгое соблюдение навигационных правил и «Водного кодекса» — вот что должно определять возможности использования маломерного флота. Когда люди, призванные заниматься этим по долгу совести и службы, уходят от такой работы, начинает срабатывать волюнтаристский принцип — объявляется безоговорочный запрет...
Чтобы как-то его обосновать на местах организовывались даже «пожелания трудящихся», некомпетентные люди начинали выдвигать свои домыслы за прописные истины. Как попала, например, такая цифра в научную литературу: лодочный мотор выбрасывает в воду ежегодно 12 кг нефтепродуктов? Ведь для этого ему надо переработать за навигацию по меньшей мере три тысячи литров бензина. Цифра фантастическая для сегодняшнего судоводителя-любителя.
Подобного рода «популяризация» лодочного мотора привела к тому, что в промышленности были свернуты, по существу, все изыскания путей совершенствования мотора, создания «чистого» образца. Нет сегодня разработок дизельного подвесного мотора с выхлопом в воздух, не создаются новые марки легко растворимых в воде масел, способных к быстрому биологическому распаду, нет ГОСТа, регулирующего нагрузку на воду...
Запрет был продуктом бездеятельности и породил бездействие в тех сферах, которые работали прежде на маломерный флот страны. И тем не менее лодочный подвесной мотор не утратил права на свое существование.
Отметим, кстати, еще одну странную особенность. Именно там, где запреты введены, состояние воды вызывает особую тревогу и, увы, уже не по вине маломерного флота. Не пора ли нам изучить международный опыт. Высокоразвитые страны Европы, США и Япония «переболели» запретами и пришли все-таки к созданию таких моторов, которые не наносят ущерба природе.
Анализируя читательскую почту и учитывая настоятельные просьбы водномоторников, мы решили провести очередной наш рейд-смотр по тем водоемам, где давно уже введены запреты на пользование любительскими моторными судами. Публикуем сегодня материал рейда по Воронежской области.
Итак...