Особенностью конструкции лодки является цельнометаллический трубчатый каркас, который представляет собой жесткий самостоятельный узел. В соединениях элементов каркаса вместо традиционных заклепок использована аргонодуговая сварка, соответственно применены трубки из сваривающегося и стойкого к коррозии алюминиево-магниевого сплава АМг5.
Основные данные каноэ
Длина наибольшая, м | 5,02 |
Ширина наибольшая, м | 0,9 |
Высота борта, м: | |
минимальная | 0,34 |
на штевнях | 0,50 |
Осадка с полной нагрузкой, м | 0,15 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Масса без весел, кг | 18 |
Размер упаковки с разобранной лодкой, м | 1,1X0,4X0,25 |
Для обеспечения непотопляемости каноэ большинство трубок каркаса снабжены деревянными заглушками, а в пространстве между продольными связями кильсона закреплены пенопластовые пластины. Общий запас плавучести лодки составляет примерно 30 кгс, что достаточно для поддержания на плаву в случае аварии трех-четырех человек.
Каркас лодки состоит из фор- и ахтерштевней, четырех шпангоутов, пяти секций кильсона, восьми составных стрингеров, включая трубчатые привальные брусья. Для соединения их в единую конструкцию используются 22 болта М6 с гайками-барашками.
К раме кильсона приварены втулки для стоек трех сидений, также собранных из алюминиевых трубок и 1-миллиметрового листа. Для облегчения и вентиляции в листе сиденья просверлено около десятка отверстий диаметром 10 мм. К раме кильсона приварены также пластины пайолов (лист δ=2 мм), на которых для жесткости рекомендуется прокатать зиги и по свободным кромкам отогнуть фланцы. Для облегчения в пайолах также можно просверлить отверстия диаметром 6—8 мм.
Стыковка отдельных секций кильсона осуществляется при помощи втулок, вставленных в торцы труб одной из секций и плотно входящих в трубы другой. Кроме того по концам секций приварены Z-образные профи, и, которые при стыковке соединяют вместе. Сверху на них надевают П-образный флор шпангоута. Затем шпангоут и обе стыкуемые секции кильсона фиксируют одним болтом М6. В концевые секции кильсона вварена втулка из трубы 25X2, в которую при сборке вставляется конец штевня. Этим секциям нужно придать небольшой прогиб соответственно теоретическому чертежу.
Для сборки шпангоутов придет я изготовить кондуктор, основой которого служит ровный лист металла подходящего размера. На этом листе проводят взаимно перпендикулярные линии — ДП и ОЛ, от которых откладывают координаты точек скул. Эти точки совпадают с положением на шпангоутах осевых линий стрингеров. В каждой точке нужно установить обрезки трубы или пруток диаметром 16 мм — по диаметру труб будущих стрингеров.
Затем заготавливаются бортовые ветви шпангоутов, которые изгибают, примеряя к обозначенным обрезками труб точкам обводов. Наружная кромка шпангоута должна отстоять внутрь от осей стрингеров примерно на 20 мм. У нижнего конца в ветви шпангоута прорезается паз шириной 9 и длиной 30 мм. В этот паз вставляется П-образный флор, который приваривают к обеим ветвям шпангоута. К шпангоутам нужно приварить также планки с радиусным вырезом под трубки стрингеров и держатели привальных брусьев (они охватывают трубки привальных брусьев примерно на половину их окружности). Держатели привальных брусьев после прихватки к ветви шпангоута необходимо развернуть на определенный угол по отношению к плоскости шпангоута и основной плоскости. Углы замеряют с кормовой стороны шпангоута.
Обводы корпуса формируют 40 секций стрингеров и привальных брусьев. Концы стрингеров, соединяемые со штевнями, сплющивают и обваривают по торцу. В расплющенной части сверлят отверстия для болтов М6Х 20. Для крепления штевней к килевой раме используют болты М6X30 с квадратом под полукруглой головкой — такие болты применяются для сборки мебели. Секции стрингеров соединяют между собой посредством трубчатых втулок, которые приварены к концу одной секции и плотно входят в трубку другой секции.
Сборка каркаса начинается со сборки кильсона и крепления к нему штевней. Для первой установки штевней целесообразно сделать простейший кондуктор, состоящий из двух вертикальных реек, между которыми вставляют штевень. Кондуктор позволяет установить штевень строго вертикально на концевую секцию кильсона и точно просверлить отверстие диаметром 6 мм для фиксирующего болта (в нижней стенке втулки и трубы штевня отверстие распиливается под квадрат 6X6 мм). Затем устанавливают на места шпангоуты, причем П-образные флоры должны легко надеться на полки состыкованных Z-образных профилей кильсона.
Начиная с привального бруса устанавливают на место стрингеры; привальные брусья фиксируют на каждом шпангоуте и к штевням болтами, а остальные стрингеры временно прикрепляют к планкам, приваренным к шпангоутам. При первой сборке замеряют длину концевых секций стрингеров, которая необходима для того, чтобы отдельные секции надежно удерживались «в распор» при закреплении концов стрингера на штевнях. Лишнюю часть трубок этих секций обрезают.
Для оболочки каноэ мне удалось достать капроновую ткань, пропитанную пластмассой, которая применяется для закрытия кузовов автомашин «Совтранса» и контейнеров. Вся оболочка была раскроена из трех кусков ткани. Работы по шитью байдарочных оболочек подробно описаны в «КиЯ» №23, №25 и №39. Замечу только, что выбранный материал практически не вытягивается, все морщины и складки легко убираются путем разрезания ткани вдоль них с последующей накладкой кромок и их прошивкой.
При сборке каноэ каркас вставляют в обшивку, застегивают три поперечных стяжных ремня, туго натягивают шнуры, охватывающие корпус по обводу привального бруса, затем застегивают короткие ремни кормовой деки. Снаружи на оболочку по стрингерам и штевням наклеивают протекторы в виде лент шириной 20 мм из более прочного и тяжелого материала. Сверху протекторы хорошо оклеить полихлорвиниловой лентой шириной 40 мм. Все соединения кусков обшивки предварительно должны быть прошиты. Для облегчения натягивания оболочки на каркас она прошивается по контуру ахтерштевня только до половины его высоты, далее сшитый край ткани идет вертикально. По окончании сборки каноэ образовавшийся излишек ткани заделывается под кормовую деку.
В заключение несколько слов об эксплуатации лодки. Гребля на каноэ «по-настоящему» — одним гребком, довольно сложна, требует изготовления специальных весел и приобретения навыков. Мы использовали обычные байдарочные весла, причем расположение сидений и открытая часть корпуса позволяют грести одновременно трем человекам, каждому в наиболее удобном ему ритме. При прохождении узких мест мы снимаем одну лопасть и гребем, погружая весло у самого борта, почти вертикально. При плавании в одиночку гребец располагается на носовой банке, но лицом к корме, и каноэ движется кормой вперед. Этим достигается оптимальный дифферент лодки. При подходе к отлогому берегу каноэ дифферентуется на корму и даже при полной загрузке почти на метр заползает носом на берег, так что можно выйти из лодки или войти в нее, не замочив ног.
Съемные сиденья можно с успехом использовать на берегу, а чтобы трубки стоек не забивались землей, мы в них вставляем специальные ...{текст отсутствует}...