Естественно, общего ответа быть не может. Чаще всего действия инспекторской службы вполне правомочны, но бывают, к сожалению, и досадные исключения.
Только один пример. В Хабаровском крае, вопреки действующей инструкции Главного управления о порядке введения новых правил плавания, краевая госинспекция обязала судоводителей-любителей сдавать экзамены по новым правилам с соответствующей оплатой. Такая «самодеятельность» хабаровской инспекции получила вполне определенную оценку — ее работники были наказаны.
А на Украине порядки другие. Вот начальник ГИМС УССР В. В. Русаков уведомляет: «Учитывая, что в торговой сети нет пособий, по которым судоводители могли бы самостоятельно подготовиться, нами разработана 12-часовая учебная программа по новым Правилам, причем оплату за обучение судоводителей устанавливает руководство курсов...» Если называть вещи своими именами, санкционирована еще одна акция по «укреплению материальной базы» ГИМС. Плата за курсы, плата за экзамен... Снова мы отмечаем отсутствие единства в действиях двух республиканских инспекций. Вот почему редакция вынуждена делать оговорку: сегодня отвечают вам, уважаемый читатель, специалисты ГИМС РСФСР. В других республиках могут действовать совсем другие правила, и ответы будут другие.
Вернемся, однако, к разговору о правах инспекторов. Судя по письмам читателей, в ряде случаев с этими правилами недостаточно знакомы и сами инспекторы. Далеко не всюду кадры ГИМС полностью укомплектованы хорошо обученными людьми, кое-где самим работникам ГИМС просто необходима специальная подготовка.
Пишет группа читателей из города Железногорска-Илимского Иркутской области: «Второй год функционирует у нас ГИМС. Старшим инспектором поставили сугубо сухопутного человека — он шофер Не имеет ни специального, ни общего среднего образования. Имеет ли он право принимать экзамены? Как он может читать чертежи построенного судна, предъявленного на техосвидетельствование? От него не получишь ни квалифицированной консультации, ни совета...»
На подбор и обучение кадров необходимо время. Однако решать все неизбежно возникающие в практической работе вопросы надо, не откладывая, уже сегодня. И то обстоятельство, что в составе инспекций еще попадаются горе-специалисты, никак не освобождает судоводителей-любителей от необходимости знать и строжайше соблюдать действующие правила. При этом каждому, кто садится за руль, совсем нелишне четко представлять себе права и границы полномочий госинспекторов ГИМС.
На наиболее часто встречающиеся в письмах читателей вопросы, касающиеся этой темы, отвечает заместитель начальника Главного управления ГИМС РСФСР В. В. Антонов.
Каким документом определены права и обязанности государственных инспекций?
Основным документом служит «Положение о ГИМС РСФСР», в котором изложены практически все права и обязанности государственных инспекций. Положение утверждено в 1985 г. Советом Министров РСФСР. Нормативными документами устанавливается порядок пользования этими правами. Действующая инструкция по этому вопросу утверждена приказом Минжилкомхоза РСФСР и согласована с Министерством юстиции Российской Федерации. Содержание этой инструкции и послужило основой для ответов на большую часть заданных читателями вопросов.
Как можно в общем виде сформулировать основные обязанности работников ГИМС?
Обеспечивать укрепление правопорядка на водоемах, безопасность плавания, охрану жизни людей на воде и охрану окружающей среды — таковы основные обязанности работников ГИМС. При этом необходимо выполнять требование Положения о ГИМС, гласящее, что «каждый работник государственной инспекции обязан проявлять высокую культуру в работе, быть тактичным и вежливым в обращении с гражданами, чутким и внимательным по отношению к судоводителям».
Какие права имеет государственный инспектор ГИМС РСФСР?
В категорию государственных инспекторов ГИМС РСФСР входят не только инспекторы отделений и участков, но и начальники спасательных станций и маневренных поисковых групп.
Инспектор ГИМС имеет право:
- остановить любое поднадзорное ГИМС судно;
- запретить пользование маломерным судном, если его состояние угрожает безопасности судоходства, не отвечает требованиям безопасности плавания, наносит вред окружающей среде;
- в необходимых случаях направить судоводителя на проверку знаний, а также на медицинское освидетельствование для установления годности к управлению маломерным судном;
- отстранять от управления судами лиц, не имеющих соответствующего удостоверения на право управления маломерным судном, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии (направить их на медицинское освидетельствование для установления состояния опьянения);
- проверять документы: требовать предъявления удостоверения на право управления маломерным судном, регистрационных документов (судовой билет, технический талон, доверенность и др.), а у судоводителей судов, используемых для производственных целей, кроме того, путевой (маршрутный) лист и документы на перевозимый груз;
- в случае необходимости составить протокол об административном правонарушении.
В каких случаях инспектор ГИМС имеет право остановить судно, поднадзорное инспекции?
Общее правило таково. Инспектор не имеет права оставить без внимания ни одно заведомое нарушение действующих правил учета, регистрации и технического надзора, правил пользования маломерными судами, правил охраны жизни людей на воде. В частности, он подает нарушителю сигнал остановиться:
- если характер движения судна вызывает сомнение в способности судоводителя им управлять (независимо от причины — нетрезвое состояние, чрезмерная усталость и т. п.);
- если в техническом состоянии, внешнем виде судна, расположении груза, количестве пассажиров и их поведении замечены явные отклонения от установленных требований;
- если возникла необходимость проверки документов.
В каких случаях инспектор ГИМС может изъять у судоводителя-любителя удостоверение?
- Если необходимо наложить взыскание в виде лишения права управления маломерным судном или сделать соответствующую отметку в талоне предупреждений;
- если обнаружены явные признаки подделки удостоверения или талона предупреждений;
- если у судоводителя отсутствует талон предупреждений;
- если судоводитель направляется на проверку знания правил.
В последнее время инспекции ГИМС практикуют передачу маломерных судов, принадлежащих нарушителям, на «штрафные стоянки». В каком порядке это должно осуществляться?
Передача маломерных судов для хранения за счет судовладельца на базы предприятий, учреждений и организаций предусмотрена Положением о ГИМС РСФСР и может производиться инспектором в строго определенных случаях:
- если судоводитель не способен управлять судном или на судне нет судоводителя;
- если у судоводителя нет удостоверения на право управления судном, регистрационных документов или путевого листа;
- если в техническом состоянии судна замечены явные отклонения от установленных норм.
При передаче судна составляется акт, который подписывается также должностным лицом базы и владельцем судна (при отсутствии владельца— двумя понятыми, присутствовавшими при осмотре судна и составлении акта).
Иногда начальники инспекций вводят ряд дополнительных ограничений на эксплуатацию маломерных судов. Насколько это правомочно?
Начальники территориальных инспекций ГИМС и их заместители могут с учетом местных условий устанавливать дополнительные ограничения режимов пользования маломерными судами (по скоростям движения, мощности и количеству двигателей, площади парусов).
Указанные ограничения устанавливаются соответствующими распоряжениями и должны доводиться органами ГИМС до сведения населения через местную печать, радио и телевидение.
В стране ведется большая работа по искоренению пьянства. Что в этом направлении предпринимают инспекции ГИМС РСФСР?
Если пьяный сел за руль катера или мотолодки, он не только подвергает опасности свою жизнь, но представляет самую серьезную опасность для многих окружающих его людей — своих пассажиров, других судоводителей, всех отдыхающих на воде.
Обратимся к фактам. В 1986 г. каждый четвертый судоводитель, совершивший аварию на водоемах РСФСР, находился в нетрезвом виде; 63 % погибших на маломерных судах людей были в состоянии алкогольного опьянения. Как видим, пьянство обходится очень дорого, борьбу с ним надо не прекращать, а усиливать.
Большую помощь в этой борьбе нам оказало Министерство здравоохранения СССР, предоставившее право работникам ГИМС проводить медицинское освидетельствование судоводителей маломерных судов и иных лиц на алкогольное опьянение и составлять соответствующие акты. В настоящее время медицинский состав спасательных станций и госинспекторы ГИМС РСФСР приступили к такой работе.
Любителям спиртного, нарушающим правопорядок на водоемах, все труднее уйти от расплаты!
Можно ли характеризовать какими-то цифрами объем и результаты работы ГИМС РСФСР?
Главный результат — это неуклонное снижение количества несчастных случаев, укрепление правопорядка на воде. Число погибших в 1986 г. на маломерных судах, поднадзорных ГИМС РСФСР, на 37% меньше, чем в среднем за предыдущие четыре года.
За прошлую навигацию наши инспекторы выявили 32 800 нарушений правил пользования маломерными судами. Кто может сказать, сколько жизней это спасло?
Основное направление всей нашей работы — профилактика, предупреждение самой возможности любых нарушений действующих правил. Территориальными инспекциями ГИМС республики за 1986 г. было проведено 8500 рейдов; 200 рейдов — совместно с органами рыбоохраны. В патрулировании на водоемах приняли самое активное участие около 1500 работников УВД, свыше 200 представителей печати, радио и телевидения.
В своей работе по укреплению правопорядка на водоемах государственные инспекции опираются на помощь общественности, в частности — специализированных дружин по безопасности на воде (13 000 чел.), внештатных инспекторов ГИМС (6700 чел.).
В Горьком организованы республиканские курсы повышения квалификации работников госинспекций. Здесь проходят обучение вновь назначенные начальники территориальных инспекций и их заместители, начальники спасательных станций и маневренных поисковых групп, государственные инспекторы, водолазы, медицинские работники. Ежегодно в горьковском центре повышают свою квалификацию более 300 специалистов.