Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Парусные суда
  • 1970 год
  • Руль высокой эффективности на современной яхте
Краткое оглавление
Относительное удлинение и конфигурация руля Профиль поперечного сечения Балансировка руля


Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Швертботы на Волге: от плоскодонки к современной яхте
Высоко в горах Саксонии и Швейцарии на... яхте
Проблемы подготовки яхтсменов высокой квалификации
Руль — новая проблема парусной яхты
Вечный руль для парусной яхты «Ассоль»
Размышления о килевом комплексе современной яхты
Повышение эффективности руля быстроходного судна
250 миль с аварийным рулем на яхте «Былина»
Изготовления простейшего аварийного руля на яхте
Средства объективной оценки эффективности плавания на ветер
Повышение эффективности гребного винта на катере
Эффективность рулевого комплекса крейсерско-гоночной яхты
Гребные винты повышенной эффективности
О рекордах и высокой мореходности судов с малой площадью ватерлинии


Руль высокой эффективности на современной яхте

Год: 1970. Номер журнала «Катера и Яхты»: 25
          0


Руль на современной яхте безоговорочно переместился со своего привычного места у задней кромки фальшкиля под кормовой подзор. Теперь при определении его формы и размеров имеется возможность в большей мере руководствоваться требованиями гидродинамики, нежели так называемыми конструктивными соображениями, к которым обычно прибегают, когда другого выхода не остается.

В этой связи представляет интерес обоснование рационального подхода к проектированию рулей, приводимое английским исследователем А. Милуордом, которое в кратком изложении публикуется ниже.



Относительное удлинение и конфигурация руля


Информация об изображенииРис. 1. Влияние относительного удлинения
Рис. 1. Влияние относительного удлинения
 
Перекладывая руль, мы увеличиваем поперечную силу, возникающую в результате обтекания его косым потоком воды. Вместе с тем растет и величина лобового сопротивления (физическая картина здесь та же, что и при движении крыла). Эффективность действия руля повысится, если поперечная сила, необходимая для поворота или удержания яхты на курсе, будет получена на меньших углах перекладки, когда сопротивление растет сравнительно медленно.

Информация об изображенииРис. 2. Сопротивление рулей различного относительного удлинения
Рис. 2. Сопротивление рулей различного относительного удлинения
 
Обратимся к рис. 1. Кривые на нем показывают величину поперечной силы, полученную на рулях прямоугольной формы и одинаковой площади, но с различным относительным удлинением, которое для руля прямоугольной формы определяется отношением длины пера к ширине, а для сложных форм — отношением квадрата длины к площади. Как видно, например, при перекладке на 10° поперечная сила руля с удлинением 3 более чем на 30% выше, чем у равностороннего (удлинение — единица). Сопротивление же первого руля в этих условиях получается даже меньше, чем у второго (рис. 2). С дальнейшим увеличением относительного удлинения руля выигрыш с гидродинамической точки зрения становится все менее ощутимым. Очень длинный и узкий руль, кроме того, работает эффективно лишь при небольших углах перекладки (это также видно но характеру кривых на графике).

Информация об изображенииРис. 3. Влияние формы боковой проекции руля
Рис. 3. Влияние формы боковой проекции руля
 
На практике целесообразно использовать рули, длина которых примерно в 2—2,5 раза превышает ширину. Такое соотношение размеров позволяет сделать руль достаточно прочным; к тому же, меньше шансов поломать его при плавании на мелководье, чем длинный руль большего удлинения.

Величины поперечной силы, показанные на рис. 1, определялись в предположении, что руль установлен вплотную к корпусу яхты. В действительности между ними оставляется зазор, величина которого оказывает заметное влияние на эффективность работы руля. Так, зазор всего в 5 мм может снизить поперечную силу руля на 10% и увеличить его сопротивление на 4%.


Информация об изображенииРис. 4. Зависимость эффективности рулей от формы
Рис. 4. Зависимость эффективности рулей от формы
 
При выбранном относительном удлинении немаловажное значение имеет конфигурация пера руля. Его боковая проекция может иметь форму от прямоугольной до треугольной. Испытания, проведенные в бассейне, показали, однако, что наименьшее сопротивление будет иметь трапециевидный руль, у которого верхняя сторона примерно в три раза больше нижней. Более наглядно эта зависимость показана на рис. 3.

Информация об изображенииРис. 5. Влияние наклона руля на величину его сопротивления
Рис. 5. Влияние наклона руля на величину его сопротивления
 
Следует ли закруглять нижнюю кромку руля? Ответ на этот вопрос также был получен в результате серии испытаний. Против ожиданий они показали, что наилучшее качество имеет все же руль с совершенно прямым срезом. Его эффективность, по сравнению с рулем, имеющим скругленные концы, была эквивалентна приросту относительного удлинения примерно на 0,04. Любые другие формы нижней кромки руля оказались неэффективными (рис. 4).

Выяснилось также, что руль со значительным наклоном к корме, эффектно выглядящий на чертеже, в действительности имеет большее сопротивление, чем вертикальный. Наклон определялся углом, образованным линией, проходящей на расстоянии ¼ длины хорды от передней кромки, и вертикалью. Оптимальный вариант соответствовал небольшому (5°) наклону руля к корме (рис. 5),

Профиль поперечного сечения


Информация об изображенииРис. 6. Поперечная сила и сопротивление руля
Рис. 6. Поперечная сила и сопротивление руля
 
Заслуживают внимания в основном два вида поперечных сечений рулей: нормальный профиль (серии NACA-00) с максимальной толщиной приблизительно на трети расстояния от передней кромки крыла и ламиниризованный профиль, или профиль малого сопротивления (серии NACA-66), у которого наибольшая ширина находится на середине между передней и задней кромками. Характеристики ламиниризованного профиля рассчитываются на получение низкого сопротивления при незначительной поперечной силе.

Информация об изображенииРис. 7. Поперечная сила рулей
Рис. 7. Поперечная сила рулей
 
С увеличением угла перекладки более 3" рули такого сечения утрачивают свое преимущество, как это можно видеть на рис. 6. На практике, когда поверхность руля испещрена царапинами или имеет неровности, ламиниризованный профиль работает хуже нормального при любом угле перекладки. Поперечная сила на руле с нормальным профилем всегда равна или больше, особенно при больших углах перекладки, чем при профиле малого сопротивления (рис. 7).

Информация об изображенииРис. 8. Поляра руля
Рис. 8. Поляра руля
 
Исследование влияния относительной толщины нормального профиля (отношения наибольшей толщины к хорде) на эффективность работы руля показало, что хотя самый тонкий из рассмотренных рулей (6%) имеет наименьшее сопротивление при нулевой поперечной силе, т. е. до перекладки, гидродинамическое его качество в реальных условиях значительно хуже, чем у рулей с 9- и 12-процентным профилями (рис. 8). Самый толстый 12-процентный профиль имел немного большее сопротивление, чем 9-процентный, на углах перекладки до 7°. Однако срыв потока на стороне разрежения, приводящий к резкому падению поперечной силы и росту сопротивления, у него начинался при перекладке на 16°, в то время как у 9-процентного он наступал при 13°, а у 6-процентного — при 9°.

Балансировка руля


У большинства профилей центр приложения сил расположен на ¼ хорды от передней кромки. Если баллер проходит через эту точку, то для перекладки руля и удержания его на месте не потребуется никакого усилия. Однако в этом случае рулевой плохо чувствует руль. Если сместить ось руля ближе к кормовой кромке, то при любом его отклонении возникает сила, которая будет стремиться вырвать румпель из рук рулевого. Очевидно, баллер должен проходить в нос от линии, проходящей на ¼ хорды от передней кромки. Тогда руль при любой перекладке будет стремиться вернуться в исходное положение.



Понравилась ли вам эта статья?
+8

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
На цилиндрических колесах по воде
Методы расчета гребных винтов спортивных судов
Вспомогательный мотор на парусной яхте
Повышение проходимости движителей в заросших водоемах
Гидромоторные движители для судов
Ренато Левио о катерах с обводами «глубокое V»
Продольная устойчивость при глиссировании
Монтаж валопровода при постройке катера
Гидродинамика судов типа «морские сани»
От морских саней к тримарану
Кисти для малярных работ на судне
Подбор элементов гребных винтов
Исправление недостатков судна перед покраской
Парусные яхты на подводных крыльях
Ветряные мельницы и паруса братьев Ван дер Мерве

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Руль высокой эффективности на современной яхте

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Руль — новая проблема парусной яхты
Тенденции в проектировании комфортабельных катеров
Вспомогательные паруса на моторной лодке
Конструкция парусов для «Летучих Голландцев»
Приближенный расчет скорости мотолодки
Целесообразность установки двух винтов на катере
Диаграмма для определения скорости катеров на крыльях
Теоретические и экспериментальные работы в области проектирования яхт
Угловые откидные колонки в современном катеростроении
Самостоятельное изготовление водных лыж
Продольные реданы — мода или необходимость?
Конструкции корпусов лодок из стеклопластика
Самостоятельное изготовление водных лыж (окончание)
Дальнейшее развитие быстроходных катеров и их мореходности
Реверсивно-редукторные передачи для катеров


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 44 + 31 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории