Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Интересные факты
  • Появление на катерах продольных реданов
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Из опыта установки продольных реданов
Усовершенствование продольных реданов
Появление глиссирующих судов празднует 100 летний юбилей
Какой эффект дает установка реданов?
Необычное расположение реданов
Дальние путешествия на катерах


Появление на катерах продольных реданов

Год: 1967. Номер журнала «Катера и Яхты»: 11
          0

Информация об изображенииОбводы остроскулой моторной яхты
Обводы остроскулой моторной яхты
 
Появление на быстроходных катерах продольных реданов в их современном виде (днищевых брызгоотбойников, иногда неправильно называемых турбулизаторами) справедливо связывают с развитием океанских гонок катеров. Первый катер с такими обводами был спроектирован в 1958 г. Р. Хантом. Однако настоящее признание продольные реданы получили только в 1960 г. на гонках Майами — Нассау, победу в которых одержал Р. Бертрам, выступивший на катере «Моппи» — новой конструкции Ханта.

В штормовых условиях, при которых проходила гонка, «Моппи» устойчивее других судов лежал на курсе, менее сильно ударялся днищем о волну. Отличные мореходные качества «Моппи» привлекли к нему внимание судостроителей. Вскоре разнообразные варианты продольных реданов стали использоваться как на гоночных, так и на прогулочных катерах, а обводы, в которых сочетаются большая килеватость днища (15—20° на транце) с продольными реданами, стали известны как «обводы Ханта».

Исследования обводов нового типа в опытовых бассейнах вначале были неудачны. Вопреки результатам, полученным на натурных судах, установка реданов на моделях не давала выигрыша в сопротивлении воды. Виною тому оказался масштабный эффект: при малых размерах модели корпус с реданами очень чувствителен к режиму обтекания его водой. Достоверные результаты были получены только в 1964 г. Норвежским бассейном, где испытывали модели катеров типа моногедрон с углом внешней килеватости 25°, с соотношением смоченной длины на ходу к ширине L/B = 4, при угле атаки τ = 3,6° и числе Фруда υ/√gB = 3,57.

Днище катера «Крайслер-гайдро»
Днище катера «Крайслер-гайдро»
Коэффициент сопротивления СR корпуса с реданами высотой 1/30В оказался при этих условиях на 7—8% больше, чем у гладкого.

Зато коэффициент подъемной силы Сy, был на 20%, а качество Су/СR на 17% выше.


Следовательно, первый эффект от установки реданов проявляется в увеличении подъемной силы, за счет которой судно глиссирует. Это особенно важно для катеров с большой килеватостью днища в кормовой части (около 20°), так как подъемная сила на таком днище значительно меньше, чем на плоском. Для мореходных же катеров такая килеватость необходима для сохранения высокой скорости на волне, смягчения возникающих при этом ударов и уменьшения перегрузок на днище.

Интересные результаты были получены в опытовом бассейне Тейлора (США), где испытывались четыре варианта модели 10-метрового катера:

Информация об изображенииИзменение сопротивления катера
Изменение сопротивления катера
 
1) с тремя продольными реданами со скругленной кромкой, установленными примерно на 70% длины катера;

2) с теми же реданами, но с острой кромкой;

3) с очень короткими реданами с острой кромкой, расположенными в области интенсивного брызгообразования;

4) без реданов.

Модель имела угол внешней килеватости на транце 7° и на миделе 17°. При испытаниях установили, что наиболее эффективно реданы работают в носовой части ходовой ватерлинии, где струи воды интенсивно выбрасываются под углом к килю катера. Здесь реданы отсекают от днища брызговые струи, благодаря чему уменьшаются смоченная поверхность и сопротивление трения, а также затраты энергии на подъем струй.

Информация об изображенииУменьшение смоченной поверхности при установке продольных реданов
Уменьшение смоченной поверхности при установке продольных реданов
 
В кормовой части днища поток воды направлен, в основном, вдоль киля, поэтому здесь реданы оказываются мало полезными и увеличивают сопротивление. Как видно из графика, сопротивление модели с длинными реданами на скоростях до 20 узлов оказалось выше, чем модели без реданов, и на всех скоростях — выше чем модели с короткими реданами. Это значит, что совсем не обязательно делать реданы по всей длине судна, но во всех случаях они должны перекрывать по длине возможные положения передней границы ходовой ватерлинии. Это положение, как известно, изменяется при ходе катера на волнении, при колебаниях нагрузки и центровки. В корме следует сохранять крайние к скуле реданы (при значительной килеватости) или ставить скуловой брызгоотбойник для отсечения брызговой пелены от бортов лодки.

По результатам этих испытаний можно сделать и другой вывод. Очевидно, установка продольных реданов становится целесообразной лишь при сравнительно высокой скорости, значение которой зависит от размерений и нагрузки судна. Например, на легкой мотолодке длиной около 4,5 м предусматривать реданы полезно при скоростях свыше 20—25 км/час. Важным оказался и поперечный профиль реданов: заострение их кромок дало более высокие результаты.


Как показывает опыт, продольные реданы способствуют смягчению качки и повышению устойчивости на курсе благодаря возникновению гидродинамических сил на их нижних и боковых гранях. В то же время, реданы практически не оказывают никакого влияния на ходовой дифферент катера.

Продольные реданы и брызгоотбой-ники особенно широко применяются на пластмассовых корпусах, так как эти детали легко выполняются при формовании обшивки.

Информация об изображенииОб воды типа «полигедрал»
Об воды типа «полигедрал»
 
Один из вариантов комбинированных обводов с продольными реданами — «полигедрал» — применяется для пластмассовых мореходных катеров. Характерны выпуклость («бульб») у киля и большая килеватость днища на миделе, обеспечивающие мягкий, без ударов, ход на волне с большой скоростью. Первый к килю редан повышает устойчивость на курсе, два следующих — отсекают брызговые струи от днища, а крайний к скуле — служит скуловым брызгоотбойником. Выше скулы предусмотрен еще один продольный слом. При повороте катера на наклонной поверхности этого слома создается подъемная сила, препятствующая чрезмерному крену на циркуляции. Этому же способствует и погружающийся объем скулы. При этом борта катера не замываются брызговой пеленой, что было бы неизбежно при прямой скуле.

В последнее время продольные реданы применяют и на крупных моторных яхтах. На днище остроскулого крейсерского катера, показанного на рисунке, предусмотрены всего два продольных редана-стабилизатора, поскольку килеватость его незначительна; эти реданы лишь повышают устойчивость на курсе при волне в борт и препятствуют дрейфу на поворотах. Выше скулы на бортах предусмотрен слом-брызгоотбойник.

Еще одна разновидность обводов — «Крайслер-гайдро» — показана на снимке. Здесь скуловые брызгоотбойники превратились уже в спонсоны, а у транца предусмотрена совершенно плоская несущая площадка днища, компенсирующая потерю подъемной силы из-за увеличения килеватости.

Статья была проверена: Цветков Иван
Понравилась ли вам эта статья?
+5

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Репортаж из яхт-клуба на Кауно Мариос
Дальнему Востоку — свои верфи
Как строят «фолькботы» в ГДР
Новая польская яхта-катер
Интервью с Энделем Карловичем Пусэпом

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Появление на катерах продольных реданов

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Прогулочный катер с газовой турбиной
Подвесной лодочный электромотор
Роторный двигатель Ванкеля для яхты
Двигатель нового типа «Дунастар» для катеров
Что в действительности означает сигнал SOS?


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 24 + 23 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории