Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Техника плавания
  • 1998 год
  • Азы управления аквабайком класса «мотолыжа»
Краткое оглавление
Зачем стоять, если можно сидеть? Какая нога впереди? Ваш первый поворот Найдите собственный стиль Получите удовольствие!


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Мастерство управления швертботом класса «Финн»
Настройка и управление катамараном класса «Торнадо»
Рекомендации по управлению яхты класса «Звездный»
Рекомендации по управлению яхты класса «Солинг»
Работа водометного движителя на аквабайках класса PRO-1200
Система дистанционного управления главным жиклером
Фиксатор рукоятки управления сектором газа ПМ «Вихрь»
Подготовка водномоторной техники, приемы управления, тактика гонок
Устройство для управления спаренными моторами
Первенство мира на яхтах класса «Кадет» 1966 года
Дополнительные отсеки плавучести на швертботе класса «Кадет»
Интервью с начальником Управления морской подготовки ЦК ДОСААФ
Электромеханическая система управления газом мотора «Вихрь»
У Петергофского мола — искусство управления яхтой


Азы управления аквабайком класса «мотолыжа»

Год: 1998. Номер журнала «Катера и Яхты»: 164
          0


Спросите у любого энтузиаста водной мотолыжи, и он скажет, что ни глиссирующий прогулочный катер, ни мощный скутер, ни даже "мускулоплав" самой изощренной конструкции не могут дать вам того трепетного волнения, которое человек испытывает, стоя на мотолыже. Да и как еще можно ощутить себя воднолыжником-фигуристом и мотокроссменом одновременно? Что, вы не умеете кататься на мотолыже? Попытаюсь убедить вас попробовать.

Итак, пора встать на ноги.

Зачем стоять, если можно сидеть?


Информация об изображенииСпортсмен стоит на мотолыже
Спортсмен стоит на мотолыже
 
Вы можете спросить: "Зачем учиться ездить стоя?". Попробую объяснить. Водные мотолыжи, которые часто называют просто "стэндап". представляют собой совершенно обособленный класс гидроциклов. В последнее время их доля от общего числа гидроциклов сократилась примерно до 4%, но ведь именно пляжные мотолыжи когда-то послужили прообразом нынешних многочисленных "сидячих" гидроциклов. Заглянем на четверть века назад. Если не считать экспериментального образца "Bombardier Sea-Doo", оставшегося практически незамеченным, рынок гидроциклов стал реальностью только после того, как Клейтон Якобсон изобрел водометную мотолыжу "Jet Ski". После этого фирма "Кавасаки" выпускала такие "Jet Ski" в течение двух десятилетий, что и привело в конце концов к появлению удивительного разнообразия гидроциклов и засилию "сидячих" моделей. Неизвестно, как сложилась бы ситуация на рынке персональных плавучих средств, если бы "Кавасаки" не проложила всем им дорогу. Это, так сказать, из области ностальгических воспоминаний.

Многим "стэндапы" кажутся отмирающей ветвью. Да, минусы у них есть: невелика дальность плавания, нужен определенный навык управления и, кроме того, это исключительно одноместные и сугубо спортивные средства передвижения. Тогда к чему же все эти хлопоты?


Основная причина, побуждающая людей встать на мотолыжу, заключается в том, что езда на "стэндапе" — самый увлекательный из всех способов передвижения по воде. Основная, но не единственная. Управление "стэндапом" — не только развлечение. Это еще и атлетический вид спорта. Научиться кататься на нем так же непросто, как на велосипеде или на обычных водных лыжах. Для этого необходимы навык или. иными словами, освоение техники вождения мотолыжи.

В первую очередь необходимо умение сохранять равновесие. Это не дается легко, но не займет у вас так уж много времени. Фактически достаточно подготовленный новичок может овладеть этой техникой за 15 минут.

Информация об изображенииФото A. Как вставать на мотолыжу
Фото A. Как вставать на мотолыжу
 
Во-первых, надо научиться вставать на мотолыжу, точнее — на ее дно кокпита или палубу, которая называется "трэй". Сначала нужно лечь животом на трэй и упереться локтями в кромки фальшбортов, оставаясь нижней частью тела в воде (фото А.1). Включите мотор и разгоните мотолыжу примерно на одну пятую или на четверть полной скорости, т.е. до 10-12 узлов (фото А.2). Набрав эту стартовую скорость, с упором локтями подтяните колени на трэй (фото А.З). Не пытайтесь подтягиваться руками за рукоятки руля, упор должен делаться именно на локти!

Во-вторых, сохранение хода. Это ключевой момент. Новички делают распространенную ошибку, пытаясь встать на колени практически без хода. Вместо того, чтобы набрать скорость, они пытаются едва ли не на месте удержать свое узкое плавсредство в равновесии. Подниматься на колени надо на скорости. Конечно, сбросив газ, это сделать легче, но без хода вы тут же опрокинетесь на бок. Постарайтесь усвоить, что "стэндап" куда больше похож на велосипед, чем на "сидячий" гидроцикл: он остойчив только при движении вперед.


Прежде, чем подниматься с колен на ноги, потратьте некоторое время, чтобы привыкнуть к управлению. Вы приятно удивитесь, когда увидите, как легко мотолыжа слушается руля. Попробуйте сделать поворот и оцените быстроту реакции "стэндапа" на управляющее воздействие. Оцените также, как перемещение веса вашего тела влияет на управляемость.

Какая нога впереди?


Перед тем, как вставать на ноги, решите, какую из них вы поставите на трэй впереди. Как и в воднолыжном слаломе, цель в данном случае — обрести наиболее устойчивое положение тела.

У каждого своя стойка, так что потратьте еще немного времени, чтобы попробовать обе ноги и определить, какой из двух вариантов больше подходит. Здравый смысл подсказывает, что сзади должна стоять та нога, которая сильнее, но в действительности это неважно. Главное, чтобы вы чувствовали себя устойчиво и естественно.

Как только вы приготовились встать, поместите одну ногу на переднюю часть трэя (фото А.4). Не забывайте при этом поддерживать нужную скорость и старайтесь не вилять. Затем медленно выпрямляйтесь, одновременно поднимая рулевую колонку. Вы должны оставаться на слегка согнутых коленях, чтобы легче было гасить удары волн, а центр тяжести тела был как можно ниже — это даст вам наибольшую устойчивость. Помните, что нет никакой необходимости запрыгивать на трэй. Просто медленно приподнимитесь и примите удобную стойку.

Как только вы встанете на обе ноги, может произойти одно из двух. Либо вы почувствуете, что прекрасно сохраняете равновесие и легко ведете свой "стэндап", либо, что более вероятно, вы исполните классический для новичка маневр — начнете медленно валиться на бок и, в конечном счете, наглотаетесь воды. Не отчаивайтесь, такое случается. Нужны терпение и тренировка.

Если нос мотолыжи начинает подпрыгивать (как говорят летчики — "козлить"), переместите центр тяжести тела немного вперед, и движение станет ровным, без рывков. Но не забывайте о скорости. Естественная реакция на рывки — сбросить газ, однако именно этого и не недоделать. Наоборот, увеличив газ, вы стабилизируете ход мотолыжи.


Попробуйте немного увеличивать и уменьшать подачу газа и остановитесь на том режиме, который позволит легко управлять мотолыжей.

"Стэндап" тем устойчивее, чем быстрее вы движетесь. Опять-таки все, как на велосипеде. Вы не сможете удержать равновесие, если будете двигаться чересчур медленно.

Ваш первый поворот


Теперь, когда вы твердо стоите на ногах, пришла пора научиться поворачивать. Навряд ли вам с первого раза удастся повернуть так же лихо, как это делают гонщики. Начните с пологих виражей, комбинируя поворот руля с легким перемещением тела. Вы быстро поймете, что "слишком много" первого или второго кончаются одинаково: тем, что корма задерется и мотолыжа сбросит вас в воду. Простого решения здесь нет. Единственный рецепт — как можно больше тренироваться и выработать на этот счет особое чувство.

Если вы научились поворачивать в обе стороны, следующий этап — сделать эти повороты круче. Здесь уже техника поворотов существенно зависит от типа вашего "стэндапа".

Если под вами мотолыжа "Кавасаки", лучший способ сделать крутой вираж — резко наклониться в сторону центра траектории поворота и этим накренить саму мотолыжу. Чем больше наклон, тем круче поворот. Поворот руля, конечно, тоже необходим, но главное — наклон тела.

С мотолыжей "Super Jet" фирмы "Ямаха" обращаться надо иначе. Ее нет нужды наклонять перемещением тела — форма корпуса такова, что достаточно поворота руля. Конечно, наклониться вам придется, чтобы не вылететь по инерции на противоположную от центра поворота сторону, в общем случае "Super Jet" поворачивает значительно круче, чем "Jet Ski", и вам придется привыкнуть к более быстрой реакции данной мотолыжи на поворот руля.

И в этом случае, независимо от типа мотолыжи, нельзя забывать о скорости. Только на скорости вы сможете выйти из поворота, а если сбросите газ — неминуемо упадете. Если вы чувствуете, что валитесь к центру поворота, прибавьте газу, и мотолыжа сама "вытащит" вас из поворота. Если же вы валитесь от центра поворота, постарайтесь переместить тело к центру. Перемещение тела должно начинаться при входе в поворот и заканчиваться одновременно с выходом.


Иными словами, постоянно компенсируйте телом опрокидывающий момент, который создает центробежная сила.

Чем больше опыта вы приобретете на поворотах, тем легче будет избежать падений.

Найдите собственный стиль


На поворотах вы также можете поэкспериментировать с положением ног на трэе. Приняли вы для себя "нормальную" стойку (левая нога впереди) или так называемую "бестолковую" (правая нога впереди), попробуйте поменять ноги перед самым поворотом. Многие мотолыжники не меняют положения ног, лишь изредка ставят их на одну линию, чтобы сделать более крутой поворот. Некоторые предпочитают менять стойку в зависимости от направления поворота: правый поворот они делают, поставив вперед правую ногу, а левый — левую. Таким образом, они всегда поворачивают спиной к центру (а это для большинства мотолыжников самый простой вариант).

Информация об изображенииФото B. Стиль поворота на мотолыже
Фото B. Стиль поворота на мотолыже
 
Если вы решили как следует развить технику поворотов, нет ничего лучше слалома вокруг буйков. Это может быть профессиональная дистанция или самодельная. которую нетрудно соорудить из пустых пластиковых бутылок с кирпичами в качестве якорей. Необходимость повернуть не где хочется, а в строго определенном месте быстро научит вас делать повороты. Это же поможет вам определиться и со способом поворота — "задом по воде" или "ногой по воде".

В точном соответствии с этими названиями, поворот "задом" означает, что в качестве противовеса используется та часть тела, которая в просторечии называется "задницей" (извините, если кого-то это слово покоробило). Эту часть тела нужно свесить в сторону центра поворота как можно ниже над водой (фото В.1), но не касаться ее, поскольку в этом случае вы теряете скорость (фото В.2). Поскольку поворот "задом по воде" требует, чтобы вы буквально "сели" в центр, вы сможете выполнить его только в одном направлении — одноименном с ногой, которая у вас впереди (фото В.3-4).


При повороте "ногой по воде" вы должны выставить с трэя ближайшую к центру кривизны ногу и буквально протащить ее по воде, используя как дополнительный руль. Практически мотолыжа повернет вокруг ноги, как вокруг оси. Такой поворот требует меньше времени на вход и на выход из него, не говоря уже о том, что зрелищно он более эффективен.

Информация об изображенииФото C. Техника поворота
Фото C. Техника поворота
 
Чтобы исполнить поворот "ногой по воде", сначала решите, в какую сторону вы будете поворачивать. При подходе к точке начала поворота перенесите вес тела на внешнюю по отношению к центру ногу При входе в поворот снимите ближайшую к центру ногу с трэя и опустите ее на воду, согнув опорную ногу в колене (фото С.1). Не нужно опускать ногу глубоко в воду. Достаточно, если вы прочертите по воде носком или подошвой (фото С.2). Вскоре вы ощутите, что чем большее давление воды испытывает нога, тем круче получится поворот (фото С.З). и наоборот. В конечном счете, кривизна поворота определяется совокупностью наклона тела, поворота руля и давления на ногу. Выйдя из поворота, просто поставьте ногу обратно на трэй (фото С.4).

Как и все другое, отработка поворота "ногой по воде" требует изрядной практики. Большинство мотолыжников считают, что умелое сочетание разных способов поворота дает наилучший результат. Вы можете поворот в одном направлении исполнять "ногой по воде", а в другом — "задом по воде".

Получите удовольствие!


Чтобы научиться кататься на "стэндапе". нужна определенная доля решимости. Народная мудрость гласит: "Если бы это было легко, то каждый бы и делал это". Но в действительности, при наличии этой самой решимости, почти каждый сможет овладеть техникой езды на монолыже. А удовольствие стоит нескольких эпизодов вынужденного купания. Чувство полета по водной глади и ощущение соленых брызг на лице не сравнить больше ни с чем.

Все в ваших ногах! А вскоре, может быть, вы ощутите и желание попробовать себя на спортивной трассе.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Моторная лодка «Блик» — ветеран Ладоги
Печальная история моих «саней Фокса»
Водометные сани Фокса с самодельным двигателем
Усовершенствованный педальный привод
Ходовые испытания вертоплава на воде
Первые уроки применения приемника GPS
Готовим яхту к дальнему плаванию
Надувные спасательные плоты для малотоннажных судов
Аварийные радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ
Советы по приобретению снаряжения для виндсерфинга
Полезные мелочи: корректор курса, транцевые плиты, удилище, парус...
Столкновение в Северном море судов «Ибн Ту Файл» и «Алевтина и Туя»
Электроника для связи и обеспечения безопасности на море
Советы по рыбной ловле ручьевой форели
Из опыта установки продольных реданов

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Азы управления аквабайком класса «мотолыжа»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Конструкция катамарана, использующая энергию носовых расходящихся волн
Опыт эксплуатации стаксельного тендера «Смак»
Тахометр-термометр фирмы «ЛПС-Интер»
Советы по ловле хариуса нахлыстом
Моторная лодка «Обь-4» завода «Алмаз»
Щелевая мачта для небольших парусных судов
Чтобы яхта «Ассоль» ходила быстрее
Выбор типа свинцово-кислотных аккумуляторов для судна
Двигатель на малой водоизмещающей лодке
Гибель яхты «Удача-2» и ее причины
Приманка для ловли хищной рыбы
Гребной винт Бориса Шаранкова
Универсальное парусное вооружение «Индосэйл»
Сравнительный тест 9.9-сильных подвесных моторов
Испытания волнопронизывающего катера «VSV50»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 21 + 50 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории