Как уже коротко сообщалось в сборнике №106, в августе прошлого года в ПНР проводилось совещание редакторов журналов по водному туризму и спорту социалистических стран. Организаторы встречи из редакции журнала «Жагле» («Паруса») приурочили его к заключительному этапу общепольской регаты «Мазурская операция Парус».
Выезд на Мазуры состоялся в заключительные дни работы совещания, уже после того, как редакторов принимали руководители Польского парусного союза (ППС). Заместитель председателя главного правления союза Станислав Толвиньский рассказал: «Любителей паруса в Польше лишь немногим меньше, чем футбола. Особенно если считать участников туристских походов и прогулок под парусами, которые в нашем парусном союзе составляют большинство. Оказать им организационную и материальную помощь — наша первейшая обязанность. Именно с целью дальнейшей популяризации паруса в туризме по инициативе редакции «Жагле» проводятся ежегодные регаты «Мазурская операция Парус». Факт, свидетельствующий об их популярности: в 1982 г. на Мазурских озерах было зафиксировано аэрофотосъемкой более 8 тыс. парусов одновременно! По , внутренним водным путям сюда приходят туристы из всех районов страны...»
Как сказано в путеводителе, расположенные на северо-востоке страны Мазуры состоят примерно из тысячи соединяющихся между собой озер общей площадью 320 км2. Наиболее крупные из них — Снярдва и Мамры — имеют площадь по 100 км2 и глубины до 40 м.
На берегах работают многочисленные туристские базы, которые в основном находятся в ведении ППС и обслуживают преимущественно яхтсменов. На любой из них можно найти место для стоянки судна, пополнить запас продуктов, воды. На крупных турбазах имеются бензоколонки, гостиницы, магазины спортинвентаря.
В одном из таких магазинов мы побывали в Николайки — нынешнем парусном центре Мазур. Кроме обычного набора спорттоваров здесь можно было приобрести дельные вещи (стопора, блоки и т. п.), парусную ткань — от тяжелого дакрона для основных парусов до легчайшей спинакерной ткани, а также стеклоткань и смолу для самостоятельной постройки и ремонта судов.
С перспективами развития туризма на Мазурах мы могли ознакомиться при посещении Штинорта — места, куда в ближайшие годы должен парусный центр переместиться. Территория (15 гектаров), отведенная под турбазу, еще только осваивается. Перестраивается под гостиницу здание бывшего дворца, расчищается вековой парк, ведутся работы по переоборудованию подсобных дворцовых помещений в кафе, столовые, магазины. Сооружается причальная линия: у нового пирса уже ошвартовались первые яхты, а в будущем на стоянке смогут разместиться более 200 судов.
На сооружение штинортской базы ППС получил от государства кредит в 50 млн. злотых. После окончания работ первой очереди в оборот начнут вовлекаться средства от эксплуатации базы. Приезжающие сюда будут иметь возможность воспользоваться самыми различными видами услуг — от места в кемпинге до краткосрочных курсов по подготовке яхтенных рулевых. В ремонтных мастерских можно будет починить мотор, подлатать паруса, заделать повреждения корпуса. Можно будет взять на прокат яхту или швертбот. Нет сомнения, что желающих арендовать судно окажется достаточно, особенно среди иностранцев, которые охотно приезжают отдыхать на Мазуры.
Мы встретили в Штинорте группу венгров, которые собирались в плавание на арендованном швертботе «Конрад-600». В переводе на наши деньги они заплатили примерно по 6 рублей в сутки с человека, но считают, что это не слишком дорого: швертбот, оборудованный четырьмя спальными местами и камбузом, избавит их от расходов на гостиницу и ресторан, не говоря уже о проездных билетах.
Большинство плавающих поляков, как мы имели возможность убедиться, предпочитают, однако, иметь судно, построенное своими руками. Задача упрощается наличием широкого выбора не только проектов, но и готовых матриц, выклеить по которым корпус из стеклопластика не представляет особой сложности даже при отсутствии опыта. Изготовителями матриц и авторами проектов зачастую являются не профессионалы, а конструкторы-любители; в мастерстве их мы также могли убедиться проводившемся во время регаты конкурсе на лучший проект и качество изготовления судна. Большим подспорьем для самодеятельных судостроителей служат также публикации «Жагле».
Опыт организации массового парусного туризма и спорта на Мазурских озерах, нам кажется, заслуживает самого серьезного внимания.