Для начала — немного о себе. На реке Оке я живу с детства. Много лет занимался греблей — и академической, и народной. Затем, по возрасту, понемногу перешел в водномоторники и стал судостроителем-любителем.
Первой построил мотолодку 'Марина" длиной 3.5 м по чертежам из журнала "Техника — молодежи". Применил вариант конструкции с фанерной обшивкой и оклейкой корпуса стеклопластиком. Ходил на ней под "Ветерком-8". Совершали походы в Васильсурск, выезжали на отдых всей семьей. Все было бы ничего, но лодка стала тесновата, появилось желание построить что-нибудь более мореходное.
Вот тут я и познакомился с "КиЯ". И уже уверенно выбрал упрощенный вариант "морских саней". Эта лодка, построенная за один месяц, имела длину - 4.4 м при ширине — 1.9 м и высоте борта на миделе — 0.68 м. И этот корпус был построен из фанеры и оклеен стеклопластиком, причем днище я дополнительно покрыл слоем ЭД-5 с кварцевым песком. Пришлось довольно долго бороться с кавитацией гребного винта форсированного 20-сильного "Вихря", но в конце концов результаты получились неплохие. Только к этому времени я заимел еще и второй подвесной мотор, и естественно — захотелось получить скорость еще выше. Пришлось поставить выносной транец — мощную подмоторную доску на кронштейнах. С "Вихрем-20" и "Нептуном-18" скорость получилась приличной!
Мы много ходили по Оке — вверх до Калуги, по Волге — до Рыбинска и, наконец, вдвоем с другом совершили действительно дальнее плавание до Питера.
Знакомство с питерскими судоводителями-любителями и накопленный собственный опыт дали настоящий творческий скачок. Вообще-то "санями" я был доволен. И дело не только в скорости. На 4.4-метровой открытой лодке мы ходили. можно сказать, в любую погоду, даже по большой, по нашим масштабам, волне. "Сани" оказались очень устойчивыми на курсе. Просто — идут, как автомобиль!
Теперь потребовалось сделать свое судно еще и более комфортабельным — каютным, чтобы можно было выйти и на большую воду.
Прочитав несколько статей о "санях Фокса" (см. "КиЯ" №43 и №53), я понял, каким образом могу претворить свою мечту в реальность. Уже более или менее уверенно — опираясь на приведенные рекомендации, я спроектировал и построил такие "сани" с шириной трех лыж по 240 мм и расчетом на два 45-сильных подвесных мотора. Гнался я при этом не столько за скоростями, сколько за надежностью силовой установки, особенно необходимой при дальних путешествиях по крупным водоемам. Только промышленность наша свои обещания не выполнила — такие моторы так и не были ею освоены Пришлось ставить те же имевшиеся маломощные "подвесники", что соответственно сильно ограничивало полученную скорость. Тем не менее судно вышло отличное — с мягким ходом на волнении, очень вместительное и комфортабельное.
Это полностью закрытый, отвечающий основным эргономическим требованиям катер, имеющий длину — 5.5 м, ширину — 1.95 и высоту борта — 0.78 м. В каюте высота до подволока — 1.4 м. Здесь оборудованы четыре спальных места, стол и камбуз. Входить в каюту можно через люк в лобовой стенке надстройки. В кормовой ее части возвышается удобная и просторная рулевая рубка с высотой в свету — 1.9 м. Кормовой кокпит в непогоду закрывается тентом.
Два слова о примененной технологии. Секция трехкилевого корпуса выклеивалась в матрице из стеклопластика на ЭД-5 Затем в эту же матрицу были установлены "вкладыши" по обводам каюты и в ней формовалась в положении "вниз крышей" секция палубы с каютой. После скрепления этих двух секций по горизонтальному привальному брусу была установлена фанерная рулевая рубка.
Стремление превратить эту мотолодку в более быстроходный катер в конце концов привело к тому, что я приобрел разработанный ЦКБ по СПК водометный движитель под двигатель М-21 и соответственно удлинил корпус, пристроив к транцу секцию для размещения водомета. Хуже всего было то. что этот "случайный" движитель явно требовал доработки под мой катер. Эта экспериментаторская работа продолжалась три года. Я остановился на сопле с лопаточным поджатием. Вообще я пришел к выводу, что идеальный водометный движитель осуществим только при условии возможности регулировки выходного отверстия сопла. Для этого изготовил лопатки с эксцентриком для изменения их ширины. Осталось только насладиться полученными результатами.
Увы, на этом вся моя судостроительная деятельность прекратилась. В основном потому, что три года назад, точно 1 мая, катер мой подожгли. Надстройка выгорела полностью, как и все внутри, а корпус в целом добрым людям удалось спасти. Могу отметить, что оклейка бортов пенопленом сдерживала распространение огня. Сохранности моторного отсека способствовала окраска жидкой смолой ЭД-5 с наполнителем из алюминиевой пудры. Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление
Сейчас корпус стоит в саду в сарайчике. Готова разработка новой надстройки и интерьеров, но жизнь сильно изменилась — сложно стало со временем, надо зарабатывать на пропитание!
Мечты, однако, живы. Очень хочется не только восстановить катер и путешествовать. но и попробовать поставить на нем паруса. Ваш журнал, печатая материалы о парусе на моторных судах, опять дает пищу размышлениям. Я думаю, что "сани Фокса" очень подходящая для парусника основа, так как они хорошо — легко — идут на малой скорости в водоизмещающем режиме.
Да, чуть не забыл. Мной на том же катере были опробованы и управляемые (регулируемые) кормовые подводные крылья, установленные на транце за обоими тоннелями на уровне днища. Результат они дали прекрасный. Могу рекомендовать такой вариант всем владельцам "саней Фокса"!