Шторм, разыгравшийся на Балтике 20 августа 1980 г., хорошо помнят участники гонок на Кубок Балтики. Наша «Былина», обогнув маяк Эландс-Седра-Грунд, неслась на фордевинд со скоростью выше 14 уз под гротом и штормовым стакселем. Скорость ветра превышала 27 м/с, высота волны достигала 6 м. Временами яхта резко бросалась к ветру и удержать ее на курсе стоило больших усилий.
При очередном броске вернуть судно на прежний курс не удалось — что-то случилось с рулем. Яхту развернуло под 45° к волне, несмотря на переложенный на борт румпель. После безуспешных попыток управлять при помощи парусов решили поставить штормовой стаксель и отдать с кормы плавучий якорь. Так дрейфовали почти двое суток. В это время шла кропотливая работа по изготовлению аварийного руля. Из двух футштоков и щитка входного люка, скрепив их длинными болтами, собрали рулевое весло длиной более четырех метров. Щиток служил лопастью, а футштоки — веретеном. Закрепили весло к ахтерштагу и попытались управлять им. Весло прыгало, оголялось и сильно изгибалось в тот момент, когда мы стремились изменить курс яхты. В конце концов футшток поломался раньше, чем нам удалось освоить управление судном с помощью весла.
К утру первых суток мы смогли определить свое место — оказалось, что яхта находится в 20 милях от берега. Значит, через 7—8 часов она могла быть выброшенной на берег, так как на якоря при столь большой волне и сильном ветре рассчитывать не приходится.
Стали пробовать различные варианты, чтобы заставить яхту идти нужным курсом. Поставили грот и попытались управлять судном парусами (как на военно-морских ялах), но из этой затеи ничего не вышло. Яхта приводилась и шла на поворот оверштаг. Пробовали управлять опущенным за корму спинакер-гиком, растянув его на брасах, но эффект был слаб. Однако это навело на мысль — управлять рулевым веслом при помощи брасов. При перемещении весла брасами оно не изгибалось и не ломалось. Хотя и с трудом, но удерживать яхту на курсе стало возможно. Более того, курс (бейдевинд) позволял идти в Вентс-пилс, где можно было отремонтировать рулевое устройство.
Так как постоянно дергать рулевое весло за брасы было утомительно, экипаж, отцентровав яхту парусами, закрепил подветренный брас (рис. 1). Это освободило рулевого от утомительных операций, а судно ходко пошло под стакселем и штормовым гротом. Мы даже освоили поворот оверштаг и стали хозяевами положения. Около 5 часов утра следующих суток начался непростой маневр входа в порт. Ветер здесь был попутный, судно выписывало зигзаги по всей ширине фарватера. Убрали брасы и старались рулить веслом. Но удержать яхту на курсе не удавалось. С трудом управляя парусами и веслом, довели яхту до закрытой части входного канала, где она ткнулась килем в песок. К счастью, на фарватере не было судов.
При осмотре яхты оказалось, что баллер диаметром 46 мм из нержавеющей стали сломался по месту старой трещины и руль отвалился. По разработанным экипажем эскизам в ремонтных мастерских рыбколхоза был изготовлен навесной руль, который в тот же день закрепили на транце яхты при помощи двух скоб и болтов (рис. 2).
Вечером «Былина» вышла в море и на следующий день благополучно ошвартовалась в Риге. С этим рулем яхта позже вернулась в Ленинград и приняла участие в очередных гонках.