Этот случай убедил нас в том, что для туристских плаваний лучше использовать двухместную парусную доску-тандем. Быть всегда вдвоем — простой, но эффективный принцип повышения безопасности плавания. В нашей секции были построены два тандема, первый из них «Дубль» был спущен на воду в 1979 г. и интенсивно использовался для туристских походов в Амурском заливе, заливе Петра Великого. В 1982 г. мы прошли на нем по довольно сложному маршруту в сложных условиях (штиль, туман, дождь и штормовой ветер до 20 м с) 202 км, причем максимальный дневной переход составил 47 км. Но мы убеждены, что нам еще не удавалось до конца использовать заложенные в парусном тандеме возможности — при хорошей спортивной подготовке на нем можно проходить до 100 км в день, а то и более.
Основные данные парусной доски «Квадрат»
Длина наибольшая, м | 7,00 |
Ширина, м | 0,65 |
Толщина корпуса, макс., м | 0,325 |
Подъем носа от ОП, м | 0,40 |
Водоизмещение, кг | 750 |
Вес корпуса, кг | 64 |
Объем вклеенного пенопласта, дм3 | 240 |
Площадь парусов, м2 | 2X6,0 |
Объем грузовых отсеков, дм3 | 200 |
Объем емкостей для пресной воды, л | 150 |
Габариты упаковки в транспортном положении, м | 2,30X0,65X0,65 |
Поскольку такой класс туристских судов, как парусная доска-тандем, официально не значился наш «Дубль» был оформлен и зарегистрирован в городском ОСВОДе как «байдарка стеклопластиковая разборная с подвесным парусом» и на него получен судовой билет с бортовым номером. Для совершения похода в городском клубе туристов была подготовлена маршрутная книжка, оформленная соответствующим образом.
Первые походы дали нам уверенность в возможности путешествия на тандеме без судна сопровождения, если будет хорошо отработана система жизнеобеспечения — поиск пресной воды на островах, установка палатки из парусов, приготовление пищи на примусе «Шмель», мелкий ремонт, транспортировка и другие вопросы. Мы убедились, что помимо большей безопасности плавания путешествия на тандеме обладают и рядом других преимуществ по сравнению с использованием одиночных досок. Это более высокая скорость тандема, возможность разместить на доске довольно значительный полезный груз и идти без остановок, управляя доской повахтенно, когда один из членов экипажа отдыхает.
С учетом опыта эксплуатации тандема «Дубль» нами была спроектирована и построена новая модель, которую мы назвали «Квадрат», считая, что она в квадрате увеличивает туристические возможности доски-тандем. Мы считаем, что на «Квадрате» возможно путешествовать не только вдоль береговой кромки, но и в открытом море с автономностью до 30 суток. Для этого лодка оборудована герметически закрывающимися отсеками объемом 200 дм3, емкостями для воды объемом около 150 л, проработана возможность приготовления горячей пищи при помощи примуса «Шмель» и оборудования спальных мест прямо на борту доски. Резервными средствами движения могут служить распашные весла и даже подвесной моторчик «Спутник» («Салют»), Предусмотрели и бортовую электросистему, которая позволяет питать ходовые огни.
Для формования корпуса «Квадрата» были использованы матрицы одиночной парусной доски, по которым в нашей секции было изготовлено несколько виндсерферов, хорошо зарекомендовавших себя в условиях плавания в Амурском заливе. Носовая и кормовая секции тандема представляют собой соответствующие оконечности одиночной доски, имеющей длину 3900 мм; средняя секция длиной 22S0 мм выклеена в специальной матрице.
В бухтах Амурского залива при постоянно дующем ветре нагоняются короткие и высокие волны. При погружении носа доски обычного (выпуклое днище, вогнутая палуба| профиля в волну ее корпус ведет себя как крыло самолета с перевернутым профилем — гидродинамическая подъемная сила направлена вниз. Нос доски моментально ныряет, она резко останавливается и, как правило, спортсмен падает в воду. Необходим большой опыт, чтобы ходить на обычной доске по крутой волне. Для предотвращения отрицательных явлений мы модернизировали обводы первоначально построенных досок. Продольный профиль палубы в носовой части выполнен выпуклым, объем ее для повышения плавучести увеличен. Широкий, высоко поднятый нос позволяет плавать при короткой крутой волне без риска втыкания в волну: при погружении носа в воду корпус буквально выталкивается вверх.
Небольшая вогнутость днища в поперечных сечениях позволяет понизить пинии острых скуп и соответственно увеличить боковое сопротивление корпуса. Это дает преимущество при хождении в лавировку. Широкая корма позволяет при малых скоростях плавания выдерживать днищевую кромку транца на уровне ватерлинии. благодаря чему уменьшается сопротивление воды. Корпус обладает повышенной устойчивостью на курсе. Все эти качества особенно важны для туристских походов вдоль морского побережья.
Корпус «Квадрата» состоит из трех секций длиной по 2200—2300 мм. Носовая и кормовая части надеваются на среднюю часть и соединяются с ней по периметру на 32 болтах М6 из нержавеющей стали. Все секции изготовлены из стеклопластика методом ручного (контактного| формования в матрицах. Каждая часть состоит из верхней (палуба) и нижней (днище) панелей трехслойнои конструкции, пенопластовых килей-лонжеронов и шпангоутов, которые склеиваются между собой эпоксидным клеем и пено-клеем К-153В. Панели изготовлены трехслойными по всей поверхности обшивки, что существенно повышает надежность конструкции при ударе корпуса о камни или острые предметы. Кроме того, лонжероны и шпангоуты делят внутренний объем корпуса на герметичные отсеки.
Суммарная емкость 12 встроенных баков около 150 л. Максимальная толщина корпусов в районе стыков — 220 мм, высота средней части увеличена до 325 мм — здесь располагаются два грузовых отсека, закрывающихся герметичными люками. Между люками находится швертовый колодец со швертом поворотной конструкции. По углам повышенной части средней секции установлены четыре ручки, служащие для переноски корпуса, а также для крепления к доске снаряжения.
На носовой и кормовых частях установлены ограждающие дуги, служащие для переноски корпуса, крепления буксирного или якорного каната, установки кинофотобоксов или подвесного мотора «Спутник-3». На палубе в носу и корме есть два углубления диаметром 200 мм для установки барабанов (вьюшек). На них помещается 30 м капронового шнура диаметром 6 мм или 20 м 8-миллиметрового троса. При швартовке около берега якорный канат травится в море с носа, а с кормы на берег заводят еще один канат.
В корпус вклеены 4 степса; второй и четвертый служат для обычного плавания под двумя парусами, третий — для плавания под одним парусом, первый — используется на полных курсах в штормовую погоду. Паруса — стандартные, с размерениями «Виндгляйдера». Они сшиты из дакрона и имеют два окна из лавсановой пленки. Если снять верхнюю часть мачт, то можно поставить штормовые паруса площадью 2.8 м2. Соединение мачты с корпусом — быстроразъемное, с переходным кольцом. Гик — стандартного типа, оборудованный для плавания на трапеции.
Кроме степсов в палубные панели вклеена арматура, к которой можно прикрепить кинофотобоксы, якорь, барабаны с тросом, сливные пробки, ножные ремни. На каждом герметичном отсеке в палубе вклеены втулки с пробками для заливки пресной воды и дренажа. Забор пресной воды и топлива из встроенных баков осуществляется при установке специальной пробки-заглушки с заборной трубкой. В палубе по правому борту предусмотрено углубление для электропроводки, идущей в нос и корму, а также для тросов управления двигателем.
При формовании верхней (палубной панели) в ее кромке необходимо выполнить паз для соединения с днищевой панелью. Паз формуется путем укладки между слоями стеклоткани полоски листовой резины, промазанной со всех сторон смазкой ЦИАТИМ-201. Смазка предотвращает приклеивание резины и в то же время полоски резины удерживаются на неотвержденной стеклоткани. После полимеризации стеклопластика резина легко удаляется и требуется только очистить паз от остатков смазки и обезжирить.
В нижней панели по кромке обшивки делают углубление на толщину верхней «корки», чтобы обеспечить плавность сопряжения боковой поверхности в районе стыка. Углубление выполняется путем приклейки на нижнюю матрицу полоски резины толщиной 1 мм.
Формование панелей каждой секции производят отдельно. Спои стеклоткани пропитывают связующим, в мокром виде последовательно укладывают в матрицу и разглаживают от центра к краям до удаления пузырьков воздуха. Пенопластовые лонжероны и другие элементы внутреннего набора приформовываются дополнительными полосками стеклоткани. Соотношение веса связующего к весу стеклоткани 1:1.
После укладки конструкционных слоев стеклоткани сверху укладывается еще один технологический слой ткани, пропитанный полиизобутиленом — в этот слой выдавливается избыток связующего из основных рабочих слоев. Матрицу вместе с отформованной панелью закладывают в вакуумный мешок и откачивают воздух. Величина давления опрессовки при этом может достигать величины порядка 0,8—0,9 кг см2.
При использовании качественных матриц, которые не подвергаются температурным деформациям, полимеризацию связующего лучше проводить при повышенных температурах — это повысит качество стеклопластика и уменьшит вес корпуса.
Для создания давления можно использовать более простой способ — насыпать в матрицу песок. Однако этот способ дает меньшую величину давления и требует аккуратной установки матрицы на ложементах, чтобы она под весом песка не прогнулась и не исказила бы своей формы.
При использовании вакуумного мешка и технологического слоя стеклоткани содержание связующего в основных слоях стеклопластика уменьшается до 40%. После полимеризации технологический слой стеклоткани отдирают от корки. Вместо него можно проложить слой миканитной бумаги, которая при вакуумировании пропитывается связующим. Излишек связующего впитывается также в поверхностный слой пенопласта и повышает его прочность.
В качестве заполнителя трехслойной обшивки использовался легкий пенопласт марки ПСВ, имеющий удельный вес около 30 г дм . Мы использовали бывшие в употреблении упаковочные коробки с толщиной стенки 20 мм, разрезая пенопласт на полосы шириной 60—70 мм. Полосы подгонялись друг к другу и укладывались в матрицу поверх наружной оболочки, начиная от ДП. Из-за ограниченных размеров коробок полосы пришлось стыковать по длине, а при выклейке между полосами укладывался кусочек стеклоленты, пропитанный связующим. После полимеризации стеклолента превращалась в жесткое ребро, подкрепляющее тонкую обшивку. Пенопласт при укладке промазывался пено-клеем K-1S3B, давление по каждому пенопластовому блоку в отдельности обеспечивалось стальными болванками.
В палубе средней секции имеются два больших люка, поэтому при расчете количества слоев стеклоткани и их укладке учитывалась концентрация напряжений по углам отверстий люков. Стеклоткань укладывалась с последовательным перекрытием слоев, в местах концентрации напряжений были уложены дополнительные слои. По периметру люков вклеивалась окантовка (комингс), отформованная на специальной оправке из навитых вокруг нее слоев стеклоткани. В углах окантовка усилена дополнительными слоями стеклоткани, углы оформлены в виде эллипса с полуосями 50X30 мм. Верхняя кромка окантовки выходит за контур палубы — по ней происходит уплотнение крышек люка.
Близ стыка панели усилены дополнительными слоями стеклоткани, направление основы которых расположено под 45° к основным слоям ткани. Между слоями стеклоткани вклеена усиливающая лента из титанового сплава ОТ 4-1 толщиной 0,6 мм. В местах установки болтов к лентам точечной сваркой приварены бобышки. На стыках средней секции с внутренней стороны обшивки приклеены анкерные гайки из нержавеющей стали. При затяжке болтов панели смежных секций прочно стыкуются друг с другом.
Усилены также места установки ручек для переноски доски. Ручки крепятся на винтах к анкерным гайкам, предварительно вклеенным в корпус вблизи мест повышенной жесткости обшивки — в районе вертикальных стенок, продольных ребер. В корпусе выполнены местные выемки для удобства обхвата ручек рукой. Ручки изготовлены из алюминиевых трубок с приваренными к ним фланцами. На носовой и кормовой ручках приварены трубчатые дужки 10X2 для привязывания троса при буксировке или постановке на якорь. Для удобства переноски ручки оклеены резиновой лентой и обмотаны дратвой.
Лонжерон средней части выклеивается на специальном болване, согласованном с контурами палубы и днища и имеющем закладную деталь по форме швертового колодца. Остальные лонжероны и шпангоуты вырезаются из пенопласта и оклеиваются одним слоем тонкой стеклоткани Э1-100 (толщиной 0,1 мм) со стороны герметичных отсеков. Приклейка шпангоутов и лонжеронов к панелям выполнена на пеноклее К-153В, что обеспечивает герметичность получающихся отсеков.
Затвердевшие «корки» с набором вынимают из матриц и обрабатывают кромки. Затем стыкуют соответствующие палубные и днищевые панели, промазав лазы по периметру эпоксидным клеем, а лонжероны — пеноклеем K-153B. Накладывают одну панель на другую, вставляют кромку одной панели в стыковочный паз другой и, начиная от кормы к носу, прижимают панели друг к другу. Собранный корпус укладывают таким образом, чтобы промазанная пеноклеем сторона лонжерона оказалась внизу. После выдержки корпус дополнительно оклеивают по периметру стыка стеклотканевой лентой на связующем, пропиливают щель швертового колодца и зачищают наружные поверхности.
Панели изнутри и весь корпус снаружи окрашены эпоксидной краской, на палубе нанесен тонкий «нескользящий» слой герметика ВИТЭФ-1 с мелкой резиновой крошкой.
Шверт изготовлен из пенопласта с последующей оклейкой стеклотканью на связующем ЭД-20. Его передняя и нижняя кромки усилены дополнительными слоями стеклоткани. В верхней части шверта вклеена дюралюминиевая втулка под ось вращения. После выклейки шверт шпаклюют, зачищают и красят. Шверт может устанавливаться в 4 положения: выпущенное, полностью убранное и два промежуточных. Фиксация осуществляется закладыванием в специальные выемки на шверте резинового шнура. При ударе шверт свободно поворачивается, шнур растягивается, а затем при выходе на чистую воду усилие шнура возвращает шверт в прежнее положение.
Плавник навешен на кормовой дуге на специальной подвеске. Он изготовлен из пенопласта, приклеен к баллеру — дюралевой трубке 20X1 и оклеен стеклотканью. Плавник может фиксироваться в одном определенном положении. При переноске или ударе о дно плавник откидывается вверх, вращаясь вокруг дуги. Его можно использовать и в качестве руля.
Если снять плавник, на дугу можно установить подвесной лодочный мотор. Лучше, если это будет «Салют-3» с принудительной подачей топлива из отдельного топливного бака. Тросики управления дроссельной заслонкой карбюратора и бензошланг на нашем «Квадрате» уложены в углубление корпуса на правом борту.
Несколько слов о конструкции крышек люков. Их мы выклеивали из стеклопластика в матрице. Так же, как и весь корпус, крышки имеют трехслойную конструкцию. Они крепятся к корпусу посредством соединений «шомпольного» типа, расположенных у передней и кормовой кромки люков. Крышку люка можно открыть как в нос. так и в корму либо вообще снять. В открытом положении крышки удерживаются при помощи Z-образного проволочного упора, вставляемого в отверстия под шомпол. Петли крышек крепятся винтами, завинчиваемыми в заранее заформованные в палубу гайки.
При открытой крышке в проем люка мы устанавливаем примус «Шмель» в карданном подвесе, что позволяет приготовить пищу на ходу, разумеется, только при спокойной погоде. В правой крышке люка, в котором располагается радиоприемник, для улучшения звуковой проницаемости сделано специальное слуховое отверстие, закрытое тонким слоем стеклопластика. На внутренней поверхности крышек вклеены анкерные гайки, к которым крепятся резиновые жгуты, под которые закладывают бухту капронового шнура, карты, приемник, электропитание. В качестве источника питания служат 12 круглых батареек, от которых можно снимать напряжение 4, 5, 6, 9 и 12 В. Кроме приемника батареи питают фонари и электропривод киноаппарата.
Опыт походов на парусных досках показал, что целесообразно предусмотреть использование в качестве резервного средства движения весла. Поэтому мы оснастили свои доски-тандемы распашными веслами — по веслу на каждый борт. Каждый член экипажа гребет одним веслом. При необходимости один гребец может грести обоими веслами, имеется также возможность грести двумя парами весел. При гребле паруса необходимо снять, мачты укладывают вдоль борта, гики закрепляют на корпусе при помощи шнуров, привязываемых к ручкам и втулкам. Гики выполняют роль бортов. К образовавшейся системе корпус-гик весла крепят с помощью трехзвенных кронштейнов-подуключин. Так как ветви гика являются гибкими и податливыми, то крепить к ним кронштейн нужно через резиновые прокладки. Одна ветвь кронштейна крепится к борту корпуса в районе стыковки секций. Две другие ветви прибинтовывают к гику пластмассовой лентой с запонками.
Размеры кронштейна выбраны таким образом, чтобы уключина располагалась на расстоянии 600 мм от ДП корпуса. Весла длиной 2100 мм — разборные, из двух частей, которые вкладываются одна в другую и фиксируются при помощи пластинчатых защелок. Лопасти отформованы из листа Д16АТ по специальному болвану и соединены с трубчатым веретеном на гайко-пистонах, которые для обеспечения герметичности перед постановкой промазываются эпоксидным клеем ВК-9. Кронштейны изготовлены из трубок 22X1 АМгЗ.
Все алюминиевые части весел анодированы, а трубы заглушены пенопластовыми пробками, так что весла имеют положительную плавучесть.
В походном положении кронштейны уключин складывают вдоль весел и укладывают прямо на средней секции под резиновые амортизаторы так, что они всегда готовы для установки. При гребле в качестве сидений используются надувные баллоны, обшитые брезентом.
К горизонтально уложенному гику может прикрепляться чехол из ткани АЗТ, который застегивается на репейной ленте-застежке. При ночевке на плаву ложатся между трубками гика, головой на возвышение средней секции, укрываются чехлом от ветра и брызг, застегиваются на ленту-застежку. Гидрокостюм при этом не снимают. Для увеличения остойчивости поперек корпуса крепят мачту с привязанными по концам надувными баллонами, тандем при этом превращается в тримаран. Одни из парусов с рангоутом может использоваться в качестве плавучего якоря.
Об авторе и виндсерфистах г. Арсеньева
Вячеслав Михайлович Резунов после окончания Харьковского авиационного института в 1970 г. был направлен на работу в г. Арсеньев Приморского края. В институте, а затем и на Арсеньевском авиационном произв. объединении нмени Н. А. Сазыкина занимался подводным спортом, пока в 1976 г. здесь не построили первый в Арсеньеве виндсерфер. Постепенно вся секция подводного спорта научилась «стоять» на доске, а В. Резунов выступал на соревнованиях и в 1981 г. завоевал звание чемпиона Приморского края.
Костяк образовавшейся парусной секции составили Игорь Фалалеев, Владимир Матицын, Борне Бледнев, Юрий Новиков, Александр Малков, Виталий Ворсин н др. Все были обременены обычными домашними заботами — машины, дачи, гаражи, дети (всем «ребятам» уже за тридцать) — и каждый внес свою посильную долю в общее дело развития виндсерфинга в сухопутном Арсеньеве. Они также участвовали в соревнованиях и выходили в призеры первенства края по парусному спорту — И. Фалалеев — на второе, В. Ворсин — на третье места. Постепенно, с возрастом, «ветераны» стали отходить от гонок и перешли к туристическим переходам, что оказалось не менее увлекательным делом, чем гонки, со своим азартом — исследования новых акваторий. В походах идет интенсивная проверка примененных при изготовлении лодок конструктивных и технологических приемов, приносящая свои радости и огорчения с чисто профессиональной инженерной точки зрения.
Сейчас в составе парусной секции около 25 человек, она объединяет самых различных людей, начиная от заместителя главного инженера до учащегося средней школы. В одной из школ Арсеньева организована секция виндсерфинга, которую возглавляет один из «стариков». В секции ребята изучают теорию парусного спорта, принимают участие в изготовлении материальной части. Летом они выезжают в заводской пионерский лагерь «Бригантина», находящийся в Амурском заливе Японского моря, недалеко от Владивостока. Там же, после окончания школьных каникул работает заводской дом отдыха, где многие отдыхающие занимаются активным отдыхом и приобщаются к парусному спорту. В сухопутном Арсеньеве тренировки проходят недалеко от города, на небольшом водоеме с зеркалом 300X250 м.
Материальная часть почти вся самодельной постройки. Начинали с разборного виндсерфера, корпус которого весил 37 кг. Сейчас корпуса формуются в матрицах трех типов — «оригинального виндсерфера», «Виндгляйдера» и «собственных обводов», удовлетворяющих «Правилам постройки и обмера парусных досок свободного класса». Кроме одиночных парусных досок изготовлены два тандема — «Дубль» и «Квадрат». При изготовлении досок молодые авиастроители применили ряд оригинальных конструктивных и технологических решений, знакомство с которыми, мы надеемся, будет полезным для самодеятельных строителей парусных досок.
Интерес представляет и накопленный арсеньевскими виндсерфистами опыт туристских плаваний на парусных досках. Редакция предполагает в одном из ближайших номеров журнала вновь предоставить слово В. Резунову для рассказа о подготовке и снаряжении виндсерфистов, необходимых для успешного проведения туристских плаваний.
Заметим, что материалы о конструкции первого виндсерфера-тандема «Дубль» и походах на нем были опубликованы в журналах «Моделист-конструктор» № 5 за 1985 г., «Турист» № 9 за 1985 г. и альманахе «Ветер странствий» № 21.