Во вторую очередь... Увы, второй очереди мы так и не дождались — огромный флот малых судов, базирующихся на реках и озерах нашей необъятной страны, пока остается в стороне от достижений научно-технической мысли. Пришедшая в чью-то мудрую голову идея выделить для связи на внутренних водных путях диапазоны частот 300.0125—300.5125 МГц и 336.0125—336.5125 МГц лишила не только малый, но и большой речной флот возможности приобретать и использовать современные средства связи. Распространению радиосвязи на малом флоте препятствовало отсутствие компактных радиостанций — "Кама" с трудом размещалась даже на достаточно крупных "малых" судах, а плоды советско-болгарской дружбы РСД-70 и "Волжанка" были маломощны, ненадежны и труднодоступны.
Пока основу малого флота составляли "Казанки" и перестроенные из "Эмок" и "Драконов" крейсерские яхты, особой необходимости в их оснащении радиостанциями не было. Но когда яхтами стали называть перестроенные сейнеры, а под характеристику "маломерное судно" стали попадать катера и моторные яхты с силовыми установками за 300 л.с. и соответствующими скоростями, потребность в радиосвязи стала вполне реальной.
Если о морской связи известно достаточно, то связь на внутренних водах для большинства — "терра инкогнита", известная лишь ограниченному кругу специалистов. Раскрыть ее тайны и сделать доступной для использования судоводителями малых судов и призвана данная публикация.
Особенности радиосвязи на внутренних водных путях
Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по способам осуществления и условиям распространения радиоволн.
Как известно, на море дальность связи в УК8-диапазоне определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, что позволяет при расположении антенн на высоте 10-15 м обеспечивать надежную связь на расстояниях до 25 морских миль, а в случае благоприятных условий распространения радиоволн и более. Так, например, на чемпионате России по крейсерским гонкам 1998 года на Онежском озере была зафиксирована дальность связи 27 миль между судейским судном и яхтой "Леопольд", оснащенной морской стационарной радиостанцией и расположенной на топе мачты антенной.
К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи.
При нахождении малых судов в камерах шлюзов при использовании носимых радиостанций порой трудно связаться даже с находящимся неподалеку диспетчером — сигнал пропадает из-за отражений радиоволн от стенок камеры и стоящих в ней судов (такой процесс называется "интерференцией радиоволн" — сложением прямых и отраженных волн, сопровождающимся усилением или ослаблением сигнала).
Имеются отличия и в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является очень важным подспорьем.
Существующая система связи речного флота создана для обеспечения его повседневной деятельности. Но в то же время и судоводители малых судов при движении по внутренним водным путям могут пользоваться ее услугами, для чего им необходимо знать основные принципы организации связи и правила ее ведения.
Принципы организации радиосвязи на внутренних водных путях
Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в диапазонах частот 300.0125—300.5125 МГц и 336.0125—336.5125 МГц. Данные диапазоны разделены на отдельные участки, образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей - для межсудовой связи в целях безопасности, для связи с диспетчерами портов и гидротехнических сооружений, для получения прогнозов погоды и путевой информации и т.п. Номера и назначение частотных каналов устанавливаются "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)", утвержденными Службой речного флота Министерства транспорта Российской Федерации и согласованными с местными органами Государственного надзора за радиосвязью.
Основным видом радиосвязи на внутренних водных путях является радиотелефония в симплексном режиме (когда прием и передача разнесены по времени), используемом для оперативной связи "судно-судно" и "судно-берег". Для вхождения в так называемую радиопроводную систему связи Речфлота и в городские телефонные сети используется дуплексный режим (когда прием и передача ведутся одновременно, как в обычном телефонном аппарате).
Возможности радиосвязи
Возможности радиосвязи Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:
- для обеспечения безопасности и эффективности плавания;
- для передачи и приема сигналов бедствия и согласования взаимных действий при проведении спасательных операций;
- для приема гидрометеорологических и навигационных извещений:
- для связи судов с яхт-клубами (стоянками) и между собой;
- при проведении парусных соревнований.
Безопасность плавания обеспечивается согласованием взаимных действий и маневров в ходе движения судов (самый типичный случай — согласование порядка расхождения и обгона), что достигается наличием оперативной связи между участниками движения на специально выделенном для этого 5 частотном канале, который одновременно является и каналом для передачи сигналов бедствия. В определенных пунктах (обычно в крупных портах) на этом канале ведется наблюдение и береговыми радиостанциями, охватывающее практически все водные пути европейской части России.
Для быстрого и безопасного прохождения шлюзов судоводители малых судов должны держать связь на 3 частотном канале с диспетчером, который может назначить очередность и порядок прохождения шлюза, указать место швартовки, предупредить о возможных перемещениях больших судов. Переход на 3 канал должен производиться после прохождения первого светофора.
Для обеспечения безопасности, особенно на больших открытых водоемах, важное значение имеет знание условий плавания. Для своевременного оповещения судоводителей об изменениях в гидрометеорологической и путевой обстановке на определенных каналах осуществляется передача соответствующей информация в установленное для этих сообщений время.
При этом передаются прогнозы погоды на сутки от времени начала передачи, срочные предупреждения и оповещения (например, штормовые предупреждения), сведения о плавающих предметах и мелях, об изменениях в навигационной обстановке и расстановке навигационных знаков и т. д. Передача сообщений обычно осуществляется на 2 канале, а также на дуплексных каналах (6, 7, 8, и т.д.). Перечень радиостанций, передающих гидрометеорологическую и путевую информацию, и номера каналов приведены в таблице.
В последние годы радиосвязь стала широко использоваться на парусных соревнованиях, проходящих на больших открытых водоемах. Примером тому может служить чемпионат России среди крейсерских яхт "Онежская регата", проводимый на Онежском озере с использованием радиосвязи уже пять лет подряд.
При проведении подобных регат осуществляется радиосвязь судейского судна с яхтами, яхт между собой и при необходимости — скажем, в случае бедствия, с судами Речфлота и с береговыми службами. Связь используется, в первую очередь для обеспечения безопасности и сохранения человеческих жизней, для получения и доведения до экипажей яхт сводок погоды, а также для решения чисто спортивных задач. Для связи малых судов между собой и с яхт-клубами (стоянками) выделен специальный 42 частотный канал.
Правила ведения радиосвязи
Порядок и правила ведения радиосвязи определяются "Указаниями по Организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям-Российской Федераций". Положения и требования настоящих Указаний должны строго соблюдаться всеми лицами, использующими радиосвязь на внутренних водных путях России, независимо от ведомственной принадлежности судна. Далее приведены выдержки недействующих правил, которые могут быть полезны судоводителями малых судов при плавании по внутренним бассейнам РФ.
1. Сигналы бедствия, срочности и безопасности.
1.1. Сигналы бедствия, срочности и сообщения о бедствии передаются показанию капитана судна.
1.2. В случае, когда судно терпит бедствие и требует помощи, сигналы бедствия и срочности передаются и принимаются с использованием всех имеющихся на борту судна радиосредств.
1.3. В случае возникновения аварийной ситуаций,капитан (вахтенный начальник) судна обязан вызывать ближайшие суда. На 5 канале, а при невозможности установления связи вызывать ближайшую береговую станцию на присвоенном ей канале.
1.4. Ни одно из положений настоящих Указаний не может служить препятствием к использованию радиостанцией терпящего бедствие судна всех имеющихся возможностей для установления связи с ближайшими судами или береговыми пунктами для передачи сообщений о бедствии и запроса помощи.
2. Передача прогнозов погоды, путевой информации и циркулярных сообщений.
Передача прогнозов погоды, предупреждений и путевой информации осуществляется по установленному расписанию на выделенных для этого каналах в соответствии с таблйцей.
3. Служебная радиосвязь.
3.1. В период плавания главная УКВ радиостанция должна быть постоянно включена на 5 канале (300.2 МГц). Частота 300.2 МГц является частотой бедствия, безопасности и вызова для радиотелефонии на внутренних водных путях страны. Ведение переговоров на 5 канале, не связанных с вопросами обеспечения безопасности, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.2. Переговоры с диспетчерским персоналом портов, пристаней, гидроузлов и других береговых объектов должны осуществляться на закрепленных за ними частотах.
3.3. Перед вызовом радиостанции предварительным прослушиванием на канале вызываемой радиостанции необходимо убедиться в том. что она не ведет радиообмен с другой радиостанцией, и лишь после этого сделать вызов.
3.4. Радиосвязь должна осуществляться с соблюдением Правил ведения радиотелефонных переговоров по каналам радиосвязи на внутренних водных путях России, а переговоры носить четкий и лаконичный характер.
При ведении радиообмена применяются позывные, в качестве которых используются названия судов или названия гидросооружений: "Теплоход "Рыбинск", "Яхта "Вега", "Шлюз №1", "Петрозаводск-Радио" и т.д.
Например, вызов диспетчера шлюза №1 звучит так: "Шлюз №1, я яхта "Вега", прием".
Если диспетчер принял вызов, то он отвечает: "Вега" я Шлюз №1, вас слышу хорошо, прием". После этого могут быть проведены переговоры в порядке прохождения шлюза. Аналогичный порядок установлен и для связи с судами на 5 канале.
При аварии судна передается сигнал бедствия на 5 канале (а при отсутствии связи — на каналах береговых радиостанций), состоящий из:
- слова "БЕДСТВИЕ", передаваемого три раза;
- слова "ГОВОРИТ", передаваемого один раз;
- названия судна, терпящего бедствие, передаваемого три раза.
Сигнал бедствия и сообщение о бедствии следует передавать до тех пор, пока не будет получено подтверждение о приеме.
Сигнал бедствия по очередности используется абсолютным приоритетом перед другими сигналами. Все другие радиостанций, принявшие сигнал бедствие, должны немедленно прекратить любые передачи, которые могут создать помехи радиообмену по оказанию помощи терпящему бедствие.
За сигналом бедствия передается сообщение о бедствии, состоящее из сведений о характере бедствия, местонахождении судна, требуемой помощи и любых других сведений, способствующих уяснению положения судна для оказания ему помощи.
Помимо сигналов бедствия, к приоритетным относятся сигналы срочности и безопасности, передаваемые также на 3-м канале.
Сигнал срочности указывает, что вызывающая, радиостанция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности судна или какого-либо человека, находящегося на нем или видимого с него. Сигнал безопасности говорит о том, что данная радиостанция будет передавать сообщение, касающиеся безопасности плавания, важные гидрометеорологические сведения или изменения в судоходной обстановке.
На внутренних водных путях всем радиостанциям запрещается:
- работать на неразрешенных каналах;
- использовать не присвоенные позывные сигналы;
- устанавливать связь и производить обмен с неразрешенными береговыми корреспондентами, за исключением радиостанций судов, терпящих. бедствие;
- увеличивать мощность радиопередатчиков сверх указанной в разрешении на эксплуатацию;
- применять произвольные коды и сокращения.
Средства радиосвязи
Все радиостанции, устанавливаемые на судах, плавающих на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России и Сертификат Министерства связи независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием.
В настоящее время на малых судах с ограниченным объемом внутренних помещений и энергоемкостью источников электропитания могут быть использованы радиостанции "Волжанка", "Река-С" и новая радиостанция "Гранит Р-44". Все они имеют допуск Речного регистра РФ. Для более объективного выбора капитаном или судовладельцем той или иной радиостанции приводим их основные характеристики. Следует иметь в виду, что для приобретения радиостанции и установки ее на судно необходимо получить разрешение Главного управления государственного надзора за радиосвязью в РФ (Госсвязьнадзора). После приобретения радиостанции необходимо там же зарегистрировать ее и получить разрешение на эксплуатацию.
"Волжанка PH-18Б" — носимая радиостанция болгарского производства. Имеет 5 частотных каналов в диапазоне 300.0125—300.200 МГц (41, 2, 3,4 и 5). В базовый комплект входят две аккумуляторные батареи, штатная гибкая антенна, манипулятор и ремень для переноски. Для зарядки аккумуляторов дополнительно поставляются зарядные устройства. Может быть использована в стационарном варианте — для этого дополнительно поставляется блок питания/зарядное устройство, одновременно являющееся подставкой для радиостанции, а также выносная антенна с кабелем.
"Река-С" — судовая (стационарная) УКВ-радиостанция для связи судов между собой и с гидротехническими сооружениями, а также для получения гидрометеорологической и путевой информации. Радиостанция имеет 4 частотных канала (2, 3, 4 и 5) в диапазоне частот 300.050—300.200 МГц. Питание от источника постоянного тока напряжением 12.6 В, а с помощью дополнительно поставляемых блоков питания — от сети переменного тока напряжением 220 В или от сети постоянного тока напряжением 24 В.
"Гранит Р-44" — современная компактная носимая УКВ-радиостанция. Имеет все речные каналы (16 симплексных и 12 дуплексных) в диапазонах 300.0125—300.5125 МГц и 336.0125—336.45125 МГц. Может использоваться для работы в дуплексных каналах с выходом в городские телефонные сети при использовании двухчастотного симплексного режима.
В комплект поставки входят штатная антенна, аккумуляторная батарея, зарядное устройство и кожаный чехол. Для использования радиостанции в стационарном режиме дополнительно поставляются адаптер для питания от источников постоянного тока 12.6 или 24 В, манипулятор (громкоговоритель/микрофон с переключателем "прием/передача"), выносная антенна с кабелем.
В настоящее время готовятся к сертификационным испытаниям новые радиостанции — японская носимая радиостанция ICOM GW1 и стационарная (судовая) радиостанция "Гранит Р-24", которые должны поступить в продажу в 1999-2000 годах.
Как видно из приведенной наверху таблицы, наиболее предпочтительной для использования на малых судах является радиостанция "Гранит Р-44" — при своих наименьших размерах она превосходит остальные практически по всем показателям. Но прежде чем рекомендовать радиостанцию к использованию на малых судах, авторами статьи были проведены обстоятельные эксплуатационные испытания в реальных условиях плаваний и соревнований на парусных яхтах, с результатами которых мы хотим ознакомить заинтересованного читателя.
Один из этапов испытаний проходил во время проведения чемпионата России по парусному спорту среди крейсерских яхт "Онего-98" на Онежском озере, в ходе которого были протестированы три радиостанции "Гранит". Одна из них использовалась на главном судейском судне в стационарном варианте с наружной антенной (высота подъема — 12 м от уровня воды), а две других — в штатном носимом варианте на яхтах "Март" и "Тоомас". На яхтах радиосвязь осуществлялась из кокпита или из каюты при высоте антенн 1-1.5 м от уровня воды. Одна из радиостанций использовалась также на переходе яхты "Март" из Москвы в Петрозаводск.
В ходе испытаний оценивались дальность и качество связи, надежность радиостанции и удобство ее эксплуатации. На судейском судне одновременно проводилось сравнение работы радиостанции "Гранит" со штатной радиостанцией "Кама-Р" во время связи с другими судами и яхтами, а также при приеме гидрометеорологической информации.
Результаты испытаний показали очень хорошие эксплуатационные показатели "Гранита". Так, дальность уверенной связи между судейским судном и яхтами достигала 8-9 морских миль при высоком качестве приема. По дальности связи "Гранит" не уступал, а по дальности приема превосходил "Каму-Р", несмотря на несколько меньшую мощность передатчика и меньшую высоту антенны. Опыт использования радиостанции показал, что она очень неприхотлива и удобна в эксплуатации даже в сложных условиях парусных гонок, проста в управлении и экономична.
Второй этап испытаний проводился с 3 по 5 июля 1998 г. на акватории Иваньковского водохранилища. Испытания проводились членами водномоторного клуба "Глобус" совместно с представителями производителей радиостанции и Службы речного флота. Радиостанции размещались на территории клуба в стационарном варианте и на яхте "Казанова" с установкой антенны на мачте на высоте 7 м.
Результаты данного этапа испытаний также показали хорошие результаты и подтвердили результаты первого этапа. После изучения отзывов и результатов испытаний радиостанция "Гранит Р-44" была рекомендована Парусным крейсерским союзом для оснащения яхт и использования при проведении парусных соревнований на внутренних водоемах России.