О первом из них, швертботе «Бином», мы рассказали в «КиЯ» №92. Второй швертбот «Бином-2», как видно из названия, продолжил развитие идей, заложенных в первом, и отличался от него незначительно. За ним последовали «Азарт» (спущен на воду в 1987 г.) и «Смак» (в 1991 г.). Эти яхты были уже более мореходны и комфортабельны, чем первые, позволили значительно расширить район плавания наших швертботов и решить более широкий круг задач, возникающих перед юными моряками и их руководителем. Описания этих швертботов и предлагаются тем, кого заинтересует наша информация.
Основные данные швертботов
«Азарт» | «Смак» | |
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 8,5/7,5 | 9/7 |
Ширина наибольшая/по КВЛ, м | 2,4/2,0 | 2,6/2,2 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,3/1,2 | 0,3/1,3 |
Водоизмещение порожнем, кг | 1260 | 1380 |
Высота борта на миделе, м | 1,4 | 1,5 |
Площадь парусности, м2 | 36 | 40 |
Вес шверта, кг | 120 | 200 |
Внутренний балласт, кг | 100 | 120 |
Число спальных мест | 6 | 7 |
При проектировании швертботов приходилось учитывать целый ряд факторов. Это и условия 'основного района плавания (река Волга и ее водохранилища), и трудности «добывания» необходимых материалов, и скромный на то время уровень квалификации ребят как в постройке яхт, так и управлении ими под парусами, и необходимость обеспечения повышенной безопасности плавания.
Для корпусов швертботов были выбраны упрощенные обводы типа «шарпи» с повышенной высотой борта, гладкопалубного типа, без рубки; швертовый колодец соединен с палубой.
При выборе типа парусного вооружения решающими условиями были снижение центра парусности для уменьшения величины кренящего момента и возможность дробления общей площади парусности между несколькими парусами для облегчения управления ими в разных погодных условиях плавания. «Азарт», как и первые швертботы, был вооружен бермудской шхуной, а «Смак» — стаксельным тендером с А-образной мачтой. Все управление парусами выведено в кокпит, что позволяет управлять судном вахте из двух человек на «Азарте» и одному человеку на «Смаке».
Для обеспечения остойчивости предусмотрены внутренний балласт и профилированный тяжелый шверт, изготовленный из стального листа толщиной 30 мм. На «Смаке» к нижней части шверта болтами прикреплен бульб, состоящий из двух половин.
Сквозной швертовый колодец, герметически соединенный верхней кромкой с палубой, не только позволяет избежать поступления воды внутрь корпуса, но и играет роль пиллерса в самой широкой части палубы. Колодец, как и корпус, изготавливается из деревянных реек и фанеры. Внутренние поверхности стенок колодца до сборки оклеиваются 3 слоями стеклоткани на эпоксидной смоле, а чтобы предохранить стенки колодца от ударов шверта при столкновениях с препятствиями и от истирания при его подъеме и опускании, в колодец вставлена рама из стальных угольников, согнутых из листовой нержавеющей стали толщиной 2 мм. На верхней части этой рамы, которая выходит на палубу, крепится лебедка с самотормозящейся передачей (на «Азарте») или блок, направляющий трос к такой лебедке (на «Смаке»). Скорость подъема шверта лебедкой невелика, зато можно обходиться без стопоров, фиксирующих шверт в промежуточных положениях. В нижней части рамы приварены стопора, предохраняющие шверт от выпадения из колодца в случае обрыва троса.
Парусное вооружение «Смака» мы проектировали не без влияния идей, изложенных в брошюре польского автора Стефана Высоцкого «Семейство Маков». Только в отличие от него мы решили мачту сделать А-образной, что позволило обойтись без установки пиллерса под палубой и без вант. Мачту изготовили из стальных нержавеющих труб диаметром 60X2 мм. Каждая из «ног» состоит из отдельных секций длиной по 3 м, которые соединены при помощи фланцев и болтов.
«Ноги» соединены между собой поперечными распорками, а шпоры снабжены шарнирами для крепления к степсам,установленным в 1,5 м от транца на палубе. Для увеличения угла между ахтерштагом и мачтой на корме установлены распорки, которые также облегчают заваливание и подъем мачты при проходе под мостами.
Испытания показали недостаточную жесткость мачты такой конструкции в продольном направлении. Для ее повышения каждую «ногу» с помощью краспиц длиной 500 мм, закрепленных на фланцах, раскрепили ромбовантами (по 2 пары на каждой «ноге»).
От топа мачты в нос идут 3 штага, на которых ставятся три стакселя одновременно. Все штаги выполнены из нержавеющего троса диаметром 8 мм. При этом 2-й и 3-й штаги крепятся к шпрюйтам, расположенным на палубе, в поперечной плоскости. Это позволяет сдвигать галсовые углы стакселей ближе к тому или иному борту и повышать эффективность парусов как при лавировке, так и на полных курсах. Для стаксель-шкотов установлены лебедки со стопорами.
«Смак» служит у нас флагманским судном, которое при эскадренных походах обеспечивает буксировку яхт в неблагоприятных метеоусловиях, при шлюзовании, движении против течения. Для этих целей на нем в специальном колодце установлен подвесной мотор «Привет-22» и имеются стационарные бензобаки общей емкостью 120 л. Расположение двигателя в колодце, как показали испытания, позволяет яхте устойчиво двигаться против большой волны без оголения винта. На ходу под парусами мотор можно поднимать в верхнее положение.
Корпуса швертботов были окрашены нитрокраской с добавлением эпоксидной смолы. В результате «Азарт» не требует дополнительной покраски вот уже в течение 5 лет. Для приготовления такой краски в 5 частей нитрокраски добавляют 1 часть эпоксидной смолы и перемешивают до тех пор, пока на мешалке не будут оставаться сгустки смолы. В этот раствор добавляют необходимое количество отвердителя (по весу использованной смолы) и снова тщательно перемешивают.
Краску лучше готовить порциями с таким расчетом, чтобы можно было успеть нанести на корпус всю порцию до начала полимеризации смолы. Удобнее работать вдвоем: один — красит, другой — готовит очередную порцию краски. Каждый слой необходимо выдерживать до полного становления смолы (не менее суток) и только после этого можно наносить следующие слои.
На «Смаке» из-за большой погиби бимсов палубы применено нескользящее покрытие, хорошо зарекомендовавшее себя в эксплуатации. Для его нанесения участки палубы необходимо покрыть тонким слоем эпоксидной смолы с введенным отвердителем. Затем на смолу из сита насыпать тонким слоем кварцевый песок, который необходимо прихлопать к смоле. После полимеризации смолы неприклеившиеся песчинки смести, а участок палубы с покрытием — покрасить.
Наши яхты успешно прошли испытания в походах по Волге и ее водохранилищам от Дубны до Волгограда. Они легки в управлении, хорошо слушаются руля на всех курсах относительно ветра. Только при свежем ветре на курсе бакштаг проявляется тенденция к приведению. Зато в этих условиях яхты легко выходят на глиссирование.
В тренировочные походы на каждой из них размещается 10—11 человек. «Смак» хорошо зарекомендовал себя в роли буксировщика, не раз выручая другие яхты в трудные моменты плаваний. В общем, своими яхтами мы довольны.
Б. Очередин, г. электросталь