Конечно, очень хорошо, что появились мощные импортные моторы по цене автомобиля "Жигули". Кто-то может и купить — порезвиться, но большинство настоящих любителей остаются со своими старенькими "двадцатками" и "тридцатками". Мне хотелось бы помочь таким судолюбителям по части улучшения ходкости, уменьшения рыскливости, повышения мореходности, а также снижения расхода топлива при наличии небольших мощностей.
Информация об изображении
Примерная схема установки днищевых продольных реданов и скуловых брызгоотбойников
Я начал заниматься установкой реданов в 1970 г. для повышения гидродинамических качеств своих упрощенных "морских саней". Для пробы были установлены два элементарных (шириной 40 мм) скуловых редана-брызгоотбойника. которые отсекали воду, улучшали выход на глиссирование и повысили скорость в дальнейшем, при доработке днища саней были установлены два более мощных скуловых редана (шириной 80 мм у транца), по одному редану на внешних скуловых поверхностях и четыре редана в шахте — в носовой части корпуса.
Примерная схема установки днищевых продольных реданов и скуловых брызгоотбойников
Мотолодка стала мягко холить по волне, уменьшилась смачиваемая поверхность в шахте. Не стало водяного вала в исковой части шахты во время выхода на глиссирование, сократилось и само время выхода. На скорости прослушивался характерный шелест от хорошей работы реданов. Все рабочие плоскости реданов устанавливались с углом 15° от ДП вниз к днищу.
По моему совету продольные реданы ставились на плоскодонном фанерном варианте мотолодки ПК-5. У нее уменьшилась рыскливость, улучшилась вхожесть на волну, что позволило установить водительское и пассажирское места в носовой части. Реданов было установлено; четыре на днище и два на скуле (шириной всего по 30 мм).
По два редана длиной 1,5 м устанавливали на боковых поверхностях днища "Прогресса-2". Это позволило улучшить мореходность, уменьшить рыскливость, а благодаря подъему носовой части и уменьшить смачиваемую поверхность днища скорость увеличилась. Реданы изготовлялись из сосны и ставились каждый на 4 шурупа с герметиком.
Скуловые реданы (шириной 120 мм), установленные от форштевня до транца по ватерлинии на круглоскулой 7-метровой лодке городецкой постройки, позволили ей выйти на глиссирование (водомет с "ГАЗ-21"). До установки реданов при увеличении оборотов двигателя перед носом лодки поднимался метровый водяной вал и скорость но возрастала.
При доводке своих "Морских саней Фокса" я установил 80 мм реданы на боковых поверхностях центральной лыжи и реданы оригинальной формы на бортовых брызгоотбойниках (которые практически не работали). На днище реданы начали работать со скорости 10 км/ч. С увеличением скорости пода, не омывая шахту, уходила к транцу. Налицо было уменьшение смачиваемой поверхности днища. с тал мягче ход на волне. Бортовые родамы были позаимствованы из "КиЯ" №136 (катер "Флиппер 909"), но с небольшим усовершенствованием Пластины реданов длиной 500 мм изготовлялись из листового металла и накладывались снизу на брызгоотбойник, имеющийся по ватерлинии, с перекрытием 20 мм и крепились 4 винтами М4. Реданы были согнуты по радиусу 40 мм, а кончались прямой полочкой шириной 5-8 мм, параллельной ДП. Эффект от полки был потрясающий, вода уходила к транцу, закручиваясь и отваливаясь от борта без брызгообразования. Двигатель тогда развивал всего 3000 оборотов в мин (не регулировалось опережение зажигания из-за значительного износа шестерен распределительного вала), тем не менее я добился скорости 39 км/ч благодаря хорошей работе реданов. Отмечу, что при установка продольных реданов увеличивается дифферент на корму. Это полезно, если имеется отгиб днища вниз у транца. Если отгиба нет, требуется установка транцевой плиты.
Я навесил регулируемую плиту прямо на водомет, закрепив ее на отверстия между фланцем водозаборника и фланцем сопла в дальнейшем были поставлены еще и два подводных крыла за транцем на уровне днища. Обладая большой подъемной силой, эти крылья позволяли иметь значительную кормовую загрузку. Правда, при изменении нагрузки требуется дополнительная регулировка угла подъема крыльев. Идеально, если бы такую регулировку можно было производить с места водителя.
Все эксперименты проводились при наличии на щитке приборов: манометра (до 1 атм) с откидывающимся датчиком на днище и тахометра.
Думаю, чтобы полностью использовать мощность двигателя и получить высокие показатели, необходима установка эффективных реданов на все типы мотолодок и даже некоторых яхт (по ватерлинии дли уменьшения смачиваемой поверхности борта и уменьшения крона). Меня удивляют конструкторы новых мотолодок и катеров, которые это не понимают. Даже на новой мотолодке "Мастер" имеющиеся реданы не работают с полной отдачей На снимке видно, что при достаточно мощном моторе у нее излишне замывается борт.
Хотелось бы, чтобы какая-нибудь фирма начала выпускать современные радиусные реданы нескольких типоразмеров для самостоятельной установки их судолюбителями на своих лодках. Привожу примерный профиль редана. Радиус можно делать положе, увеличив ширину редана. Количество и длину реданов лучше всего подбирать опытным путем, по рекомендациям журнала. Главное, чтобы реданы перекрывали друг друга. Установка двух реданов на днище и двух скуловых реданов, как правило, дает положительные результаты. Профиль реданов может быть штампованным или прессованным из алюминиевого сплава.
В заключение остается пожелать судоводителям-любителям не жалейте времени на установку и изготовление реданов. Ваши труды окупятся повышением скорости, улучшением мореходности и уменьшением расхода топлива.
P.S. Жизнь продолжается. Потихоньку восстанавливаю свои "Морские сани Фокса" (см. "КиЯ" №162). Есть интересная задумка — изготовить водомет навесным и съемным.