Богата событиями история парусного спорта в нашей республике. Более ста лет назад — в 1879 г. — в Риге возник первый в прибалтийских провинциях России яхт-клуб, здесь стали проводиться парусные гонки.
Со временем появились в Латвии опытные спортсмены, родились и такие традиции, как установление дружеских связей с яхтсменами соседних городов и стран. В 1890 г. рижане впервые принимали яхту, пришедшую издалека, — это был петербургский «Атаман». И латвийские яхты стали плавать все больше и дальше, посещая порты Скандинавии, Германии, Франции. Они принимали участие во многих международных регатах, неоднократно завоевывали призовые места. Серьезных успехов достиг буерный спорт; именно поэтому в Риге был создан Европейский буерный союз.
Говоря о парусном спорте в буржуазной Латвии, не будем забывать, что яхтсменами тогда могли быть лишь самые состоятельные рижане. Вот, например, именной список 425 членов Латвийского яхт-клуба за 1927 г. Свыше 30% яхтсменов составляли купцы и предприниматели, около 15% — видные чиновники; значатся здесь дипломаты, депутаты сейма, генерал, адмирал, офицеры. Вот только рабочих — ни одного! Существовали и национальные ограничения: так, даже самый богатый латыш не мог стать членом немецкого яхт-клуба...
Парусный спорт советской Латвии возрождался на совершенно иной социальной основе: хозяевами жизни стали трудящиеся, в яхт-клубы пришли рабочие, моряки, рыбаки.
Война нанесла рижским яхт-клубам огромный ущерб. Были разрушены здания и причалы. Фашисты угнали или потопили большинство яхт, случайно уцелело лишь несколько судов.
Рига была освобождена в октябре 1944 г., а уже в конце ноября открылся первый яхт-клуб «Динамо»; в декабре состоялось учредительное собрание членов второго клуба — «Даугавы». Зимой попробовали поднять несколько затопленных яхт; к сожалению, с них удалось использовать только свинцовый балласт. Весной началась активная работа по подготовке материальной части и уже 2 сентября 1945 г. провели первую послевоенную регату.
Энтузиазм и упорство яхтсменов «Даугавы» делали чудеса. В 1946 г. здесь были организованы курсы рулевых: 52 человека регулярно собирались в нетопленой комнате, занятия проводили Л. Миллер, А. Звиедрис, Б. Юрков, Я. Озолиньш. Летом того же года в центре Риги состоялся парад яхт, в котором участвовало около 20 вымпелов — все, что удалось восстановить за полтора года упорной работы! Число членов клуба «Даугава» достигло 430.
Председатель ЦС спортобщества «Даугава» А. Брамберг поехал в Москву с просьбой об оказании помощи в деле возрождения паруса в Риге. И вернулся с 500 тыс. рублей. Вдумайтесь, читатель: ведь шел первый послевоенный год! На эти деньги сразу же началось строительство нового яхт-клуба на Лие-луле. Его флаг был поднят в 1948 г. в День Победы. К постройке яхт привлекли известного мастера Т. Вейде, закупили в Ленинграде швертботы «М-20».
В 1947 г. была проведена I республиканская регата, в которой участвовало уже около 30 экипажей. К этому времени в Риге открылись еще два новых яхт-клуба: Республиканский центральный и Дома офицеров; в следующем году был создан яхт-клуб «Спартак».
Возродилась слава наших буеристов: во всесоюзных соревнованиях 1948 г. первые места в своих классах заняли Е. Канский, В. Штолцер, О. Алдерсон.
Приведем еще несколько фактов. За первые 25 лет существования яхт-клуба «Даугава» его спортсмены завоевали в регатах различного ранга 45 золотых, 38 серебряных и 37 бронзовых медалей. В 1975 г. команда клуба заняла первое место на чемпионате СССР по буеру.
Более 60 яхтсменов республики — мастера спорта. Первой среди женщин это звание получила С. Штерне. Р. Бердаш, Ю. Крейгерс, В. Крупович и Э. Терехин удостоены звания мастеров спорта международного класса. Наш ветеран Е. Канский и А. Музыченко — заслуженные мастера спорта СССР.
Сезон 1982 г. оказался удачным для латвийских яхтсменов. А. Музыченко, выступая вместе с Б. Будниковым, завоевал серебро на чемпионате Европы (класс «Солинг»), Э. Терехин был третьим на чемпионате мира в классе «Виндгляйдер». От взрослых не отстают и юноши — А. Дале занял 2-е место на «Виндгляйдере» на первенстве Союза.
В крейсерском флоте республики более 100 яхтенных капитанов, около 150 рулевых I класса. Яхты из Риги неоднократно участвовали в международных регатах в ПНР и ГДР, завоевывали призы гонок на Кубок Балтийского моря; ими совершен ряд сложных дальних плаваний. Яхтсмены Рижского мореходного училища на яхте «Спарта-2» приняли участие в международной Операции Парус-82.
Признанием авторитета нашей судейской коллегии было то, что 25 латвийских судей обслуживали дистанцию «Альфа» во время Олимпийской регаты в Таллине.
Большие средства ежегодно вкладываются в укрепление материально-технической базы парусного спорта. В 1960 г. организован еще один рижский яхт-клуб «Моряк». Построен на новом месте комплекс Республиканского центрального яхт-клуба (большая заслуга в этом бывшего председателя президиума ФПС Г. Шахтарина). Этот клуб располагает и самым мощным парусным флотом (более 150 судов, включая 40 крейсерских яхт). На базе ЦРЯК проводятся теперь все крупнейшие республиканские парусные соревнования. Возведены новые здания в клубах «Моряк», «Даугава» и других. Созданы и успешно работают яхт-клубы в Лиепае, Вентспилсе, Рое, На сегодня свыше 2000 яхтсменов Латвии объединяют восемь действующих яхт-клубов и десять парусных секций.
Наиболее активны парусные секции, работающие в рыболовецких колхозах «Имени 9 мая» и «Звейниекс». Особо отметим созданный на общественных началах яхт-клуб на озере Усма — в сельской местности на западе республики. В этом клубе более 100 членов, его флот насчитывает 38 яхт. Секрет успеха прост: на озере проводят выходные дни и отпуска энтузиасты — любители из близлежащих городов — Вентспилса, Кулдиги, Талсы.
Союз рыболовецких колхозов включил парусный спорт — гонки на «Оптимистах» и «Кадетах» — в программу своих традиционных летних спартакиад. Дети рыбаков, с малых лет познакомившиеся с морем, составляют хорошую базу для роста рядов настоящих спортсменов-парусников.
На Кишезерсе активно стала работать детско-юношеская секция ЦРЯК. Руководит ею известный спортсмен Р. Бердаш. Активная тренерская работа не помешала ему стать победителем на чемпионате ВМФ 1983 г. в классе буеров «DN».
Приход в парусный спорт новых людей, особенно молодежи, и рост парусного флота республики — связанные явления. За последние пять лет флот пополнился несколькими сотнями вымпелов, около половины из них — суда детско-юношеских классов.
Традиция латвийских яхтсменов — постройка судов своими руками. Практически во всех клубах строятся швертботы и буера. Рыбколхоз «Звейниекс» уже более трех лет выпускает «парусные доски»; рыбколхоз «Царникава» получил известность как центр постройки крейсерских катамаранов. Много внимания уделяется конструированию буеров и яхт новых классов. С 1959 г. началась деятельность талантливых конструкторов братьев А. и В. Эглайсов. Спроектированные ими катамараны находят уже не только спортивное, но и народнохозяйственное применение. В последние годы А. Эглайс приступил к разработке парусных судов, рассчитанных на достижение рекордных скоростей. В сентябре 1982 г. на оз. Кишезерс под Ригой проводилась (см. «КЯ» №102) первая в нашей стране «Неделя рекордов скорости под парусами». Третья модель рекордного проа конструкции А. Эглайса развила скорость 50 км/ч, превышающую официальный мировой рекорд в своем классе.
Плодотворной работе латвийских яхт-клубов и секций парусного спорта, привлечению к занятию парусом молодежи во многом способствует активная позиция президиума республиканской Федерации парусного спорта. Последние четыре года его возглавляет воспитанник з. м. с. Е. Канского, капитан известной крейсерской яхты «Старс» — И. Пенке.
Показательно, что многие яхтсмены из состава сборной Латвии учатся или недавно уже закончили наш институт физкультуры. И хотя результаты регаты VIII Спартакиады народов СССР, прошедшей этим летом, у наших спортсменов довольно скромны, мы уверены, что такое соединение теории с практикой оправдает себя уже в ближайшем будущем.