Специалистами ЦКБ «Нептун» разработаны два варианта конструкции байдарки — разборная («Нерль-Р») и неразборная («Нерль»), В первом варианте были учтены пожелания самодеятельных туристов-байдарочников Москвы и Ленинграда, использующих преимущественно разборные байдарки (часто — изготовленные самостоятельно), а также представителей Советов по туризму и экскурсиям. Центральной лаборатории по туризму и заводских конструкторов, которые были приглашены на обсуждение технического задания на разработку проекта.
При обсуждении одними из основных требований были приняты:
- возможность транспортировки байдарки, уложенной в одну упаковку с габаритами не более 1,0X0,8X0,4 м, любым видом общественного транспорта;
- вес полностью снаряженного корпуса с упаковкой не должен превышать 35 кг.
Наибольшую трудность при разработке разборной конструкции вызвал узел стыковки секций корпуса. В итоге конструкторы ЦКБ «Нептун» создали оригинальную конструкцию, что подтверждено положительным решением по поданной заявке на изобретение.
При разборке носовая и кормовая секции, а также две промежуточные, имеющие разрез по палубе в ДП, вкладываются внутрь центральной, которая определяет габариты упакованной в специальный рюкзак байдарки. Кормовая, носовая и центральная секции имеют по небольшому фланцу, расположенному внутри в плоскости разъема. За счет продольного разреза деки гибкие оболочки промежуточных секций свободно сжимаются и вставляются внутрь средней секции. Разрезные секции в плоскостях разъема имеют профильные фланцы, пазы которых вставляются резиновые герметизирующие кольца. Внутрь этих секций вставляются распорные шпангоуты, которые разжимаются при помощи талрепов. Благодаря этому обеспечивается плотное соединение по плоскости фланцев; кроме того, распорные шпангоуты обеспечивают необходимую жесткость конструкции. Разрезы по деке закрываются двумя накладка ми — внутренней и наружной, стягиваемыми при помощи винтов. Конструкция стыковочного узла технологична, не требует повышенной точности при изготовлении, проста и надежна в эксплуатации.
Непотопляемость байдарки «Нерль-Р» обеспечивается четырьмя надувными детскими «бревнами», закрепленными по бортам. В комплектацию этой байдарки входят три водонепроницаемые «юбки» для двух гребцов и пассажира, два глухих фартука, два разборных весла, обвязка, чалка.
Неразборный вариант байдарки «Нерль» предназначен для оснащения «официальных» туристских байдарочных маршрутов, пользующихся все возрастающей популярностью у населения. Интенсивная эксплуатация на маршрутах не оставляет времени на сборку-разборку; к тому же, любая разборная конструкция при такой эксплуатации оказывается недолговечной.
Если при выборе главных размерений байдарки «Нерль-Р» конструкторы должны были соблюдать жесткие габаритные и весовые ограничения, то при проектировании неразборного варианта появилась возможность уделить больше внимания безопасности пользования лодкой, обеспечению ее остойчивости, непотопляемости и жесткости корпуса. Расчет строился на использование байдарок людьми, впервые взявшими в руки байдарочное весло. И, разумеется, требовалось, чтобы байдарка имела хорошие ходовые качества при достаточной маневренности.
Теоретические чертежи обоих вариантов байдарок были рассчитаны и оптимизированы на ЭВМ. Проведенные впоследствии испытания опытных образцов байдарок подтвердили правильность выбранных исходных данных для расчета на компьютере. Архитектура «палубы» (деки) байдарки отрабатывалась уже на натуре при изготовлении технологической оснастки, что в приводимом теоретическом чертеже не отражено.
При изготовлении технологической стеклопластиковой оснастим — пуансона и матриц особое внимание уделялось обеспечению повышенного качества поверхностей байдарки. Ведь «товарный» вид стеклопластиковой байдарки, стоимость которой ожидается порядка 500 руб., должен соответствовать этой сумме.
Неразборная байдарка «Нерль» собирается из двух секций (корпуса и палубы), формуемых в раздельных матрицах. Это позволяет разнообразить цветовые сочетания. Жесткость тонких стеклопластиковых оболочек корпуса и палубы обеспечивают пенопластовые заполнители, которые вклеивают в оболочки по днищу и палубе. Эти элементы одновременно гарантируют непотопляемость байдарки при ее опрокидывании или в случае пробоины в оболочке. Вес байдарки «Нерль» в полной комплектации — около 45 кг.
Гребцы и пассажир размещаются на стеклопластиковых профилированных сиденьях, которые свободно закреплены на днище байдарки. В качестве спинки служит увеличенный в кормовой части комингс обрамления кокпита.
В носу и в корме на палубе закреплены петли из капронового шнура, служащие для переноски байдарки, для швартовки и закрепления обвязки по периметру палубы.
В комплектацию байдарки «Нерль» входят три «юбки» гребца, два водонепроницаемых фартука, два металлических разборных весла, аналогичных веслам разборной байдарки завода «Салюте, обвязка, чалка, черпак.
Просторный корпус «Нерли» позволяет свободно располагаться в ней двум гребцам и одному пассажиру и укладывать туристское снаряжение при дальних переходах. При необходимости два человека могут даже расположиться внутри байдарки на ночлег.
В настоящее время петрозаводский судостроительный завод «Авангард» ведет подготовку производства для выпуска первой опытной партии стеклопластиковых байдарок «Нерпа».