Особую ценность представило рассмотрение уже практических вопросов использования на серийных судах советского флота предложенных и разработанных ленинградскими специалистами аэродинамических комплексов — АДК. Как уже сообщалось в статье одного из авторов АДК — Г. М. Кудреватого в «КЯ» №104, такое сочетание вращающегося ротора и крыла или прямого паруса позволяет получить тягу, при благоприятных условиях вдвое, а то и втрое превышающую тягу традиционного парусного вооружения.
Информация об изображении
Модель нефтерудовоза типа «Маршал Буденный» со вспомогательным парусным вооружением
С проектом установки первого ветродвижителя нового типа — двух АДК с общей площадью парусности 200 м2 — на газовоз «Кегумс» (дедв. 2100 т) Латвийского морского пароходства подробно ознакомил собравшихся главный конструктор проекта О. В. Буланцев (ЛЦПКБ). Он подчеркнул, что выполненные проработки доказывают целесообразность применения подобных АДК в качестве вспомогательного средства движения, обеспечивающего снижение среднесуточного расхода топлива на 3,8 т (т. е. до 40—45 %). Докладчик отметил, что для эффективного использования модульных АДК на существующих проектах судов необходимо пересмотреть конструкцию и формы надстроек; в частности, необходимо делать их как можно ниже, что даст возможность улучшить условия работы АДК. Были отмечены и определенные технические сложности изготовления самих ветродвижителей; вес несущих конструкций каждого АДК достигает 13 т.
Модель нефтерудовоза типа «Маршал Буденный» со вспомогательным парусным вооружением
В течение 1984 г, предполагается произвести натурные испытания первых ветродвижителэй с целью отработки проекта и снижения веса. Соответственно выход в испытательный рейс первого судна с АДК состоится несколько позже указанного в «КЯ» №104 времени.
Ведущий конструктор ЛЦПКБ Г. М. Кудреватый подчеркнул, что другим перспективным путем использования энергии ветра является оборудование судов наиболее эффективными системами жестких парусов-крыльев. В качестве примеров были продемонстрированы два проекта. Пассажирское СПК типа «Комета» предлагается превратить в парусный тримаран на подводных крыльях. Уже не вспомогательным, а главным средством движения будут два наклоненных к ДП паруса-крыла большого удлинения. На базе серийного рудовоза типа «Николай Коперник» (водоизм. 10 715 т) предложено создать быстроходный парусник, вооруженный жесткими парусами-крыльями со щелевыми закрылками. Общая площадь парусности — около 3500 м2. Расчетная скорость при ветре 8—9 баллов и ходе в бакштаг — 22 уз. Благодаря использованию дизеля уменьшенной мощности лишь в качестве вспомогательного двигателя ожидается уменьшение среднесуточного расхода топлива с 52 до 20 т. (т. е. в 2,5 раза).
О современных тенденциях развития морских грузовых судов с ветродвигателями сообщил к. т. н. Г. А. Алчуджан (ЦНИИМФ}. Он привел весьма любопытные сравнительные данные. Так, считается, что улучшение обводов корпуса и оптимизация соотношений главных размерений могут обеспечить снижение расхода топлива максимум на 8 %, применение направляющих насадок на гребной винт — на 6%, применение малооборотных винтов (с частотой вращения 60 об/мин вместо 120) — на 12%, уменьшение шероховатости наружной обшивки — на 6 %; в то же время снижение фактической мощности двигателя, соответствующее уменьшению скорости хода на 15 %, дает сразу 24 % экономии топлива. По расчетам докладчика, получить эти же 24 % при сохранении неизменной среднерейсовой скорости можно благодаря применению вспомогательного парусного вооружения.
Об экономической целесообразности такого решения свидетельствует и опыт эксплуатации двух японских танкеров со вспомогательными парусами: реальная годовая экономия топлива превышает 10 % (достигая в некоторых рейсах 17 %). С учетом этого опыта в настоящее время в Японии уже достраиваются еще два транспортных судна (дедв. по 2100 т) со вспомогательным парусным вооружением. Это теплоходы «Сэньэ Мару» и «Нисам Мару», предназначенные для перевозки стального проката. Ведутся проработки проекта крупного танкера (дедв. 200 000 т), оснащенного парусами.
В ряде стран уже предпринимаются практические и довольно решительные шаги по более широкому внедрению паруса. Так, в нашей печати было опубликовано сообщение, что индонезийское правительство запретило строить суда менее 2000 т без парусного вооружения.
Сообщение о реальных среднерейсовых скоростях транспортных судов под парусами доцент ЯКИ В. П. Митрофанов сделал на основе обобщения и анализа статистических данных, характеризующих продолжительность плаваний парусников за 75 лет. Опыт эксплуатации транспортных судов прошлого позволяет считать реальной среднерейсовую скорость парусных судов ближайшего будущего порядка 7,2 уз. В. П. и П. С. Митрофановыми проделана огромная работа — построены карты изохрон, позволяющие оценить (в первом приближении) продолжительность любого рейса парусного судна, построенного и эксплуатируемого на уровне лучших судов эпохи расцвета паруса. Эти карты будут впервые опубликованы в одном из ближайших номеров «КиЯ».
Представитель ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, ведущий инженер Г. В. Андерсон считает, что современный уровень науки и техники позволяет создавать парусно-моторные суда, среднерейсовая скорость которых будет существенно выше, чем парусников конца XIX — начала XX века.
Канд. техн. наук В. Ю. Юшин (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова) провел сравнение эффективности наиболее перспективных вариантов парусного вооружения. Максимальную тягу обеспечивает жесткое крыло со щелевыми закрылками, В то же время практически наиболее эффективным представляется полу-жесткий парус, позволяющий менять форму и профиль в зависимости от курса судна относительно ветра.