Но немалых денег стоит и "обычный" гибкий или жесткий стальной трос, свитый из предварительно оцинкованной стальной проволоки Чтобы основать новый стоячий и бегучий такелаж, леерное ограждение, обновить штуртросы или тяги дистанционного управления двигателем, приходится идти на солидные затраты. Поневоле встает закономерный вопрос как продлить срок службы стального т роса на яхте или катере?
Нет необходимости придумывать какие-либо новые способы. Достаточно вспомнить старые, применявшиеся во все времена, но, как показывает опыт, далеко не всегда известные непрофессионалам - начинающим судоводителям, малоопытным самодеятельным судостроителям.
Защитное покрытие - оцинковка проволок прядей троса обычно нарушается уже в процессе работы — изготовления огонов. Поэтому, делая огон, лучше всего пользоваться свайками без царапающих проволоку острых углов — сплавно заваленными, т. е. сточенными и зашлифованными гранями. Свайка конической формы была бы идеальна, но она не очень удобна в работе. Конец свайки тоже не должен быть тонким и острым.
Словом, свайку надо подбирать (или изготовлять) соответственно диаметру троса и крутизне (пологости) его свивки, и, чем меньше она будет деформировать трос, тем лучше.
Выполнив по всем правилам огон (с коушем или без него), следует защитить участок, на котором целостность троса нарушена пробивкой прядей. Именно здесь, где диаметр троса увеличен, а плотность свивки нарушена, в переплетении прядей неминуемо образуются полости, в которых оседает соль, разъедающая сталь.
Моряками минувших лет для консервации участков заплетки огонов применялся какой-либо жир или тир — густой жировой состав, который умельцы обычно готовили по собственным рецептам. После обильной смазки трос тренцевали. т. е. плотно обматывали его пологими шлагами парусиновой ленты, смазанной той же смазкой, либо тонкого троса, который именовался тренем (отсюда — тренцеваиие). Это необходимо для того, чтобы заполнить смазкой все внутренние полости-неплотности и выровнять наружную поверхность троса, чтобы не скапливалась соль и влага в углублениях между прядями.
Парусиновую ленту обычно обтягивали — фиксировали на тросе штыками прочной тонкой нити, а затем поверх всего накладывали тугую сплошную клетневку. Часто для клетневания применяли шкимушгар. т. е. полого свитый из нескольких каболок линь с водостойкой пропиткой на основе древесной смолы.
Клетневку затем укрывали краской в несколько слоев, чтобы наружная защитная пленка получилась плотной, хорошо противостоящей вымыванию тира. На яхтах при этом чаще всего применялась белая масляная краска, придававшая такелажу нарядный вид.
Морская соль, солнце, динамические воздействия и гниение льняного или пенькового материала довольно быстро разрушали такую защиту, ее то и дело приходилось ремонтировать, обновлять. Однако и по сие время принципиально новых и особо действенных способов защиты троса от коррозии выработать не удалось. Можно применить патентованный "невымывающийся" тировочный состав, использовать не поддающиеся гниению синтетические материалы — ленты для тренцевания и нити для клетневания, однако вся беда в том. что соль морской воды отличается высокой проникающей способностью. От соли надежной защиты нет, она как бы спекает, шлакует смазку, лишая ее защитных свойств Вот почему не спасают ни синтетика, ни металлические обжимные гильзы (которые с успехом служат на нержавеющем тросе).
Вот почему опытные моряки знают, что все описываемые выше меры совершенно необходимы, но не дают оснований успокаиваться надолго: указанные операции приходится со временем повторять.
Служба доброго совета
Все это отлично знал известный польский яхтсмен Леонид Телига. Тот, кто читал его книгу об одиночном кругосветном плавании на яхте "Опти", наверняка обратил внимание на то, что Телига при первой же возможности вскрывал клетневку, счищал сошлаковавшуюся смазку, промывал сплесни от соли, вновь смазывал, тренцевал и клетневал. Он понимал, что иначе такелаж не сохранить. А обрыв штага или вантины чаще всего приводит к потере мачты, последствия чего могут обернуться трагедией.
Заодно заметим, что тщательно выполненная клетневка по тренцеванию надежно защищает не только сам трос, но и руки от колючих концов обрубленных при завершении пробивок прядей.
Трос большого диаметра при клетневании удобно обтягивать с использованием полумушкеля. Для клетневания тонкого троса лучше использовать такелажную лопатку.
В заключение хотя бы коротко напомним всем теоретически известные. но далеко не всегда применяемые. основные правила ухода за стальными тросами:
- Очень полезно перед уборкой троса на зимнее хранение койлать его в круглые бухты большими шлагами Бухты связывают каболками и подвешивают, предварительно тщательно смыв соль пресной водой и просушив.
- Штуртросы, как и любые тросовые тяги, даже в подпалубных нишах должны быть покрыты густой "морской смазкой" по всей длине, а не только на участках их прохождения через шкивы, сектор баллера руля ит.п
- Трос не терпит калышек — произвольно образующихся незатягивающихся петель На рымах, шкивах, палах, барабанах лебедок калышки далеко не всегда расправляются сами собой, а превращаются в заломы. что неисправимо деформирует трос
- Не только острые кромки, но и плоскости стальных и каменных причалов перетирают трос, лишают его оцинковки. Поэтому не ленитесь подкладывать под трос в опасных местах доски, старые покрышки, другие мягкие предметы, пропускайте его через обрезки резиновых шлангов, контролируйте положение подкладок под работающим с переменными нагрузками тросом.
- На кипах и клюзах трос не должен иметь резких перегибов. Высокие нагрузки здесь чреваты не просто последствиями остаточной деформации, но и обрывом прядей, "ершением" проволок.
Словом, и "железный" трос требует бережного хозяйского обращения. что значительно продлевает срок его службы.