«КиЯ» уже писали об использовании энергии ветра для движения коммерческих судов. Сначала это были проекты и предложения, казавшиеся скорее данью романтике («КиЯ» №50, №74, №92, №101). Речь шла о необычных грузовых парусниках-катамаранах с парусами-крыльями или судах с хитроумными ветродвигателями. Постепенно характер информации изменялся, начали появляться сообщения о практическом применении парусного вооружения типа «Фридом», о проектах советских специалистов, об опытных судах вроде НИС «Калипсо-II» и, наконец, о построенных коммерческих судах с вспомогательными «японскими» жесткими парусами, позволяющими снизить расход топлива.
В современном коммерческом судостроении четко наметились две линии использования энергии ветра — применение вспомогательного парусного вооружения на обычных, или почти обычных, грузовых судах с механическими двигателями и разработка принципиально новых типов судов, рассчитанных для движения в основном с помощью энергии ветра, но имеющих вспомогательные механические двигатели. Первое направление представляют упомянутые транспортные суда японской постройки с жесткими парусными системами. Однако конструкторы энергично работают над более практичными и дешевыми мягкими парусами. Вполне реальными представляются различные системы парусного вооружения, при которых используется уже имеющееся на судне грузовое устройство: паруса на грузовых мачтах или стрелах. Несложные приспособления с гидравлическим или электрическим приводом позволяют механизировать постановку и уборку таких парусов и обеспечить дистанционное управление ими из рулевой рубки.
Интересно предложение Августа Болтена ставить ряд треугольных парусов на тросах, идущих от фок-мачты к кормовой надстройке. На транспортном судне средних размеров длина ряда таких парусов составит около 125 м, что обеспечивает суммарную площадь парусности до 1000 м2. При ветре 5 баллов тяга таких парусов эквивалентна дополнительной мощности около 1400 л.с., что составляет 20% мощности главного двигателя судна. Паруса Болтена крепятся к жесткому штаг-пирсу, закрепленному к несущим тросам. По обоим бортам протягиваются еще два троса, по которым проводятся шкоты. При оснащении каждого паруса закруткой на штаг-пирс обеспечивается их легкая уборка или рифление. При необходимости паруса могут быть сдвинуты к фок-мачте. Преимуществом этой системы является возможность промышленного изготовления отдельных сравнительно небольших парусов с принадлежностями, из которых может быть скомплектовано парусное вооружение для судов различных размерений.
Существует многочисленный класс судов, на которых парусное вооружение применяется с незапамятных времен. Это — небольшие рыболовные суда. Флот этих судов насчитывает несколько сотен тысяч единиц и значительно превышает по суммарной вместимости и численности экипажей весь остальной мировой флот, и торговый и военный. Большая часть этих судов (имеются в виду сравнительно крупные, вместимостью более 10 per. т) эксплуатируется у побережья развивающихся стран и вообще обходится без механических двигателей, используя традиционные типы парусных вооружений — джонки, доу, фелуки и т. д. Даже прибрежные промысловые суда развитых европейских стран, с 20-х гг. нашего века обзаведшиеся двигателями внутреннего сгорания (эпоха парового судостроения не коснулась этих судов), несли парусное вооружение еще в 50-е годы. В настоящее время на многих судах этого класса вновь устанавливают паруса.
Подкупает своей продуманностью предложение использовать на традиционном малом рыболовном судне парусное вооружение типа кэт или кэт-кэч с двойным гротом. Применение двух гиков позволяет судну с косым вооружением устойчиво идти полными курсами. При ходе круто к ветру центровка обеспечивается постановкой бизани. Рифление достигается за счет намотки парусов на мачту, которая выполнена консольной, без стоячего такелажа, и расположена в носовой оконечности, вне рабочей площади палубы. При ходе под мотором против ветра мачта заваливается, а ее верхняя часть вдвигается вовнутрь.
Однако в этой области имеются экстравагантные проекты, примером которых может служить проработка рыболовного парусного катамарана с мягкими парусами-крыльями. В проекте предусмотрена полная механизация парусного вооружения, включающая регулируемый поперечный и продольный наклон мачт. Для улучшения обзора по курсу, парусов и орудий лова рулевая рубка предусматривается подвижной.