Киповая планка из прутка
Предлагаемая киповая планка для швартовов проста в изготовлении и достаточно надежна. Для заготовки основных гнутых стоек желательно применить пруток диаметром 16 мм; для обушков годится 8-миллиметровый пруток. В планке-основании нужно сделать соответствующие отверстия для концов прутков и приварить их с нижней стороны планки.
Такие планки нужно делать из некорродирующих материалов — алюминиево-магниевых сплавов, латуни или нержавеющей стали. Чтобы трос не изнашивался при трении, все сварные швы нужно зачистить, острые кромки притупить по радиусу и отполировать все изделие.
Как сделать тент водонепроницаемым
В «КиЯ» я обнаружил множество советов по этому поводу. Но все они обладали недостатками— были очень сложны и требовали много разных, подчас дефицитных компонентов. Поэтому я начал экспериментировать и нашел свой рецепт.
Для приготовления состава нужен только пенопласт и растворитель для красок «646» или «647». Растворитель нужно вылить в трехлитровую банку или какую-нибудь другую посуду с крышкой. Разломав пенопласт на небольшие кусочки, нужно набить им банку, залить растворителем, закрыть ее крышкой, чтобы растворитель не испарялся, и оставить на некоторое время. Когда этот пенопласт растворится, нужно насыпать новую порцию. Делать это нужно до тех пор, пока раствор по консистенции не приблизится к подсолнечному маслу.
Для пропитки необходимо поднять тент, застегнуть его на все застежки и кисточкой тщательно промазать получившимся раствором. Для сушки необходимо оставить тент поднятым.
Высохнув, тент станет более жестким и прочным, не будет гнить и пропускать воду. Первое время ткань сильно пахнет, так что спать в лодке под тентом невозможно. Со временем этот запах пропадает.
Для пропитки тента на моем «Прогрессе-2» вполне хватило одного литра растворителя и кубика пенопласта размерами 300X300X300 мм.
Советую сразу же пропитывать новый тент.
Уплотнение тяги реверса в редукторе «Вихря»
Для этой цели я использовал манжету с пружинкой, которая устанавливается в крышке картера со стороны сцепления на двигателях мопедов «Рига», «Верховина» или «Карпаты».
Способ установки ясен из рисунка. Поверхность контакта манжеты и корпуса редуктора перед сборкой необходимо обезжирить и смазать эпоксидным клеем. При этом важно проследить за тем, чтобы клей не попал в место контакта манжеты с тягой реверса. Для этого полость манжеты с пружинкой рекомендуется заполнить любой густой смазкой (ЛИТОЛ, ЦИАТИМ и др.) и смазать тягу.
Данное уплотнение надежно работает уже две навигации. Вода в редукторе отсутствует.
Помощники спасателей
Английская фирма «Мак Мурдо», специализирующаяся на выпуске спасательного оборудования, освоила в прошлом году производство двух моделей малогабаритных импульсных излучателей радиосигналов, воздействующих на радары судов и самолетов, которые ведут поиск потерпевших бедствие в море.
При работе SART (Search and Rescue Radar Transduser) на экранах радаров появляются серии вспышек, по которым можно установить точное положение излучателя. SART действует в режиме вызова в течение 96 часов, затем в последующие 8 ч следует серия пульсирующих сигналов на частоте 1 кГц.
Один из SART монтируется в легко доступном месте на переборке судна с тем, чтобы его можно было взять на спасательную шлюпку или плот в случае аварии; другой вариант передатчика массой всего 1 кг предназначен для постоянного крепления на тенте спасательного надувного плота и приводится в действие при его сбрасывании на воду. SART первой модели способен держался на поверхности воды и снабжается плавучим линем длиной 10 м.
Лодочный гараж
Фирма из Дюссельдорфа предложила свой вариант решения проблемы дефицитных лодочных стоянок.
Наиболее рационально дорогостоящее место может быть использовано тогда, когда лодки расположены в несколько этажей друг над другом. Новинка названа Бозитель и сконструирована по принципу непрерывно движущегося лифта, широко применяемого при строительстве автогаражей.
Кстати сказать, систему башенных зданий-эллингов для хранения мотолодок в 5—10 этажей предлагали еще двадцать лет назад ленинградские архитекторы; в №34 «КиЯ» (1971 г.) был помещен соответствующий рисунок А. Корзникова, иллюстрирующий это предложение.