Корректор курса
Как известно, при работе гребного винта возникает реактивный момент, стремящийся развернуть нос катера в сторону вращения винта. На антикавитационной плите угловой колонки (или мощного подвесного мотора) может быть установлен "тримфиннер" — корректор курса. Это своего рода дополнительный руль, который, поворачивая катер в другую сторону, гасит действие реактивного момента. Для регулировки положения "тримфиннера" на его круглом основании есть градуировка, а на ДП плиты — метка. При установке двух колонок (моторов) с противоположным направлением вращения рекомендован поворот "тримфиннеров" на 2° (см.схему).
Транцевые плиты
Американская фирма "DuraPlain Marine Systems" (шт. Орегон) рекламирует поставляемые в комплекте с ДУ и гидравлическим приводом управляемые транцевые плиты. Такие плиты для регулировки ходового дифферента считаются неотъемлемой деталью оборудования катеров любого назначения. Плиты отлиты из "морского" алюминиевого сплава, устойчивого против действия соленой воды и нефтепродуктов. Три модели имеют одинаковую ширину 356 мм и различаются по длине: 330, 533 и 762 мм. Четвертая имеет ширину 619 и длину 533 мм.
Удилище в новой роли
Увидев в действии причальные устройства английской фирмы "Mooring Products", моряки старой закалки будут шокированы. Кранцы при швартовке становятся не нужны. Новинка позволяет надежно ошвартовать судно, не беспокоясь за сохранность покраски борта.
В алюминиевых опорах-стандерсах на причале закреплены под нужным углом два снабженных тросовыми системами (с роульсом и стопором) гибких стеклопластиковых "удилища". Выпускаются четыре варианта таких устройств для безопасной "мягкой швартовки" с гарантией против сдвига судна вдоль стенки. Можно выбрать наиболее под ходящий для любого типа малых судов длиной от 10 до 23 м и водоизмещением до 32 т.
Аналогичные по идее устройства все чаще применяются и на самих судах, например, для швартовки к кормовой платформе мотолодки-"тузика" или для буксировки за кормой на ходу того же тузика либо гидроцикла.
Парус на рыболовном катере
Конструкторы известной японской фирмы "Yamaha Marine", проектируя стеклопластиковый рыболовный катер "FG-36", сразу же предусмотрели установку на нем мачты со сдвоенным парусом. Это не столько вспомогательный двигатель, работающий на попутных курсах, сколько средство стабилизации положения катера и уменьшения качки. Например, в положении, показанном на фото, парус удерживает дрейфующий катер носом на ветер.
Сам "FG-36" — классический мореходный катер 10-метрового класса, оборудованный современной радионавигационной аппаратурой, гальюном, плитой, холодильником и спальными местами (под рубкой). Его размерения: длина — 10.84 м, ширина — 2.99 м. Водоизмещение — 3.46 т. На катере установлен дизель мощностью 260 л.с.