Такая передача с эллипсной звездочкой была рассчитана при помощи ЭВМ (в США), что подтвердило ее эффективность. Например, для спортивных велосипедов Харьковского велозавода на основе подобных расчетов была изготовлена эллипсная звездочка с 46 зубьями и размером осей, равных 110.18 и 73.981 мм с отношением 1.49. Однако серийного выпуска передача так и не получила.
Предлагаю иное оригинальное решение педального привода: изменять не форму ведущей звездочки, а связь с передачей с круглой звездочкой. На рисунке показана, сущность этого предложения по заявке № 95105242 от 28 марта 1995 г. Конструктивно оно несложно и выполнимо даже силами любителей.
Ведущая звездочка жестко связана с трубчатой осью двуплечного кривошипа, смонтированного на подшипниках в несущей раме. В трубчатую ось вставлена ось второго двуплечного кривошипа. Две трехшарнирныв планки имеют связь с педалями и с плечами кривошипов, у которых трубчатая ось жестко связанна с зубчаткой (звездочкой). Две двушарнирные планки имеют связь с плечами второго центрального кривошипа и с трехшарнирной планкой.
Работает педальный привод следующим образом. При вращении педалей по круговой траектории человек может на ходу изменять диаметр кругового движения педалей путем удаления или приближения их к оси вращения. Тем самым он может одновременно о большом диапазоне изменять плечи двух педальных кривошипов т. е. регулировать крутящий момент.
В момент совмещение педальных осей с осями двух кривошипов передача крутящего момента на звездочку прекращается, звездочка может свободно вращаться совместно с кривошипами (режим наката).
И это еще не все человек может переходить с круговой траектории движения педалями на возвратно-поступательное. Для этого он должен педали перемешать таким образом, чтобы они циклично пересекались с осями вращения двуплечных кривошипов.
Заинтересовавшиеся новым приводом могут связаться с автором через редакцию.
Поправка
В схеме усовершенствованного педального привода, предложенного А. Ивановым, допущена неточность. Из-за плохого качества оригинала были перепутаны пунктирные и сплошные линии.
Приводим точное воспроизведение схемы по патенту РФ №2106552.
Напоминаем, что при промышленном использовании этой идеи необходимо связаться с автором.