Как облегчить подъем тузика
Если тузик хранится на палубе, полезно на верхний леер надеть обрезок пластмассовой трубы, которая могла бы свободно вращаться вокруг троса. Тузик легче будет преодолевать это препятствие, лучше сохранится окраска днища лодки, а в леерном ограждении не потребуется делать "калитки" с ее дополнительными стойками и талрепами.
Деревянная рубка на стальном корпусе
Предлагаемая конструкция соединения рубки с корпусом, изготовленным из стали, обладает достаточной прочностью и водонепроницаемостью.
Стальная палуба 1 покрывается фанерным листом или настилом из сосновой рейки 2. Поверх настила на клею и шурупах устанавливается карленгс 6 с выбранным в нем пазом для стенки рубки 4. Снизу к стальному настилу крепится карленгс 7 (он может состоять из коротких брусков, закладываемых в шпацию между бимсами 9). Подволок изнутри зашивается тонкой фанерой 8 либо другим декоративным материалом.
После обработки рубанком внутренних поверхностей деталей 8, 7, 2 и 6 к ним приклеивают внутренний комингс 5. Он является декоративной облицовкой соединения, а его верхняя кромка, выступающая над карленгсом 6, служит поручнем и сборником конденсата, стекающего по стенкам рубки. Возможно, на морской яхте имеет смысл сделать этот выступ несколько выше для удобного захвата рукой.
Поверхность комингса 5 рекомендуется отшлифовать шкуркой и покрыть двумя-тремя слоями лака.
Пружина вместо румпеля
Современные мотолодки оснащены штурвалом и дистанционным управлением, расположенным впереди, но среди запасных частей и инструмента многие водители предпочитают иметь штатный румпель подвесного мотора. В случае обрыва штуртроса румпель монтируется на мотор и можно продолжать движение.
Управление с помощью румпеля требует адаптации водителя, ухудшается его обзор по курсу, водитель быстро утомляется, на него влияют погодные условия. Все это снижает безопасность движения.
На случай обрыва рулевого тросика я беру в комплект ЗИП дверную пружину. Ее концы дорабатываю так, чтобы один из них легко зацеплялся за кронштейн дистанционного управления на передней ручке на поддоне мотора, а второй — за крепление кормового штурблока. как показано на рисунке.
Пружина устанавливается быстро и без помощи инструмента, что важно при движении на опасных участках водоемов. Правда, недостатком этого способа аварийного управления является постоянное усилие, действующее на рулевое управление от пружины.
Скрипач дает идею
Каждый, кому доводилось подолгу сидеть вблизи подвесного мотора, знает, как раздражает его шум. И уши заткнуть нельзя, так как лишенный слуха судоводитель может создать аварийную ситуацию.
Проблему не так уж плохо решает изобретение французского скрипача Блеза Калама. Желая узнать, как звучит его музыка для слушателя, находящегося в зале, он надел запатентованный им же "калакустик" - плотно сидящий на голове "кокошник" из полосы шумопоглощающего материала толщиной 2-3 см и высотой 10-12 см.
Изготовить "калакустик" можно из мягкого пенопласта или поролона, армировав его изогнутой проволокой. Поролон носить приятнее. так как он не трет кожу. Желательно снизу сделать крепление — резинку, чтобы это устройство прилегало плотнее и его не срывало ветром.
Я убедился, что при толщине материала 35 мм звук двигателя гасится примерно в 2-3 раза. Слышимость же с других курсов значительно улучшается, поскольку не забивается механическими шумами сзади.
За давностью лет патент Б. Калама утратил запретительную силу. Остается добавить, что я вычитал сообщение о нем в журнале "Изобретатель и рационализатор" №95 за 1979 г. и очень доволен реализацией идеи скрипача в своей практике, далекой от музыкальной деятельности.
Простейший стаксельный карабин
Простой и надежный стаксельный карабин легко изготовить по приведенному рисунку. Такие карабины безотказно работают уже много лет на яхте водоизмещением 1.2 т на генуе площадью 14 кв.метров. Для изготовления потребуются: полоски пластичной нержавеющей стали (52x12x0.5), заготовки прокладок из текстолита (20х12x2) и винты М3х8 без гаек.
Карабины крепятся на передней шкаторине паруса на швах, соединяющих полотнища. Вокруг ликтроса желательно подшить дополнительный слой ткани.
Изготовление и установка десятка карабинов на парус занимают всего два-три часа. Надо завести край паруса с ликтросом между текстолитовыми прокладками, проколоть отверстия, вставить винты и расклепать их концы.
Швертовый колодец нашей конструкции
Зная, что место соединения швертового колодца с килем — самое опасное с точки зрения водотечности деревянного корпуса, мы разработали более надежную конструкцию этого узла.
Мы отказались от изготовления киля из монолитного бруса и выклеиваем его из реек сечением 50x20.
Зная из проекта ширину и толщину шверта. например 500х40 мм, получаем ширину фанерной стенки колодца (с учетом шпонок 20х40), равную 540 мм.
Собираем правую и левую половины киля 1 и в середину каждой врезаем стенку колодца 2, обращая особое внимание на плотность прилегания фанеры. Крепим стенку к килю шурупами на клею, внутреннюю ее сторону оклеиваем тремя слоями стеклоткани 3. Собираем две торцевые вставки — шпонки колодца и также оклеиваем их со стороны внутренней поверхности колодца тремя слоями стеклоткани 3. Производим сборку узла на клею, стягивая половинки киля при помощи сквозных шпилек 5 из нержавеющей стали и соединяя стенки и шпонки колодца шурупами 4 на клею.
Тяжелый шверт кинжального типа с каплевидным профилем изготовлен из 30-миллиметрового листа стали. Высота его 1650 мм. К нижнему концу шверта крепятся двумя болтами ∅20 мм две половины бульба (150x600х60 каждая), набранные из 10-миллиметровых стальных полос. Подъем и опускание шверта осуществляем шнековой лебедкой. Хотя скорость подъема и опускания шверта при этом небольшая, но нас она устраивает; хорошо, что не требуется стопор.
Для предохранения внутренней поверхности колодца мы вставили в него раму, собранную из полос нержавеющей стали 2x40 и 2x80. В нижней части рамы приварены стопоры — плашки, предохраняющие шверт от выпадения в случае обрыва троса. Данная конструкция защиты колодца от воздействия шверта применена нами на "Азарте" и "Смаке" (см. "КиЯ" №157) и хорошо зарекомендовала себя.