Такова была моя философия, когда я оплатил годовую страховку в ноябре 1994 года, выложив очередные 200 ф.ст., и точно то же самое я чувствовал утром 17 августа 1995 года. Но в 5 часов 30 минут этого дня 37-метровая яхта водоизмещением 160 тонн в чартере с наемным экипажем на борту протащилась по переполненной якорной стоянке в Кальви. На своем пути к подветренному берегу она задела 15 яхт и, вырываясь назад, на глубокую поду, прошла рядом и зацепила нашу цепь своим килем.
В течение 10 минут мы были прикованы к неожиданному соседу при ветре до 30 метров в секунду. За эти 10 минут у нос унесло большую часть носовой оснастки, роликовое якорное устройство и часть надстройки. Планширь по левому борту был полностью измочален, а корпус получил вмятины в нескольких местах. Сверху лопнула краспица мачты Был помят внутренний релинг в довершение дела наш "обидчик" сорвал наши кормовые шлюпбалки. Мы были в 900 милях от родного дома в месте, не отличающемся своей справедливостью, и чувствовали мы себя более подавленными, чем когда-либо за все 10 лет плаваний.
Но ничего! По крайней мере, мы были всеобъемлюще застрахованы, поэтому могли ожидать некоторых неудобств но не финансовых потерь. Кроме того, мы надеялись, что кто-нибудь поможет нам выпутаться из этой истории. Но когда такое случается, тебя начинают терзать сомнения. А надежна ли страховая компания? А правильно ли был заполнен страховой полис? А не найдут ли они что-либо напечатанное мелким шрифтом что позволит им вывернуться из Ситуации? Так ли все правильно организовано и все пи предусмотрено, как мы считали?
Изучение виражей
В течение месяцев, которые последовали за нашим несчастьем, мы много узнали о страховании, о страховщиках и о том, как себя о таких случаях вести. Несмотря на все россказни и письма о газеты, разворачивающаяся история не пахнет дурным пессимизмом. Если Вы сделали все, как надо, выплаченные по страховке деньги могут оказаться Вашим самым лучшим вложением.
Чтобы все правильно сделать, нужно сначала осознать, что причиной аварии может стать не только Ваша собственная беспечность. Многие наши беды и шишки приходят от других людей - и очень часто тех других людей, которые давно обзавелись нужными правильными бумагами. но но обзавелись хорошими мореходными навыками. Чтобы обеспечить себе премию за отсутствие страхового случая, нужно следить не только за своими действиями, но и за действиями других людей, включая и так называемые "профессиональные" экипажи. И не стоит предполагать. что они более компетентны или более вежливы, чем другие.
Если случатся происшествие первым делом следует позаботиться о своей безопасности, а потом немедленно войти в контакт с нарушителем и убедиться, что он не собирается сбежать. Это случается часто, особенно после столкновения в ночное время. Если ждать до утра, вы увидите, что тот, другой парень хорошо понимает финансовое значение выражения "смыться".
"Все записывать подробно, и быть твердым, как алмаз"
У этой первой встречи есть две главные цели. Первая это собрать и зафиксировать максимальное количество информации о судне Вашего оппонента, капитане, экипаже, номере страхового полиса, о дате истечения страховки, сумме страховки и, если это возможно, о том, кто будет заниматься этим делом. Если капитаном судна-обидчика не является хозяин этого судна, или если оно зафрахтовано какой-то компанией, Вам следует также узнать и имя босса.
И вторая цель: во время этого первого контакта сразу назначить встречу с капитаном. Лучше всего ее проводить на вашем судне, где Вы сможете представить ему официальное письмо, в котором следует кратко изложить время, место и обстоятельства происшествия, приведшего к повреждению Вашего судна. Следует уговорить гостя проверить подробности этого описания, оценить нанесенный ущерб и согласиться с ним. Закончить письмо следует примечанием, что стороны пришли к согласию, что при более тщательном изучении могут быть обнаружены другие дефекты, потери и ущерб, прямо связанные с данным случаем.
Если Вам повезет, то Вы сможете уговорить нарушителя подписать текст, однако в любом случае, ему следует вручить копию и довести до его сознания, что это письмо и возможные дополнения будут направлены как в Вашу страховую компанию, так и его страховщику.
Звонок домой
В машем случае Майк Ричингс из страховой компании "Санта-Маргарет Иншуренс" принял наш телефонный звонок об аварии очень хладнокровно. Он расспросил о здоровье экипажа и поинтересовался, не требуется ли нам что-либо для обеспечения безопасности яхты. Затем он посоветовал, что сделать в первую очередь, и попросил письменный отчет, который он будет хранить до нашего возвращения в Великобританию, когда можно будет точно определить величину ущерба и окончательно его зафиксировать.
После этого звонка мы сумели найти нескольких свидетелей, которые дали описание случившегося факта и подтвердили, что мы стояли на якоре и не виноваты в нанесенном ущербе. Копии этих писем также были направлены обеим страховым компаниям.
В данном случае страховщики "Т" (судна-нарушителя) прислали из Марселя сюрвейера для проверки очень незначительного ущерба, полученного 160-тонным монстром, и мы настояли на его визите к нам. Его первое замечание "Е-мое, какой кавардак!" было отмечено. Мы также заставили его согласиться с нашим временным списком ущерба.
Все это отдает привкусом ненужной официальности, но это очень здравый совет. Сочувственные разговоры и словесные обещания немногого стоят. Как только возбуждение спало следует все зафиксировать о письменном виде, детально и быть твердым, как алмаз. Позже люди часто пытаются ускользнуть от ответственности и пытаются представить в другом виде факты, по которым уже было достигнуто согласие. Для гарантии лучше иметь возможность указать на то, что Ваше письмо было принято в такое-то время. Это хороший ход, который надо иметь про запас на тот случай, когда страховщики того, другого парня, напишут Вам, что они подтверждают прием Вашего иска, но отрицают какую бы то ни было вину своего клиента или какую бы то ни было ответственность со своей стороны. Это стандартная практика страховых компаний.
Сомнения и негативные моменты
Где-то здесь в рассуждения начинают просачиваться негативные моменты. Если Вашей вины нет, то естественная справедливость требует, чтобы Вы не понесли никаких финансовых потерь и были должны получить компенсацию за любые неудобства. Печально, но тут всегда встает проблема "незастрахованных убытков".
В нашем реальном случае это были 20 ф.ст., потраченных на телефонные разговоры, плюс 50 ф.ст., потраченных на всякую мелочь, чтобы обеспечить раскрепление мачты и шлюпбалок с тем, чтобы вернуться обратно с Корсики. Позже были десятки писем, факсов и дней, "отпрашиваемых" на работе, чтобы собрать и доставить все необходимое. Имеет смысл вести учет этих расходов и предоставить его страхователю Вашего оппонента. Всегда есть шанс получить какую-либо компенсацию, когда они увидят, что Ваши затраты реальны.
Дома, в родном порту, разворачивается следующее действие и, возможно, оно начнется с сомнений, посчитает ли ваша собственная страховая компания своей честью придерживаться своих теоретических обязательств, или Вы останетесь с большим денежным счетом на руках. Это сомнение и заставило нас совершить самую большую ошибку.
Пытаясь выглядеть честными, мы получили цены на ремонт, которые посчитали справедливыми. Таким образом, устранение повреждения планширя было оценено одним потенциальным мастером, корпуса - другим, а ремонт носовой оснастки и краспицы мачты мы взялись сделать сами. Теперь, глядя назад, понятно, что было бы проще вручить яхту какому-либо судоремонтнику с хорошей репутацией и поручить ему закончить все работы в лучшем виде к следующему апрелю. Опять же, наши страхователи оказались честными. Они согласились с тем, что для них может быть и лучше "достать" страхователей другой стороны, если мы готовы потерять 200 ф.ст. за избыточный ущерб, который, может быть, будет нам позже возвращен. Страховые компании умеют драться лучше, чем индивидуалы, поэтому мы пошли на 200-фунтовый риск.
Еще мы слышали об "улучшении". В нашем случае корпус был так здорово помят что подкраска была невозможна. Очевидно, что полный ремонт даст корпусу лучший вид нежели тот, который он имел до происшествия но до того, как случилась авария, нам не нужно было никакого серьезного хирургического вмешательства. К счастью, собственный сюрвейер "Санта-Маргарет Иншуренс" согласился с этим но он чуть не упал в обморок от той очень справедливой цены которую мы назвали.
Наши справки везде в Соленте подтверждали оценку в 1850 ф.ст. за всю работу. В конце концов судоремонтное предприятие "Топшэмз Ритрит" сделало всю работу за 1200 ф.ст.
Далее, нужно сразу говорить если что-либо обнаружено. Сюрвейер, работающий не на нас, а на страхователей, предложил обследовать еще кое-что, потому что "лучше покончить со всем долом сразу, чем потом обнаружить разногласия". Так как мачту надо было поднимать и опускать - но мы могли организовать это о нашем клубе, - то, чтобы это было сделано, компания согласилась также на выплату суммы за "труд владельца".
Основные работы проблем не вызвали. А вот то, что вызвало настоящую головную боль, - так это установка новых краспиц для мачты, штыри которых были очень хорошо приварены, но изготовителем был изменен профиль краспиц, так что никакие из существующих не подходили. Конечным решением стало сохранение внутренних концов старых перекладин и крепление к ним новых, как накладок. Получилось неплохо.
Заключение
Окончательные затраты составили 4000 ф.ст. И опять же, для того, чтобы показать оборотную сторону всех неприятных вещей, которые рассказывают о страховых компаниях, следует для справедливости отметить, что наши страхователи оплатили все счета в течение недели после их выставления.
Мы бы предпочли, чтобы на той яхте несли рейдовую вахту и не нанесли бы нам никакого ущерба. Мы следовали дельным советам, и наши страхователи, не дрогнув, выполнили свои финансовые обязательства. А могло бы быть раз до хуже.
Послесловие
С тех пор наша яхта уже побывала в Южной Ирландии и наш корсиканский урок был закреплен. Например, очень хорошая идея - задавать себе гипотетические вопросы, такие как - "А что мне фактически выплатят в случае полной потери яхты?"
Это пришло мне в голову, когда мы услышали немецкого радиолюбителя, который рассказал. как он полностью потерял свое судно во время урагана в Карибском море. Хотя оно и было застраховано на 200 000 немецких марок, страховая компания нашла в договоре достаточно напечатанного мелким шрифтом, чтобы ограничиться выплатой в 75 000 немецких марок, и осталась непоколебимой.
А Вы уверены в условиях, приведенных в вашей страховке? А Вы спрашивали? Может быть, не дожидаясь возможных осложнений, стоит поручить Вашему адвокату прочесть полис?
Быть неуступчивым выгодно!
Изменение нашей позиции от мягкой терпимости при незначительных столкновениях до твердости в отношении к беспечным и некомпетентным капитанам уже прошло испытание.
Благополучно ужиная воскресным вечером в спокойной гавани, мы услышали и почувствовали толчок. Перед нашим носом, ощетинясь острым металлом, маневрировал в отведенном ему перед нами месте спортивный катер.
Его капитан отказался от какой бы то ни было ответственности за царапину длиной 6 дюймов, идущую насквозь через лакированное покрытие на машем обновленном корпусе, и вызвал очень беспомощного менеджера марины. Мы настаивали, чтобы он проверил страховку виновника - но, похоже, у него ее не было. Тогда мы сказали, что попросим наших страховщиков прислать сюрвейера. И его услуги будут добавлены в счет.
Когда владелец спортивного катера понял, что мы не сдвинемся пока спор не будет разрешен, он спросил, сколько будет стоить заделать и отполировать царапину. Мы оценили это в 50 ф.ст. и отказались принять чек, поэтому он заплатил наличными, хотя и отрицал свою ответственность.
Если бы не наша твердость, нам бы пришлось самим оплачивать ущерб, который мы не наносили, и уж конечно не хотели бы иметь.