Еще один «Безумец Атлантики»
Однажды некто Джордж Портвел заявил, что для такого, как он, настоящего моряка пересечь Атлантику в лодке («лишь бы только в ней не коптил двигатель») — не проблема! Его приятели осторожно высказались в том духе, что в молодости они и сами, не задумываясь, взялись бы за такое пустяковое дело, но сейчас вряд ли «это может выйти». Они явно намекали на 70-летний возраст хвастуна. Выпито к этому моменту было уже не мало, поднялся шум — заспорили, ударили по рукам...
Джордж Портвел пропадал где-то несколько недель. Появившись, он гордо продемонстрировал справку, отпечатанную на судовом бланке и подписанную капитаном лайнера-трансатлантика. Удостоверялось, что двигатель спасательной шлюпки № 7, не вылезая из которой безбилетный пассажир — м-р Дж. Портвел совершил рейс Лондон — Нью-Йорк, не включался. Дальше говорилось о взыскании денег за безбилетный проезд, порчу судового имущества и вскрытый НЗ, но сам м-р Дж. Портвел утверждал, что это к делу уже не относится. Он полагал, что вправе получить некую сумму, которую легкомысленно назвали спорщики в тот памятный вечер...
Вся мужская часть населения Глазго оказалась втянутой в бурную и продолжительную дискуссию: выиграл Портвел пари или не выиграл?
Самый невезучий
По последним исследованиям, лавры «самого невезучего судна в мире» принадлежат пароходу «Арго Мерченто», построенному в 1953 г. Первый его капитан сошел с ума после того, как в 1967 г. пароход шел из Японии в США целых восемь месяцев; за это время он столкнулся с японским судном, три раза горел и пять раз вынужден был останавливаться из-за неполадок в машине. Через год на пароходе взбунтовались матросы, а боцман выкинул старпома за борт. На следующий год пароход сел на мель возле Борнео так, что его снимали несколько месяцев, а затем год ремонтировали в Кюрасао. После столкновения у берегов Сицилии его пришлось буксировать (не без приключений) в Нью-Йорк. За один последний год жизни парохода на нем шесть раз взрывался котел. Последний владелец его вздохнул спокойно лишь в 1976 г., когда «Арго Мерченто» снова оказался на мели и в конце концов был разбит волнами на траверзе мыса Кейп-Код.
Чудеса техники
Наконец-то таможенники смогли нанести удар: осведомители дали знать, что на следующую во Францию большую крейсерскую яхту «Конкест-3» только что погрузили партию наркотиков...
Операция разворачивалась точно по плану. Ночью яхту «взяли на абордаж» и отвели на ближайшую военно-морскую базу всех, включая капитана-англичанина, изолировали и стали допрашивать. Однако прошли сутки, задержанные по-прежнему «ничего не знали», а лучшие мастера своего дела, оснащенные новейшей техникой, найти контрабанду на борту «Конкест-3» так и не смогли. Осмотрели подводную часть с помощью телекамеры — ничего подозрительного. Наконец, даже подняли яхту из воды, но, едва увидев ее давно не крашенное и обросшее многомесячной бородой днище, инспектора уложили инструменты.
Капитан «Конкест-3» уже принимал извинения, когда скучающий матрос-крановщик от нечего делать постучал гаечным ключом по килю...
Яхту не поднимали на берег около года. Как удалось оборудовать в литье тайник, погрузить в него 1750 кг гашиша, а главное — так все замаскировать, остается секретом.
Странное название
Второй по величине порт Венесуэлы носит несколько странное, на первый взгляд, название — Пуэрто-Кабельо, что означает «Волосяная гавань». Местные моряки, напротив, считают его очень метким: вода здесь так спокойна, что, как уверяют, судно можно удержать у причала, привязав его волоском.
Защитник среды
Карабинеры арестовали в Порто-Черво (о. Сардиния) испанца Хосе Риву де Мара, пытавшегося угнать ни много ни мало яхту испанского короля, ставшую на якорь. Это уже вторая попытка. Однажды он едва не увел эту яхту в море, буксируя ее за своей моторной лодкой. Оба раза только случайность помешала злоумышленнику. Рива де Мара объяснил свои действия довольно неожиданно: оказывается, этим он протестовал против загрязнения испанских прибрежных вод! Суд ему, однако, не поверил...
Об осетрах и королевах
Борьба была долгой и упорной: в конце концов рыбаку с английского о. Джерси Т. Баллу все-таки удалось вытащить из воды отчаянно сопротивлявшегося 20-килограммового осетра. Однако радость его, которой он делился со всеми встречными, оказалась преждевременной. Представитель местных властей поспешил конфисковать улов, ссылаясь на старинный закон, гласящий, что блюда из свежей осетрины являются привилегией королевского стола: осетр уплыл в Лондон.
Справедливость восторжествовала
Многие ученые считали ошибочным утверждение Н. Н. Миклухо-Маклая, что папуасы ловят рыбу сетями, сотканными... пауками. Недавно английский исследователь Претт имел счастливый случай ( убедиться, что на Новой Гвинее и поныне такой способ не забыт. Люди сплетали основу, а затем растягивали ее между деревьями; местные пауки выполняли остальную работу за две недели.
Трос тросу рознь
Очевидно, это был самый толстый корабельный канат в мире. Его изготовили для английского парохода-гиганта «Грейт истерн» в 1858 г. Окружность троса составила 120 см; он был свит из четырех прядей, каждая из которых сплетена из 3780 нитей первосортного кокосового волокна.
Счастливое совпадение
Самолет потерпел аварию над океаном (невдалеке от Багамских островов), два пилота оказались в воде. По легкомыслию они не захватили с собой ни плотика, ни ракетниц, на двоих имелся один спасжилет. Море было пустынным. Спускалась ночь... Спасение пришло неожиданно. Сначала летчики «нашли» какие-то плавающие на поверхности пластиковые контейнеры и вылезли на них, а затем появились катера, начавшие что-то разыскивать в этом районе. В контейнерах находилась марихуана, а сбросили контейнеры в условленном месте контрабандисты с прошедшей мимо несколькими часами раньше яхты...
Буксир-рекордсмен
Американские речники установили мировой рекорд: буксир-толкач «Мисс Кае Д» провел на север по внутренним водным путям караван из 72 барж общей грузовместимостью 113 400 per. т. Баржи были счалены по девять в ряд в восемь рядов. Справедливости ради отметим, что баржи шли порожними — только две из них были с грузом.
Одиночки объединяются
В Швейцарии создан центр Международного общества мореплавателей-одиночек. Председателем его избран известный французский яхтсмен Эрик Табарли. Общество ставит своей целью защиту интересов мореплавателей-одиночек перед организаторами различных трансокеанских соревнований.
Как красить шлюпки?
Вот что сказано об этом в петровском «Регламенте об управлении Адмиралтейством и верфями»:
«Шлюпки вновь красить: флагманские, кто как похочет, капитанские — внутри суриком, черленью с суриком или белилами. Также и веслы снаружи, дорожники желтою, и резьба назади, а поля черною. Корабельные шлюпки: внутри черленью с суриком, немного, чтоб темнее капитанских было, и веслы. А снаружи равно, как и капитанския. А назади — кругом желтым, а в середке черным. Резьбе быть у флагманских, где кто похочет, а у капитанских — только гакаборт; а борты по черному писать лавры, подобные резьбе».
Кто ремонтировал Ноев ковчег?
Более 500 лет назад члены цеха моряков ежегодно устраивали на улицах Гулля театрализованное представление на тему о всемирном потопе. Во время этого представления по улицам для убедительности провозили модель Ноева ковчега «в натуральную величину». Сохранились некоторые записи о выплате денег участникам представления. Так, некоему Роберту Брауну каждый год выплачивали по 6 пенсов за исполнение гласа божьего. Наибольшую сумму выделяли на регулярный ремонт ковчега, но кто из мастеров выполнял эту тонкую работу, неизвестно— подпись неразборчива.
Спасительные паруса
Довольно крупный новозеландский траулер «Бой Роел», промышлявший в малопосещаемой южной части Тихого океана, потерпел аварию. Одновременно полностью вышли из строя главный двигатель и рация. Убедившись в безнадежности пассивного ожидания случайной помощи, рыбаки поняли, что надо рассчитывать только на собственные силы. Припоминая давно забытые уроки морской практики, шкипер набросал проект парусного вооружения, и экипаж дружно принялся за работу. Одни занялись изготовлением деталей рангоута и проводкой такелажа, другие — шитьем парусов из люковых брезентов, тента и чехлов с лебедки и брашпиля. С помощью примитивного, но оказавшегося очень надежным парусного вооружения «Бой Роел» за месяц, несмотря на частые противные штормовые ветра, достиг бухты Паго на о-ве Тутуила.