Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Проблемы малого флота
  • 1988 год
  • Путь к мастерству: как пройдут его юные спортсмены?
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Советские спортсмены на первенстве мира по водно-моторному спорту
Советские спортсмены на зарубежных парусных гонках 1967 года
Наши спортсмены на 13-й регате «Уоррелл-1000» 1987 года
У нас в гостях «Юные сказочники за мир» из США
Спортивный путь Валентина Манкина
Робин Грэхем продолжает путь от Африки до Южной Америки
Простой и экономичный путь к морю по версии киевских яхтсменов
Катамаран «Табу» продолжает путь
Первенство Черноморского флота юных спортсменов 1986 года
Путешествие на яхте «Юность» по Баренцеву и Белому морю
Прогулочный катамаран Юнга
Швертбот «Юнга» бесшпангоутной конструкции
Опыт изготовления пуансона
Распределение объемов публикации основных разделов журнала


Путь к мастерству: как пройдут его юные спортсмены?

Год: 1988. Номер журнала «Катера и Яхты»: 131
          0


— Когда я начал работать тренером, — пишет нам Виталий Викторович Полетав в, — мне хотелось найти рецепт — как готовить настоящих спортсменов? В специальной литературе подобных рекомендаций не было. На всесоюзных семинарах тренеров, слушая выступления коллег и представителей науки, спрашивал себя: получил ли я, наконец, искомый рецепт? Всем нам, наверное, хотелось бы иметь расписанную по дням и часам программу, а лучше поурочные конспекты на весь период подготовки, превращающей новичка в истинного мастера.

Теперь, проработав тренером 15 лет, стал понимать, что таких подробных рекомендаций нет и быть не может. Более того, с руководствами такого рода было бы вредно и неинтересно работать. Такие конспекты с учетом индивидуальных способностей спортсмена, его характера и психологической подготовки должен составлять сам тренер, ибо процесс воспитания большого спортсмена многогранен и, как правило, индивидуален.

Но, как бы то ни было, литература по общим вопросам подготовки спортсменов-парусников у нас есть. Можно назвать книги Ю. А. Ларина и Ю. В. Пильчина «Подготовка яхтсмена-гонщика, Э. Твайнейма «Стартовать, чтобы побеждать», А. Чумакова «Школа парусного спорта». В перечисленных книгах немало советов и практических рекомендаций, которые помогают тренерам в их деятельности. Но работа с детьми имеет свою специфику, которая практически не отражена в специальной литературе...

В предлагаемой статье В. Полетаев высказывает свое мнение по трем, как он считает, самым важным вопросам работы с детьми.

А какого мнения придерживаетесь вы? Какие проблемы волнуют вас, детские тренеры? Напишите нам.



В настоящее время одним увеличением объема тренировочных нагрузок добиться высоких результатов очень сложно. Нужно повышать качество всего тренировочного и воспитательного процесса. А вот как его повысить? Очень хотелось бы пригласить коллег-тренеров высказать свои соображения по этим проблемам.

Первый вопрос, на котором стоит остановиться, — формирование групп и организация работы с ними.


Информация об изображенииШвертботы класса «Оптимист»
Швертботы класса «Оптимист»
 
Тренер трехкратного олимпийского чемпиона по горным лыжам Жана-Клода Кили О. Боне как-то сказал: «Для того, чтобы победить в таком индивидуальном виде спорта, как горные лыжи, сначала нужно создать команду». Его слова в равной степени можно отнести и к парусному спорту. На создание группы-команды уходит 1—2 года. Есть два способа организации работы со спортсменами. Первый из них, когда тренер работает с определенным классом судов в зависимости от контингента школы и количества тренеров в ней. Так построена работа в сборной команде страны и команде ВС СССР. Работа с одним классом дает возможность объединить способных ребят в одну группу и вести тренировочный процесс по единому плану. Но получится ли команда при переходе от одного тренера к другому? Захотят ли тренеры осуществить эту передачу?

Есть и вторая схема. Тренер, набрав новичков, ведет их до выпуска из школы. Ему приходится одновременно работать со спортсменами, выступающими на различных классах судов. При такой организации работы, имея различных по возрасту спортсменов, трудно создать команду единомышленников, сложно осуществить плодотворный учебно-тренировочный процесс. Но зато нет перехода к другому тренеру и не возникает сложности во взаимоотношениях с новым тренером и членами новой группы.

Есть еще одна форма тренерской работы, которую можно назвать бригадной, но она никак не отражена в нормативных документах. Суть ее в том, что тренеры, передающие друг другу спортсмена по мере роста его мастерства, представляют собой группу единомышленников, постоянно координирующих свои действия и обменивающихся информацией. Правда, количество «этапов», а значит, и тренеров в бригаде, стоит ограничить двумя-тремя. Более «дробное» деление процесса подготовки вряд ли положительно скажется на спортивном уровне спортсмена, да и действительных единомышленников для большой бригады подобрать сложно.


Именно такая форма тренерской работы представляется мне на сегодняшний день оптимальной и, думается, должна найти отражение в соответствующих документах.

О возрастном составе групп. В таком технически сложном виде спорта, как парусный, на мой взгляд, набирать в группы начальной подготовки детей 8—9-летнего возраста необязательно. Лучше привлекать к занятиям ребят 12—13 лет. То, что малыши осваивают за 2—3 года, старшие постигают за год. А если и набраны группы малышей, то при работе с ними нужно уделять больше внимания общей физической подготовке и играм, в том числе и играм на воде, без участия в соревнованиях, особенно во всесоюзных.

Участие во всесоюзных соревнованиях на выезде для спортсменов в классе «Оптимист», наверное, надо сократить. Очень много детей приезжают, к примеру, в Севастополь на Первенство КЧФ (в классе «Оптимист» их бывает более 200); средства тратятся большие, тренеры уезжают с 2—3 спортсменами, а остальная группа остается на этот период без тренера.

Участвуя с детских лет в выездных соревнованиях, спортсмены быстро устают и от них, и от выездов на сборы, и рано заканчивают свои выступления, уходят из большого спорта. Пример тому — известные наши яхтсмены А. Кудрявцев, А. Мудриченко, В. Акименко...

Создается впечатление, что соревнования на первенство в классе «Оптимист» нужнее взрослым, чем детям: для них, по моему мнению, надо проводить больше местных соревнований.

Материальная часть в парусном спорте имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов. Но правильно ли мы поступаем, когда мальчиков, которые занимаются парусным спортом 2—3 года, тренеры, теряя уйму времени, обеспечивают легкими и скоростными лодками, нарушая иногда и правила класса? Идет ли это на пользу спортсмену, который чаще всего знает об этом нарушении? Не калечим ли мы нравственно маленького человека? Ведь основное правило парусных соревнований — «Принцип честной спортивной борьбы»!

С первых дней занятий парусным спортом дети слышат бесконечные разговоры о качестве корпусов, рангоута, парусов. Не освоив по-настоящему и азов парусного спорта, они при любых неудачах ищут вину не в себе, а ссылаются на плохую материальную часть, наивно полагая, что все делали правильно.

Очень удачно выбран класс «Луч» как очень жесткий монотип. А что на деле? Уже есть лодки специального изготовления, паруса разрешено шить новые и перешивать серийные. И снова начинается, по существу, соревнование возможностей тренеров в постройке и пошиве...

Ч. Мархай на основе экспериментальных данных сделал вывод, что даже лучшие рулевые на лавировке только один раз из десяти ходят лучшим образом. Не будем вдаваться в правильность его методики и не будем полемизировать. Бесспорно одно — она недалека от истины.

И начинающим, и опытным спортсменам есть над чем работать, особенно, если речь идет о совершенствовании мастерства в управлении судном. И, наверное, качество материальной части должно соответствовать мастерству спортсмена, но ни в коем случае не обгонять его.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Реалии и надежды малого флота
Семинар конструкторов и строителей яхт
Катер-рекордсмен «Вирджин Атлантик Челленджер II»
Сюжет для любителей «микро» моторных лодок
Госинспектор: права и обязанности
Налог за «лошадиную силу» и вопросы по регистрации судна
Необоснованные запреты на использование лодочных моторов
Модель «рижского корабля» для Музея истории города Риги
Сообщения: канал, якорь, криоланг, пароход, парашютист, река...
Через Атлантику на катере «Галеон» без экипажа
Убийство конструктора гоночных катеров Дональда Аронау
Петр Богданов — спад интереса к водномоторному спорту
Необоснованный запрет на проведение водномоторных соревнований
Всесоюзный рейд-смотр «Как хранители воду хранят»
Стартовал кругосветный поход на яхте «Икар»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Путь к мастерству: как пройдут его юные спортсмены?

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Новинки моторных судов на водномоторных соревнованиях 1987 года
Мнение специалиста об итогах оптовой ярмарки «Культтовары-87»
Катамаран для морского туризма «Пантер-44»
Гребной винт со съемными лопастями «Эдванс-15»
Быстроходный катер-перехватчик фирмы «Темпест Марин»
Правила постройки детского буера класса «ОЛ»
Сообщения: письмо, рандеву, отель, капитан Кук, литератор...
Всесоюзный рейд-смотр «Малый флот на реке на Волге»
Катера «Гепард», «Барс», «Пума» для народного хозяйства
Строится крейсерско-гоночная яхта «М-37» III класса IOR
Первая серийная яхта класса «Микро» в ПНР
Яхта для кругосветного плавания «Икар»
Политехнический институт в Ковентри проектируют малые суда
Обмен ранее выданных судовых билетов
Перечень вопросов для составления билетов для судоводителей


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 40 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории