Эд Шерман и Тим Мерфи по заданию редакции американского журнала "Cruising World" провели очень интересное сравнительное испытание серийных ПМ одинаковой мощности — 9.9 л.с. Напомним, что это довольно популярная по числу ежегодных продаж группа ПМ. Объясняется это, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, в ряде стран для управления лодкой с ПМ мощностью до 10 л.с. не требуется никакого разрешающего документа. А во-вторых, моторы именно такой мощности широко используются на всевозможных малых лодках, а также в качестве вспомогательного двигателя — на крейсерских мини-яхтах.
"Испытательным стендом" служила 10-футовая надувная лодка. Были выбраны моторы с короткой "ногой", ручным запуском и стандартным гребным винтом: три двухтактных ("Джонсон", "Меркюри" и "Тохатсу") и четыре четырехтактных ("Эвинруд", "Хонда", "Маринер" и "Сузуки"). Фирма "Ямаха", которая также выпускает 9.9-сильные четырехтактные моторы, от участия в испытаниях отказалась.
Несколько слов о фирмах и марках. Многие производители продают одни и те же моторы под двумя и более разными названиями, поэтому полученные результаты можно распространить и на некоторые другие наименования. Корпорация "Брунсвик" выпускает ПМ "Меркюри", "Маринер" и "Форс". Корпорация "Марубени Енджин & Пауэр" продает и "Тохатсу", и "Ниссан".
Испытатели собрались в Ньюпорте и начали тестирование с того, что взвесили моторы. Двухтактный "Меркюри" оказался самым легким, а четырехтактный "Эвинруд" — самым тяжелым. Разница в 32 фунта (14.5 кг) может показаться не столь уж заметной, но, потаскав пару дней туда-сюда семь моторов, вы ощутите те же 32 фунта как все 320! В среднем четырехтактные модели на 25% тяжелее двухтактных.
Следующий пункт испытаний — замеры тяги. Важно отметить, что полученные значения упора винта могут существенно измениться при замене стандартного винта на винт с иными характеристиками, который более подходит для конкретного судна. Для надувнушки повышенный упор был не так уж важен, но он будет совершенно необходим, например, на малых крейсерских яхтах, чтобы "выгрести" против сильного ветра или течения. Как и подозревали испытатели, четырехтактные моторы достойно проявили себя в этом тесте, показав больший упор, чем их двухтактные собратья.
Уровень шума измерялся как на холостом, так и на полном ходу. Четырехтактные ПМ в целом подтвердили свою репутацию менее шумных моторов. Самым тихим как на холостом ходу, так и на полном газу оказался "Сузуки" — 67 и 90 дБ.
Для определения расхода топлива использовалась ручная навигационная система GPS "Магеллан 3000" и специальная мерная емкость для топлива (6 унций, т.е. около 180 мл). Нагрузка лодки во всех мерных заездах была одинаковой, волнение тоже примерно одинаковым. Разогнав лодку до 6 узлов (по показаниям GPS), ПМ подключали к мерной емкости и измеряли время, за которое мотор выработает это топливо. Пересчитанные значения расхода топлива приведены в таблице. Необходимо отметить, что эти цифры могут существенно изменяться в зависимости от фактических условий использования ПМ и их индивидуальных особенностей.
Как видно из таблицы, разница между моделями разных изготовителей в пределах одной группы (двух- и четырехтактные) минимальна, однако разница между группами весьма красноречива: четырехтактные моторы в среднем на 45% экономичнее двухтактных! Это практически удваивает дальность плавания при одном и том же запасе топлива, а, например, для малой крейсерской яхты с ее стандартным топливным баком на 6 галлонов (22.7 л) это весьма существенно.
При сравнении цен помимо собственно цены мотора учитывались и цены запчастей, обычно подлежащих замене за время жизненного цикла мотора (включая детали зажигания, водяных насосов, комплекты для ремонта карбюратора и запасные винты). В таблице приведены усредненные данные.
В завершение испытатели дают несколько советов по выбору конкретных моделей. Рекомендуется обратить особое внимание на систему охлаждения, легкость управления мотором (по курсу), удобство пользования рукоятками газа и реверса, а также на устройство зарядной системы.
"Меркюри", "Маринер" и "Сузуки" не имеют промывочных отверстий системы охлаждения, а это — большой минус. У "Хонды" и "Тохатсу" такие отверстия есть, но они расположены очень низко — приходится далеко перегибаться через борт, чтобы подсоединить шланг. Лучше всего здесь обстоят дела у "Джонсона" и "Эвинруда" — есть специальный переходник на верхней части мотора: можно навинтить шланг и промыть систему охлаждения, даже не наклоняясь.
"Меркюри" и "Маринер" отличает наличие фиксатора угла перекладки "руля" (мотора) — для этого служит специальный рычаг. Это особенно важно для вспомогательного двигателя на яхте, так как управляют яхтой при помощи руля, и большую часть времени ПМ зафиксирован в положении "прямо". Все остальные моторы фиксируются при помощи специального инструмента, и для этого опять-таки нужно перегнуться через борт.
На большинстве моторов применены раздельные рычаги управления газом и реверса — за исключением "Меркюри" и "Маринера", на которых одна поворотная рукоятка на румпеле выполняет обе функции. На взгляд испытателей, раздельные рукоятки удобнее.
На вопрос о наличии зарядных устройств изготовители предложили по нескольку вариантов разной производительности. Обратите внимание, что на моторах "Хонда", "Эвинруд" и "Джонсон" есть переключатель напряжений, а это значит, что можно использовать разные типы батарей.
Разумеется, покупатель делает свой выбор в зависимости от собственных потребностей, однако стоит помнить, что в каждом конкретном "уравнении" есть еще одна важная величина — разветвленность дилерской сети. Даже лучшие в мире моторы нуждаются в замене деталей. Деньги, которые вы сэкономите на покупке мотора, могут обернуться дорогостоящими поездками и простоями всякий раз, когда понадобится заменить какую-нибудь пустяковую шайбу или прокладку.