От редакции
Имя Эдуарда Гавриловича Романченко хорошо известно читателям журнала, интересующимся конструкцией и постройкой небольших крейсерских яхт. Его первый материал об оригинальном стаксельном вооружении для катамаранов появился еще в №5 «КиЯ». Он был подготовлен Э. Г. Романченко в бытность его дипломантом Ленинградского кораблестроительного института.
И после окончания института молодой инженер-кораблестроитель не порывает связи с редакцией. Оказавшись на судоремонтном заводе в Приморском крае, где о яхтах знали только понаслышке, Э. Романченко начинает думать о постройке яхты своими силами. Для начала это был разборный туристский катамаран с надувными поплавками — проект его в 1968 г. был отмечен почетной грамотой Центрального правления НТО им. академика А. Н. Крылова на конкурсе судов народного потребления, предлагаемых для освоения в промышленном производстве (см. «КиЯ» №18).
После перехода на работу на судоремонтный завод в Клайпеде Э. Г. Романченко становится одним из создателей парусной секции при этом предприятии. Опубликованные в «КиЯ» чертежи и описания построенных здесь судов по проектам Эдуарда Гавриловича являются своеобразным отчетом о его деятельности: 5,5-метровые крейсерские яхточки-компромиссы типа «Корсар» («КиЯ» №83); 11-метровый тримаран «Нун» (№ 122); яхта «Моби Дик-II» (№ 133) и, наконец, предлагаемый вниманию читателей «Дуэт» — все эти проекты отличаются продуманностью деталей, оригинальными конструкторскими решениями. Кстати, Э. Г. Романченко — автор 14 изобретений, его основная работа — разработка комплексной оснастки для испытаний главных двигателей, палубных механизмов и рулевых устройств после их ремонта на крупных судах.
Нельзя не упомянуть и еще об одной работе Э. Г. Романченко: сейчас по разработанным им чертежам строится судно-копия старинного рыболовного парусного судна куршских рыбаков «Курей». Его водоизмещение 8,5 т, длина 11 м, площадь парусности — 40 м2. Надеемся, что после испытаний судна на плаву Эдуард Гаврилович познакомит читателей «Катеров и яхт» с качествами этого судна и его историей.
Основные данные яхты «Дуэт»
Длина наибольшая, м | 4,20 |
Длина по КВЛ, м | 3,56 |
Ширина наибольшая, м | 1,90 |
Ширина по КВЛ, м | 1,63 |
Высота борта, м: | |
в носу | 0,59 |
в корме | 0,44 |
Осадка, м: | |
корпусом | 0,25 |
килем | 0,95 |
Площадь парусности, м2 | 11,6 |
Водоизмещение порожнем, кг | 290 |
Два года назад к автору обратились два друга (музыканты-любители) с просьбой подобрать проект яхточки длиной 4,2—4,5 м для самостоятельной постройки. Размеры яхты лимитировались помещением — сборным гаражом, в котором предстояло собирать корпус.
Листая подшивку «Катеров и яхт», я с удивлением обнаружил, что подходящих чертежей здесь нет, хотя по характеристикам близки проекты пластмассовой яхты «Калан» и фанерной «Каравеллы». Однако обе яхты имеют осадку 0,6 м, что несколько великовато для речных и прибрежных морских (в мелководном Куршском заливе) плаваний. Кроме того, каюта «Каравеллы» очень мала.
Так автору пришлось заняться разработкой чертежей суденышка, которое в максимальной степени удовлетворяло бы требованиям заказчика. Используя опыт эксплуатации яхты «Моби Дик 2», было решено применить тяжелый опускной киль, сместив его колодец к одному из бортов. Зимой строители заготовили шпангоуты, люки и другие узлы в каморке размером 2X3 м, летом в гараже был собран набор и обшит фанерой. Работая по вечерам и субботам, друзья построили «Дуэт» за 5 месяцев, включая одни отпуск.
При проектировании яхточки было решено снабдить ее транцевым носом, который для небольшого судна имеет ряд преимуществ. Например, большая плавучесть носа препятствует опрокидыванию короткого судна через скулу и зарыванию его носом а волну. При небольшом отношении длины и ширине обводы по ватерлинии получаются более плавными, а остойчивость больше, чем у судов таких же размеров с острым носом. Корпус с носовым транцем проще строить, так как продольный набор имеет более плавный изгиб и фанерную обшивку легче подтянуть к набору. При одинаковой длине лодка с транцевым носом оказывается вместительнее, чем остроносая.
Яхточка предназначена для кратковременных плаваний экипажа из 2—3 человек и небольших путешествий в период отпуска. Судно оборудовано каютой с двумя спальными местами длиной по 1,85 м, самоотливным кокпитом с объемистыми рундуками. Сравнительно высокая надстройка (от борта до борта) хорошо защищает людей, сидящих в кокпите, от брызг.
Весь экипаж свободно размещается в кокпите, а на ночной стоянке третий человек может отдыхать между диванами на пайолах или в кокпите (там хватает места и для двух человек) В этом случае кокпит закрывается тентом, переброшенным через гик.
Высота в каюте от пайолов до подволока — 1,15 м, свободная высота над койкой — 0,92 м, что позволяет удобно сидеть. В корме на длине 420 мм койки расположены «в гробу» — под банкой кокпита. В дневное время в этих нишах размещаются свернутые постельные принадлежности. Над левой койкой между швертовым колодцем и бортом оборудована полка для мелких вещей.
В нише под трапом установлена газовая плитка. Съемная столешница сделана поворотной. Стакан для ножки стола прикреплен к продольному комингсу левой койки. Банки кокпита утоплены ниже уровня палубы, что позволяет снизить центр тяжести экипажа, расположившегося в кокпите. Это существенно, поскольку вес команды соизмерим с весом судна. Увеличению остойчивости служит и глубоко опущенный киль, в нижнюю часть которого залито около 50 кг свинца. Значительная ширина по ватерлинии и полные обводы КВЛ с транцевым носом обеспечивают достаточно высокую остойчивое формы. Большая ширина по палубе позволяет экипажу эффективно откренивать яхту.
Колодец киля сдвинут на левый борт и представляет собой металлическую коробку высотой от днища до палубы надстройки. Снаружи колодец оклеен пенопленом. Киль поднимается при помощи лебедки с тросовой проводкой. Для этой цели приспособлена лебедка бакштагов со списанной яхты «Дракон».
Палуба рубки подкреплена рейками, приклеенными снаружи. Рейки служат одновременно и бимсами, и упорами — ступеньками для ног на круто изогнутой палубе. Подвесной мотор «Салют» навешивается на транец слева или справа от руля. Для уменьшения структур ого шума, передаваемого в каюту через конструкции корпуса от работающего мотора, под струбцины мотора подложена губчатая резина толщиной 5 мм и свинцовая прокладка толщиной 3 мм. Такой пакет почти полностью перекрывает дорогу шуму.
Руль яхты — подвесной, швертботного типа.
На яхте можно использовать вооружение швертбота классе «420» с минимальными переделками. Для слабого ветра будет полезен стаксель увеличенной площади и штатный спинакер от швертбота «420».
Гик поднят на высоту 1 м над уровнем банок кокпита. Погоном гика-шкотов служит кормовой релинг, что освобождает кокпит от излишнего количества концов.
Интересно сравнить «Дуэт» с мотолодкой «Прогресс», стоящей рядом. При одинаковой длине 4,2 м яхта производит внушительное впечатление мореходного, комфортабельного судна — крейсера, пригодного для многодневных походов.
Малый вес и габариты яхты, убирающийся киль позволяют без труда перевозить «Дуэт» в кузове грузовика, что значительно расширяет географию путешествий.
Яхта может эксплуатироваться и как мотолодка в водоизмещающем режиме — без парусного вооружения, руля, швертового устройства. Для устойчивости на курсе необходимо установить плавник в кормовой части. Малая длина по ватерлинии определяет критическую максимальную скорость хода 10,6 км/ч как под мотором, так и под парусом, поэтому мотор мощнее 8 л. с. не нужен.
В течение одного сезона яхта усиленно эксплуатировалась «в две смены», побывала в различных погодных условиях. Мореходность ее оказалась очень высокой для ее размеров. Яхта не заливается при любых курсах на крутой озерной волне, а полный нос разбрасывает брызги в стороны. Яхта лавирует под одним гротом, даже зарифленным, что упрощает эксплуатацию в сильный ветер. При полностью опущенном киле остойчивость позволяет сразу двум человекам стоять на палубе (конечно, не в экстремальных условиях).
Видимо, длина яхты 4,2 м — это критическая величина, при которой можно получить приемлемый комфорт, когда в каюте можно сидеть не сгибаясь, а на койке нормально выспаться. В рундуках получаются достаточные объемы для размещения снабжения (а его набирается немало!).
Очень кстати оказался расчет на использование парусов от швертбота «420». Паруса — дефицитнейшая позиция при самостоятельной постройке яхты, а в яхт-клубах же можно достать старые паруса, не пригодные для гонок, но вполне приемлемые для крейсерского судна.