Заготовив временные рамки шпангоутов, я смог сделать предварительный макет лодки и определить оптимальные размерения корпуса: длина — 3,00 м; максимальная ширина — 0,85 м; высота борта на миделе — 0,33 м. После испытаний построенной лодки я нашел, что при расчетной грузоподъемности 130 кг — один человек плюс 50 кг груза — лодка имеет удовлетворительные эксплуатационные качества. Осадка при такой нагрузке составляет 150—160 мм, высота надводного борта 170—180 мм.
Для набора были использованы сосновые рейки сечением 25X40 мм. Поперечный набор составили пять шпангоутов, причем средний — мидель-шпангоут — разборной конструкции. Продольную жесткость корпуса обеспечивают киль, кильсон (между шпангоутами № 2 и 4), скуловые и привальные брусья. Длина каждого элемента не превышает 1 м; между собой они соединены при помощи накладок из 3-миллиметровых алюминиевых полос и болтиков диаметром 6 мм. Верхние концы шпангоутов № 1, 2, 4 и 5 соединяются бимсами из дюралевых трубок, вырезанных из каркаса старой раскладушки. Замечу, что всего в соединениях каркаса около 100 болтиков, но на эксплуатации лодки это практически не сказывается. Каркас в сборе получился прочный и жесткий, хорошо поддерживающий форму лодки с полной нагрузкой. Чтобы в промежутках между рейками продольного набора оболочка не прогибалась, здесь были врезаны 8 стрингеров из реек сечением 10X20 мм.
Оболочку я сделал из прорезиненного материала на капроновой основе, который применяется для шахтных вентиляционных труб, деку — из ткани от водонепроницаемых костюмов, также используемых в шахтерском производстве. Для защиты днища от истирания и проколов, которые столь часто случаются на горных реках с обычными разборными байдарками, я решил поверх оболочки поставить еще слой ткани — «второе дно». Основная оболочка натягивается на каркас, в карманы, пришитые по верх ним ее кромкам, вставляются дюралевые трубки, которые пришнуровываются к бимсам. Затем лодка ставится на «второе дно» и накрывается декой, имеющей вырез кокпита. По кромкам «второго дна» и деки пришиты кольца, через которые оба полотнища туго стягиваются при помощи шнуровки или пружин от той же раскладушки.
Изнутри днище лодки защищено фанерным пайолом с наклеенной на него клеенкой. Пайол состоит из двух частей, соединенных в ДП при помощи кожаной полосы. Два шурупа, завернутые через эту полосу в киль, надежно крепят пайолы на месте.
Для удобства гребца на лодке сделана невысокая банка-сиденье из дощечки. Ее середина подкреплена деревянной стойкой.
В процессе постройки я взвешивал отдельные узлы лодки. Результаты получились следующие (кг) каркас в сборе — 12,5; оболочка с кольцами и шнуром — 5; «второе дно» с декой — 5,3; весло — 1,7; запасные части и инструмент — 1; мешки (2 шт.) — 2; итого — 25,5.
Оболочка с днищем и декой укладываются в обычный вместительный рюкзак. Сюда же помещаются спальный мешок и палатка. Элементы каркаса, пайол, банка, весло пакуются в вещмешке длиной 110 и шириной 40 см. Другие вещи и запас провизии нашли место в туристском рюкзаке со спинкой. Общая масса трех мест — 55 кг.
Примерно 500 часов продолжалось строительство, в основном по выходным дням в течение года, и вот, наконец, 31 августа лодочка впервые была спущена на воду. Погода выдалась ненастная, дул холодный порывистый ветер, шел мокрый снег. Втроем пошли на пруд, специально сделанный для летнего отдыха. Лодку несли на плечах в собранном виде около километра. Место для первой пробы было подходящее, да и погода выступила в роли строгого экзаменатора. Я сел первым, поплыл против ветра. Лодочка идет нормально. Банка, казалось, расположена высоковато, поэтому центр тяжести несколько завышен, но равновесие соблюдать удавалось без труда. Ход даже против ветра удовлетворительный, волна высотой 15—20 см почти не сказывается на остойчивости и практически безопасна для лодки, при этом надо учесть, что мы плавали порожнем.
Обнаружились и минусы: при гребле здорово забрызгивается кокпит — течет с лопастей; весло длиной 210 см пришлось удлинить на 20 см и снабдить кольцевыми валиками.
Течи обнаружено не было, хотя мы плавали около получаса.
Неделей позже лодку привел в походное положение, а еще через неделю рабочий автобус, развозящий проходчиков шахты «Воркутинская», доставил меня к началу первого туристского маршрута по реке Сейде. Но до воды мне с двумя сыновьями пришлось прошагать еще 7 км, неся лодку и походное снаряжение на своих плечах.
Маршрут был выбран очень просто. «Самая подходящая речка для первого плавания — это Сейда», — размышлял я про себя, рассматривая карту окрестностей Воркуты масштаба 1:250000 (в 1 см — 2,5 км). До ее верховьев рукой подать, а течет она западнее Воркуты в 40 км по безлюдной тундре и впадает в Усу возле железнодорожной станции Сейда. Всего по Сейде предстояло пройти около 126 км (действительная длина пути из-за бессчетных поворотов минимум на 10—20% больше).
Подготовка к походу — первое непременное условие для его успешного завершения. Прежде всего, снаряжение.
Для сборки-разборки и ремонта лодки приготовлены:
- 2 отвертки, пассатижи, 2 болта с гайками и шайбами, гаечный ключик;
- 2 куска материала 30X30 см, иголки с нитками, клей резиновый (1 флакон), 10 м капронового шнура.
С дровами в тундре очень бедно, поэтому я приобрел в магазине 100 таблеток сухого горючего. (Лучше, конечно, примус «Шмель», но он с запасом бензина уже не помещался а рюкзак, да и на стоянке с костерком веселее.)
Далее проверил, привел в порядок и занес в список: топорик туристский в чехле, нож охотничий в ножнах, котелок на 2 л. кружку металлическую, 2 ложки, спички а водонепроницаемой упаковке (1 коробок на 2 дня), 2-местную палатку, спальный мешок с капюшоном, одеяло, поролоновый матрац в чехле, меховой коврик из оленьей шкуры, сменные шерстяные носки, шапку меховую, варежки хлопчатобумажные (слегка утепленные), ватник, свитер, шерстяное белье, лузан из палаточной ткани. Лузан — непременная принадлежность экипировки зырянского (коми) охотника в прошлом. Это накидка из домотканого суки в и кожи с широкими карманами, которые пришиваются с внутренней стороны. Вещь легкая и незаменимая на охоте и рыбалке. Защищает от дождя и ветра, а а карманы укладываются дичь, рыба и т. п.
Спальный мешок, который можно купить в спортивном магазине, мало пригоден для Заполярья даже в летний период, поэтому его нужно утеплить. Я, например, обернул мешок слоем фланели и покрыл сверху палаточной тканью.
Подстилая под себя меховой коврик и накрываясь тонким одеялом, можно с комфортом ночевать при температуре 0—2 градуса мороза. Следует заметить. что все вещи должны быть проверены с пристрастием, отремонтированы, пуговицы крепко пришиты и т. д. Мелочей здесь быть не может. К примеру, брюки и резиновые сапоги я проверял прямо в тундре: под проливным дождем ходил 40 минут по кустам, пока не убедился, что ногам тепло, сухо и удобно. Кстати, именно резиновые сапоги оказались неудачным предметом моей экипировки. От долгого сиденья в них в лодке мерзли ноги, и в конце концов я приспособился их снимать, проходя участки реки между порогами. Ноги укутывал пустым рюкзаком, засовывал их в пространство между спальным мешком и матрацем, а колени накрывал лузаном.
Еще одна важная деталь снаряжения — надувные подушки, которые я укладывал в самом носу и в корме. Они гарантировали непотопляемость в случае прокола оболочки или опрокидывания лодки.
Свой поход я начал 14 сентября, когда в наших краях температура воздуха около нуля, мокрый снег и замерзшие лужи — уже обычное явление. Дул пронизывающий северо-восточный ветер, лишивший воркутинцев последней надежды на частичку летнего тепла. Сборку лодки закончил уже затемно, сильно продрог. Мысль о том, что в такую погоду нужно плыть в неизвестность, казалась дикой, энтузиазма моего поубавилось.
Я поставил палатку, кое-как собрал кучку сухих ивовых веток, разжег костерок с помощью сухого горючего, вскипятил чаю к ужину. Дрова — самая большая забота в тундре. Их так мало, что едва хватает на приготовление пищи. Согреться или просушить одежду возле такого костра — проблема. Под монотонный говор переката залез в спальник, накрылся одеялом, затянул капюшон, молнию и впал в забытье, чтобы подняться с рассветом...
Шесть дней длилось это небольшое путешествие, которое оставило незабываемые впечатления. Быстрое течение, многочисленные перекаты (примерно два на километр), прихотливые изгибы русла, каменистое дно и скрывающиеся под поверхностью валуны — все это заставляло быть предельно внимательным. Не раз, вылезая утром из палатки, обнаруживал, что все вокруг покрыто свежим снегом, а тихие заливчики затянуты льдом. К обеду вновь возвращалась осень с мокрым снегом, переходящим в дождь...
За сутки проходил по 30—35 км. Пытался ловить рыбу, по полчаса таская мушки по поверхности, но хариус, наверное, уже скатился на зимние квартиры. Берега совершенно пустынные, о том, что на планете есть жизнь и люди, лишь иногда напоминали проплывавшие на заоблачной высоте самолеты. Раза два видел белых песцов, которые легко переплывали реку.
На третий день пути, встав в 4.40 утра, занялся профилактическими работами, вытащив лодку из покрывшейся тонким ледком бухты. Как только солнце растопило кусочки льда на бортах, отцепил фартук от днища, расшнуровал оболочку. Никаких повреждений не обнаружил, детали каркаса не ослабли, только чуть обмякли надувные подушки. Немного воды попадает в пространство между оболочкой и днищем, но ничего плохого в этом нет, наоборот создается в некотором роде амортизационный спой, который, к тому же в виде балласта повышает остойчивость. На ходкости этот вес практически не сказывается. Течи нет.
В 10.15, ломая лед в заливе, двинулся к реке, и снова Сейда повлекла меня вперед в неизведанные пока дали.
Снова зашумели перекаты, здесь они легко проходимы вдоль самого берега. Мне кажется, Сейда предназначена для начинающих байдарочников, к коим причисляю и себя. Перекаты и пороги не опасны, но купание в ледяной воде крайне нежелательно, так как просушить одежду и вещи без риска простудиться вряд ли возможно. В верхнем и среднем течении на перекатах следует править а воронку главного слива — там поглубже, хотя и волнение посильнее.
В предпоследний день своего похода, пройдя приток Сейды — Сэху, решаю оставшиеся 10 км до устья преодолеть в этот же день. От многочасовой гребли ноет спина, все чаще перекладываю весло. Все более жесткой кажется банка, и на нее я укладываю тряпку и привязываю шпагатом. Наконец, в вечерних сумерках различаю впереди ажурную мачту линии электропередачи Инта — Воркута. Еще час, и я подхожу к месту последней стоянки — близ впадения Сейды в Усу.
Утро 20 сентября встречает меня, как обычно, девственно белым снегом. Последние километры по Усе, и вот я уже на берегу разбираю лодку, укладываю снаряжение, перетаскиваю все на железнодорожную станцию, до которой около 1 км. Поход завершен, и я испытываю большой прилив жизненных сил. Много ли надо человеку для истинной радости, когда мечта, даже маленькая и неказистая на вид. сбывается, задуманное исполнено, всем задачам, возникшим на пути, найдены точные и простые решения.
Лодочка продемонстрировала хорошие качества. Потертости на днище есть, но не существенные. Никакого ремонта оболочки пока не требуется. Путешествие, пусть и невелико — всего 150 км, понравилось. Более всего доволен тем. что сам выдержал испытание. Сейчас, когда прошло некоторое врем в, снова перед глазами встают картинки из нетронутого мира родной природы, где все разумно и наполнено подлинным смыслом. Я счастлив, что не нанес ей ущерба, что на моей стороне не было преимущества, я не противопоставил себя природе, а старался слиться с ней.
Очень хотелось бы, чтобы побольше людей рассудком и сердцем поняли, что нельзя безнаказанно нарушать нетленные законы природы и не только в экономике, но и в общественных науках, словом, всюду.