Обычный интерцептор представляет собой узкую пластину, устанавливаемую на нагнетающей поверхности крыла под прямым углом к ней и поперек натекающего потока; возникающее перед интерцептором поле повышенного давления обеспечивает появление на крыле дополнительной подъемной силы.
Недостатком интерцептора в обычном исполнении является его относительно большое сопротивление обтекающему потоку. Применительно к судовым рулям этот недостаток устраняется, если эффект интерцептора реализовать при помощи двух неподвижных стоек, располагаемых параллельно или под небольшим углом к ДП пера руля на некотором расстоянии от обеих его поверхностей (изобретение по авторскому свидетельству СССР № 1525083 с приоритетом от 08.01.87 г).
Расстояние между стойками по ширине судна выбирается таким, чтобы при перекладке руля на предельный угол он прилегал к задней (кормовой) кромке той стойки, в сторону которой перемещалась кормовая часть пера руля: при касании пером руля стойки или малом зазоре между ними стойка и играет роль интерцептора — на руле появляется дополнительная боковая сила.
При движении катера на циркуляции вторая стойка также способствует его повороту, если стойки расположены под углом к ДП.
При руле, поставленном в ДП, стойки повышают устойчивость движения катера прямым курсом.
Сопротивление стоек, ориентированных практически по направлению потока, существенно меньше, чем плоских интерцепторов, расположенных поперек потока.
На графике представлена зависимость коэффициента дополнительной подъемной силы от относительной высоты h/В стойки-интерцептора для крыльев, имеющих прямоугольный и треугольный контур при удлинении L/В = 1.2 и 5. Наибольший эффект достигается при использовании стоек-интерцепторов в случае треугольного крыла — коэффициент Су оказывается существенно большим, чем на прямоугольном крыле. Эти результаты получены расчетом для случая расположения стойки-интерцептора на задней кромке руля,
С расчетными данными согласуются результаты испытаний прямоугольного руля, имеющего авиационный профиль с относительной толщиной 15% и удлинением 1.2 в присутствии стоек-интерцепторов, имевших прямоугольное сечение с относительной толщиной 0.25 и шириной, равной 0.07 хорды профиля руля. Руль касался стойки-интерцептора при перекладке на 21°. Подъемная сила руля с такими стойками-интерцепторами начинала возрастать при перекладке руля на 15° и линейно возрастала до величины, примерно равной 1/3 подъемной силы изолированного руля при максимальном угле перекладки.
Испытаниями в кавитационном бассейне ЦНИИ имени акад. А.Н.Крылова установлено, что применение стоек-интерцепторов на кавитирующем или пересекающем свободную поверхность воды руле обеспечивает двукратное увеличение подъемной силы по сравнению с изолированным рулем.
По данным аэродинамических экспериментов, наибольший эффект дает интерцептор с относительной высотой h/В < 0.02 при расположении на задней кромке крыла. При больших величинах h/В оптимальное положение смещается в точку на 0.6-0.7 длины хорды крыла от носика профиля крыла.
Примечания
1. О применении транцевых интерцепторов на быстроходных катерах — см. в "КиЯ" №106, №111, №112, №114 и др.