Вот, например, письмо из г. Ломоносов от рыбака-пенсионера В.Егорова: "Мой "роднуля" "Ветерок-8М" (№ 1052544) служил верой и правдой восемь навигаций. Заводился, как говорят, с полтычка, никогда не давал сбоев. Лучше двигателя я не встречал. В общем, сменил два раза крыльчатку и шланги (они высохли) — более ничего. Но, увы, стоит мотор — нигде не могу достать игольчатые подшипники К14Х18Х20Д. Помогите!"
Из Архангельской области пишет А.Рухлов: "Без мотора на Двине не прожить — он нас кормит. Я изъездил два мотора. Модель ("-8" и "-8Э") — очень удачная, в общей сложности наработали они больше 6000 часов. Стоят оба. На новый — не хватает денег, запчасти — не достать. Приехал к сыну в Киров, думал, купим кое-что и из двух как-нибудь один мотор соберем. Но и в Кирове запчасти практически отсутствуют. Что же делать?" Наше предприятие, будем надеяться, все-таки найдет возможность отправки запчастей владельцам "Ветерков".
А теперь — несколько ответов на технические вопросы по "Ветеркам".
Замена бронзовой втулки игольчатым подшипником
Многие владельцы старых "Ветерков" хотели бы заменить бронзовую втулку в верхней головке шатуна с диаметром поршневого пальца 13 мм ("Ветерок-8") и 15 мм ("Ветерок-12") на игольчатый подшипник. Уточняем, что при такой замене бронзовой втулки на игольчатый подшипник, одинаковый для обеих моделей — с внутренним диаметром 14 мм, потребуется замена трех деталей с цифрой "18" в середине номера на новые детали с цифрой "17": это поршень 61 18 30 ("В-8") и 62 18 30 ("В-12"); шатун 61 18 10 ("В-8") и 62 18 10 ("В-12"); палец поршня 61 18 34 ("В-8") и 62 18 34 ("В-12").
О шестерне пускового механизма и сальнике гребного вала
"Ветерки" использую много лет. Решил подсказать некоторые конструктивные недостатки, которые стоило бы устранить.
1. Штифт в оси шестерни пускового механизма при эксплуатации разрабатывается и при запуске смещается в сторону, шестерня становится наперекос и не заходит в зацепление с венцом маховика. Предлагаю: на верхнюю часть шестерни стартера напрессовать наружное кольцо, чтобы оно перекрыло фигурный паз, где скользит штифт, поднимая шестерню в зацепление. Штифт никогда не сместится и будет надежно работать.
2. На нижнем горизонтальном валу монтируется сальник № 600622, который удерживается буртиком в стакане. Нередки случаи, когда уплотняющая пружинка сальника слетает и смазка из редуктора вытекает. Завод предлагает разобрать нижнюю часть редуктора, чтобы заменить сальник или поставить на место уплотняющую пружинку. Но всякая разборка влечет за собой нарушение прокладок и центровки, а при ударах алюминий дает вмятину (да и многие моторы эксплуатируются в глубинке, где нет мастерских).
А, между тем, в стакане сальника находится буртик, препятствующий выходу сальника наружу (в сторону винта). Его нужно проточить, чтобы сальник выходил наружу, а вместо буртика выточить шайбу-кольцо, которое снаружи будет опираться на стопорное кольцо, а внутри — в сальник. Раньше было в стакане: сальник-буртик-стопорное кольцо. Теперь будет: сальник-кольцо-стопорное кольцо. Весь ремонт вместо часов будет проходить за минуты.
В.Падчин, г. Петрозаводск
1. Подобная конструкция была использована заводом на опытной партии "Ветерка-14", который, к сожалению, не пошел в серию. Наружная деталь может быть выполнена в виде тонкостенной детали из стали, алюминиевого сплава или пластмассы (рис. 1).
2. Пружинный браслет сальника слетает при монтаже и плохой обработке конуса на валу (пятна коррозии). Кромка сальника подворачивается и пружинка соскакивает. Для капитального решения вопроса герметичности редуктора рекомендуем установку двух сальников по предлагаемому чертежу (рис. 2).
Что делать с карбюратором К-49
Я получил новый "Ветерок-8М". Проработал он всего полтора часа. Запускается трудно. Завод заменил карбюратор, но схемы его и инструкции в "Руководстве по эксплуатации мотора" нет. Не могу грушей прокачать карбюратор. Продую воздушным насосом — мотор запускается, потом снова глохнет, никак не завести. Разобрать его я не смог. Прошу выслать схему нового карбюратора и объяснить, как его разобрать и прочистить.
Е.Фокин, г. Череповец
Возможной причиной плохого запуска может быть выкрашивание кромок пластмассового поплавка 30 (это имело место на первой промышленной партии карбюратора).
Отверните пробку 35, снимите поплавковую камеру. Осторожно снимите тонкую резиновую прокладку 28, вытолкните ось 31, снимите поплавок 30. Во избежание потери запорной иглы 32 снимайте поплавок, только перевернув карбюратор. Острым ножом срежьте острые кромки поплавка по контуру фаской 1.5-2 мм. Места среза желательно покрыть тонким слоем клея БФ. Перед сборкой необходимо продуть и промыть поплавковую камеру и топливные каналы. Поплавок при закрытом положении иглы должен располагаться параллельно разъему поплавковой камеры. Регулируется это подгибкой язычка на шарнире поплавка.
Регулировку карбюратора на моторе следует выполнять по рекомендациям, приведенным в "КиЯ" № 2 (162), 1997 г
Карбюратор К-49 не следует пытаться "перелить" (для обогащения) топливоподкачивающей грушей шланга, так как запорная игла с обрезиненным конусом запирает топливный канал герметично. Для облегчения запуска рекомендуем также отрегулировать зазор в электродах свечи на величину 0.5-0.6 мм.
Кто выпускает тиристоры?
На "Ветерке-8М" пропала искра — сгорели тиристоры КУ 221ЕМ. Гарантийный срок прошел, новые тиристоры нигде не мог найти. Обращался в торгующие магазины, в телеателье, все говорят, таких тиристоров нет. Имею два мотора, и оба стоят из-за одного и того же дефекта. Убедительно прошу сообщить адрес: какой завод выпускает тиристоры марки КУ 221ЕМ или КН?
Ю.Михайлов, Республика Коми
Определение неисправности в системе зажигания моторов "Ветерок" (в частности, при выходе из строя тиристора) указано в руководстве по эксплуатации в разделе "Методика определения неисправности в магдино". Тиристоры типа КУ 221 ЕМ используются в телевизионной технике. Наше предприятие получает их с ОАО "Плутон": город Москва, 107120, ул. Нижняя Сыромятнинская, дом 11.