3адумав построить своими силами катер, я долго не мог выбрать проект, наиболее подходящий для сложных и очень разнообразных условий Сахалина. Наконец, я обратил внимание на публикацию о морских санях У. Фокса в «КиЯ» №43. Привлекали их отличные мореходные и скоростные качества, возможность получить удобную каюту и вместительный кокпит.
Сразу скажу — мои надежды оправдались. Катер получился вместительным, прочным, с замечательной остойчивостью. Особенно ощутимыми оказались преимущества саней Фокса по сравнению с катерами и мотолодками традиционных обводов корпуса при ходе на волнении.
Размерения катера я выбрал из условия установки двигателя от автомобиля «Волга ГАЗ-21» с водометным движителем. Для размещения этого двигателя необходим моторный отсек с размерами 1,4X1,3 м. Кроме того, хотелось иметь постоянную защиту от непогоды в виде открытой с кормы рубки. Длина корпуса получилась равной 5,10 м; ширина в носу 1,8 м, в корме — 1,6 м. Высота борта — 0,85 м. Ширину по лыжам я принял 1,8 м; ширину центральной лыжи — 300 мм, боковых — 250 мм. Килеватость днища в средней части — 27°.
Корпус деревянной конструкции. Днище обшито березовыми рейками, борта, транец и палуба — строительной 4-мм фанерой. Корпус оклеен стеклотканью сатинового переплетения на эпоксидном связующем: лыжи — шестью слоями, тоннели — пятью, борта — четырьмя, транец — восемью, палуба — в один слой. Непотопляемость обеспечивается плитами пенопласта объемом 0,65 м3, закрепленными по бортам и на транце.
Переборка моторного отсека является спинкой кормового дивана, под которым установлен аккумулятор и выгорожен багажник для инструмента и запчастей.
Двигатель установлен на резино-металлических кронштейнах, которые закреплены на продольных дубовых брусьях, опирающихся на флоры шпангоутов. Двигатель соединен с валом водомета при помощи эластичной резиновой муфты от карданного привода автомобиля «Жигули».
Охлаждение двигателя двухконтурное. Водоводяной и вод «-масляный холодильники заимствованы от катера «Амур», но установлены они раздельно.
Водометный движитель изготовлен в основном по чертежам и практическим рекомендациям В. А. Сонкина, с которым я познакомился благодаря публикации в «КиЯ» №79. Диаметр выходного отверстия — сопла с лопаточным поджатием струи — 230 мм. Четырех лопастной ротор диаметром 229 мм, шагом 230 и дисковым отношением 1,0 отлит из нержавеющей стали, поджимные лопатки — из алюминиевого сплава. Каждая из 6 лопаток закреплена к обечайке сопла и к ступице двумя болтами. Такой способ крепления удобен тем, что позволяет легко заменять поврежденные детали.
Корпус водовода сделан сварным из нержавеющей стали. Водозаборник имеет прямоугольное сечение, для предохранения от подсоса воздуха в движитель по кромкам входного отверстия приварены плавнички. От решетки на водозаборнике пришлось отказаться, так как она часто забивалась травой и приходилось останавливаться для очистки.
Балансирное перо руля закреплено на срезе сопла, управление им осуществляется при помощи карданной передачи. Автомобильная крестовина закреплена на баллере, карданный вал проходит через подшипники на транце и имеет шкив, через который проведена обычная тросовая проводка.
Во время испытаний с одним водителем на борту при 3200 об/мин двигателя была достигнута скорость 51 км/ч, с двумя пассажирами — 49 км/ч, с экипажем в пять человек — 44 км/ч. На волнении ход мягкий, ударов не ощущается, за исключением случаев, когда внезапная волна высотой более 0,5 м ударит в носовую оконечность. Это недостаток моего проекта — носовая оконечность сделана с чрезмерно круты™ подъемом днища к палубе.
Судно чувствительно к центровке. На ходу с одним водителем смоченная длина лыж составляет около 2,5 м. Стоит водителю сместиться к кормовому дивану, как скорость заметно увеличивается, смоченная длина уменьшается до 1,8 м. Это наблюдение навело на мысль перенести место водителя ближе к корме.
К недостаткам саней Фокса можно отнести недостаточную поворотливость — радиус циркуляции на полном ходу составляет 6 длин корпуса.
По результатам эксплуатации в навигации 1986—1987 гг. в конструкцию катера были внесены изменения. Пост управления перенесен к кормовому дивану, что позволило сделать закрытую каюту размерами 2,0X1,6 м с мягкими диванами вдоль бортов; они легко переоборудуются в спальные места для 3—4 чел. В крыше каюты предусмотрены сдвижные части из оргстекла. Кокпит снабжен легкосъемным тентом, закрепленным на ветровом стекле, перегородке моторного отсека и поддерживающей дуге.
Были внесены усовершенствования и в конструкцию движителя. Поджимные лопатки из алюминиевого сплава по контуру были облицованы полосками нержавеющей стали толщиной 1,5 мм. Регулирование их толщины в пределах 44—40 мм и вместе с этим поджатие струи воды производится при помощи четырех болтов. Практика показала, что достаточно регулировать только четыре лопатки.
Модернизированные лопатки стали более устойчивы к механическим повреждениям, повысилась чистота поверхности лопаток. При необходимости сменить лопатку достаточно отвернуть два болта.
По рекомендации «КиЯ» №117 сделан руль с тремя пластинами с размерами 250Х150Х2 мм. Центральная пластина связана с боковыми шарнирными тягами.
Управляемость катера улучшилась, уменьшилось усилие на руле по сравнению с обычным балансирным рулем. На полном ходу катер имеет циркуляцию 15 м.