Не так уж часто можно встретить на акваториях нашей страны многокорпусные парусные суда — катамараны и тримараны.
Яхтсмены-крейсерщики пока еще сдержанно относятся к этим типам судов, хотя быстроходный и динамичный «Торнадо» нашел множество приверженцев среди молодых гонщиков. Возможно, рост популярности многокорпусников сдерживает отсутствие таких судов в серийном производстве: долгие годы единственным поставщиком их была верфь рыболовецкого колхоза «Царникава», да и та выпускала всего по нескольку единиц в год катамараны двух типов — длиной 9 и 12 м. Вот и сложилось мнение о том, что многокорпусные суда, довольно сложные по конструкции, недоступны для массового потребителя.
А между тем за рубежом катамараны и тримараны давно утвердили себя не только на трассах трансокеанских регат и гонок на «сверхскоростях», но и в качестве парусников для прибрежных крейсерских семейных плаваний, воскресного отдыха. В каталогах, публикуемых, например, американским журналом «Малтихаллз» («Многокорпусники»), приводятся данные шести десятков различных классов ката- и тримаранов длиной от 6 до 8 м. Судя по постоянно нарастающему производству таких яхт популярность многокорпусников продолжает расти и все большее число яхтсменов убеждается в их преимуществах по сравнению с яхтами «моно» — однокорпусниками традиционной конструкции.
Среди этих преимуществ можно выделить главные — это способность развивать более высокие скорости и ходить с малыми углами крена.
Многокорпусные яхты имеют узкие легкие корпуса, отличающиеся большим удлинением и малой смоченной поверхностью. Благодаря этому сопротивление воды их движению невелико, и мощность, развиваемая парусами, позволяет легко преодолеть предельную для однокорпусной яхты скорость.
А благодаря тому, что корпуса катамарана или тримарана разнесены на значительную ширину, эти суда имеют высокую остойчивость без использования тяжелого балластного фальшкиля. Причем максимум восстанавливающего момента достигается при сравнительно малых углах крена, поэтому многокорпусник идет с креном 10° в то время, когда килевая яхта в тех же условиях уже лежит на борту. Меньший крен и более высокие скорости повышают эффективность работы парусов на многокорпуснике, что способствует достижению еще больших скоростей.
Правда, рост скорости при меньшем крене сопровождается и увеличением нагрузок, действующих на корпус, рангоут и такелаж многокорпусника, но применение современных материалов с высокой удельной прочностью позволяет создавать надежные и легкие конструкции.
Высокая скорость и малый крен привлекают к многокорпусным яхтам довольно широкий круг любителей отдыха на воде, хотя им приходится мириться с недостатком комфорта при размещении кают в узких и низких корпусах. Расположить жилые помещения на мостике катамарана можно только при значительных размерениях судна; к тому же, громоздкая рубка в известной мере снижает ходовые качества и маневренность судна при свежих встречных ветрах. Другим недостатком многокорпусных судов является значительная общая ширина, что требует большой площади при стоянке как на воде, так и на берегу. А это, конечно, связано с увеличением расходов на содержание судна.
Как бы там ни было, а в последнее десятилетие за рубежом появилось большое число каютных многокорпусников минимальных размерений. Особенно популярными они стали после того, как в 1983 г. конструктор катамаранов Ричард Вуд предложил создать международную ассоциацию многокорпусников класса «Микро». Основная идея этого класса — объединить правилами обмера относительно небольшие транспортабельные и дешевые многокорпусники, которые могли бы использоваться для крейсерских плаваний и участвовать в соревнованиях, проводимых в светлое время суток. К «Микро»-классу, следовательно, могут быть отнесены сравнительно быстроходные лодки, но не имеющие экстремальную конструкцию и не перегруженные парусами.
К 1985 г. правила многокорпусного «Микро»-класса были окончательно утверждены и создана международная ассоциация IMMCA — International Micro Multihulls Class Association. Размерения и вес микромногокорпусников должны удовлетворять международным требованиям, которые предъявляются к грузам, перевозимым на трейлерах — прицепах за легковыми автомобилями. Наибольшая длина не должна превышать 8 м, общая ширина при транспортировке 2,5 м. Таким образом предусматривается разборная конструкция, позволяющая уменьшить общую ширину судна, которая на плаву может составлять 5,5—7,6 м.
Правила устанавливают условия обитаемости на борту: в каюте должна быть минимальная высота под подволоком 1,35 м на длине не менее 1,22 м; здесь должны размещаться сидя не менее 2/3 экипажа; должно быть предусмотрено не менее трех коек и, по крайней мере, две из иих должны быть пригодны для отдыха на ходу. Обязательны: постоянный яхтенный унитаз (в крайнем случае — переносный), безопасный камбуз с запасом топлива для него и принадлежностями для приготовления пищи, огнетушитель. На каждого члена экипажа должен быть предусмотрен запас питьевой воды не менее 4,5 л.
Важным условием является проверка безопасности судна по формуле
где W — вес сухого, укомплектованного для плавания судна (без запасов топлива и воды, провизии и экипажа, с минимальным комплектом парусов, предусмотренным правилами), кг; S — минимальное расстояние между ДП корпусов на катамаране или между ДП боковых поплавков на тримаране, м; Н — высота центра парусности с поставленными основными парусами над конструктивной ватерлинией (КВЛ), м; MSA — обмерная площадь парусности, м2.
Если полный объем поплавка DA на тримаране превышает вес судна W, то в проверочную формулу подставляется DA.
Приведенная формула позволяет оценить способность многокорпусника нести полную парусность при ветре силой 5 баллов. При обмере проводится контрольное кренование судна.
Правила «микро» предусматривают обмер корпуса и парусов и определение гоночного балла. В частности, максимальная обмерная длина, определенная при помощи двух плавучих призм треугольного сечения (см. эскиз) не должна превышать 7,65 м. Во время гонок разрешается иметь на борту 1 грот, 4 стакселя (один из них штормовой), 2 спинакера. Площадь спинакера не должна превышать 120% основной парусности (грот плюс самый большой стаксель). Превышение площади включается в обмерную площадь стакселя. Если окружность гика или мачты превышают 4% их длины, то 75% площади соответствующего рангоута добавляется к обмерной площади грота.
При обмере парусов учитывается площадь «серпов» по нижней и задней шкаторинам, а также ширина фаловых дощечек. Окончательно в формулу для расчета гоночного балла подставляется площадь парусности RSAT, исправленная с учетом поправок на удлинение грота и стакселя:
Величина гоночного балла MR является коэффициентом времени, который используется для расчета исправленного времени судна по времени прохождения им гоночной дистанции. По правилам IMMCA многокорпусники, имеющие гоночный балл MR = 1500, могут участвовать в гонках между собой без учета гандикапа, подобно «уровневым» классам яхт-«моно» (четверть-, полу-, однотонники и т. п.).
Транспортабельные и достаточно быстроходные многокорпусники «микро» быстро завоевали признание яхтсменов. Многие фирмы начали выпуск таких судов в двух вариантах — облегченном, для участия в гонках, и туристском, более комфортабельном, для семейных путешествий. Подготовка судна к плаванию после транспортировки на трейлере занимает 40—50 минут, даже если сборку осуществляют два человека. Поэтому «микро» успешно используются на экзотических озерах и водохранилищах, не связанных водным путем; жители европейского континента могут доставлять их на трейлерах на побережье Эгейского или Средиземного морей, в воды Скандинавии. Просторный мостик на катамаране служит платформой для установки палатки, предоставляя вполне сносные условия обитания для небольшой семьи.
Не редкость и длительные морские плавания на «микро», участие их в таких сложных гонках, как вокруг Британии и Ирландии. В этом случае суда снабжаются современным электронным навигационным оборудованием. солнечными элементами для питания электроэнергией, ходовыми огнями и прочим оборудованием.
В прошлом году автор имел возможность побывать на борту трех микрокатамаранов типа «Страйдер», на которых инициаторы создания IMMCA Ричард и Лилиан Вуды и их друг Стюарт Фишер совершили групповое (эскадренное) плавание из Плимута в Таллинн протяженностью 5000 км. Каждый из яхтсменов управлял катамараном в одиночку и большую помощь им в навигации оказывали приборы радионавигационной системы «Декка», электронные рулевые, эхолоты и курсоуказатели.
7,3-метровые корпуса и секционные мосты «Страйдеров» выполнены из композитных материалов, армированных стекломатами и стеклотканями. Основные конструкции — трехслойные с заполнителем из пенопласта; носовая и кормовая балки — из алюминиевых труб; средняя — подмачтовая — балка имеет объемную сэндвичевую конструкцию и используется в качестве рундука для хранения палубного инвентаря и спасательных средств. Жесткий и плоский мостик закреплен передней кромкой к корпусам при помощи четырех шпилек, кормовая часть опирается на поперечную балку, а в средней части подвешивается к корпусам на двух замках из нержавеющей стали.
В каждом корпусе (они не имеют поперечных переборок) размещены по два спальных места. Собственно — это листы фанеры, закрывающие сверху «ванны:», образованные внутренней обшивкой корпуса. Эта обшивка имеет такую же глянцевую поверхность, как и наружная, что облегчает поддержание чистоты в лодке. Пространство под койками используется для размещения снабжения, запасов провизии и питьевой воды. Пенопластовый заполнитель, находящийся между наружной и внутренней обшивками, придает корпусу жесткость и прочность без приформовки балок набора, а также обеспечивает непотопляемость судна в случае аварии.
Примечательно, что для упрощения конструкции вместо швертов применены постоянные кили-скеги, отформованные на днище корпусов. Они увеличивают осадку всего на 0,25 м, но избавляют экипаж от забот о швертовом устройстве и возможных повреждениях колодца. Катамаран без больших проблем можно вытащить на пологий берег.
Как и на других судах «Микро»-класса, на «Страйдере» предусмотрена установка гальюна и портативной плитки; у кормового обреза мостика имеется ниша для навешивания подвесного мотора с удлиненным дейдвудом — 4-сильный «Меркюри» сообщает скорость около 6 узлов.
«Страйдер» с его значительной массой (около 800 кг), малой осадкой (0,55 м) и умеренной парусностью (18,8 м2) представляет скорее круизный катамаран, хотя на нем часто стартуют и в гонках. При этом стараются избавиться от излишнего оборудования и запасов, оснастить лодку большим генуэзским стакселем. При ветре более 10 м/с катамаран выходит на глиссирование и может развить скорость до 14 узлов (7 м/с). Но все же он уступает микрокатамаранам, спроектированным с акцентом на гоночные качества.
Таким, например, как типа «Мюкэт» (от греческой буквы μ, используемой в технике для обозначения микроединиц различных величин). Проект этого катамарана разработал датский конструктор Ларе Оудруп для серийной постройки. Он имеет максимальную длину, разрешенную правилами «Микро>-класса, и довольно значительную площадь парусности: с большой генуей — 44,5 м2. В отличие от «Страйдера», этот катамаран снабжен двумя швертами, что обеспечивает движение в бейдевинд под более острым углом (до 35° вместо 50—60 с у английской лодки). Корпус — также трехслойной конструкции, мостик и шверты весят всего 136 кг, но со всем оборудованием на борту масса «Мюкэта» достигает 600 кг. Пятиметровая ширина обеспечивает остойчивость, достаточную для того, чтобы нести полную парусность при ветре до 13 м/с. При сравнительных испытаниях катамаран развивал скорости, примерно на 12% превышающие скорость олимпийского «Торнадо».
Микромногокорпусники строятся- с упрощенными обводами и обшивкой из фанеры, а также с клееной диагональной обшивкой из тонких широких планок — полос шпона. Эти варианты предпочтительны и для самостоятельной постройки на «домашних верфях». К слову, катамараны и тримараны деревянной конструкции могут быть легче лодок промышленного производства, имеющих чаше всего сэндвичевую конструкцию из стеклопластика; правда, такие серийные суда более долговечны, удобнее в обслуживании и проще в производстве при большой партии однотипных судов.
Весьма популярны на Западе и микротримараны. Примером такого судна может служить спроектированный датчанином Боргом Кворнингом тримаран «Дрэгонфлай» («Стрекоза»), сочетающий отличные гоночные качества с достаточным комфортом. Высота в каюте тримарана — 1,35 м. В носовой части среднего корпуса оборудована удобная койка для двух подростков; еще одни ребенок может устроиться на ночлег на диване. Для двух взрослых членов экипажа предусмотрены койки шириной 80 см в крыльях мостика. В каюте оборудован стационарный камбуз и раковина, складной стол; под самоотливным кокпитом и носовыми койками размещаются просторные рундуки для запасов провизии и снабжения. У самого форштевня — изолированный от остального корпуса рундук для сменных носовых парусов.
Корпус изготавливается из стеклопластика сэндвичевой конструкции Поплавки закреплены на алюминиевых поперечных балках, сделанных из мачтовых профилей н раскрепленных стальными тросами. Шверт — втыкающегося типа, благодаря чему щель для него в днище главного корпуса имеет минимальную длину. Руль — откидной конструкции. С поднятым швертом и рулем осадка лодки не превышает 35 см, так что его можно поставить на якорь при глубине всего 1 м.
Мачта — вращающаяся, раскреплена тремя тросами (штагом и парой вант), которые крепятся в одной точке на передней кромке мачты. Оснастка рассчитана на управление в одиночку. «Дрэгонфлай» обладает превосходными ходовыми качествами. В 1985 г. в гонке вокруг Британии тримаран «Мэджик Хемпел» этого типа одержал победу в своем классе. Неоднократно «Дрэгонфлай» побеждал и в главных европейских соревнованиях класса «Микро».
Используя опыт эксплуатации построенного 15 лет назад тримарана «Триоль» (см. «КиЯ» №65), автор разработал эскизный проект микрокатамарана «Крошка», удовлетворяющий правилам класса. Конструкция рассчитана на серийную постройку из стеклопластика. Обводы корпусов круглоскулые, но на бортах отформовывается продольная скула, придающая обшивке жесткость и отражающая вниз брызги. Боковое сопротивление обеспечивается за счет длинного лыжеобразного скега, отформованного на днище корпусов. Крутизны лавировки с этим скегом, как показывает опыт «Страйдера», вполне достаточно для семейных круизных плаваний. А в гоночном варианте катамаран можно будет оборудовать швертами. Мостик предполагается изготавливать разборным трехслойной конструкции. На стоянке на нем можно будет устанавливать палатку. А в корпусах предполагается оборудовать 4 спальных места. Невысокие рубки обтекаемой формы обеспечат высоту в каюте 1,35 м.
«Крошка» будет способна ходить по мелководью — достаточно глубины воды 0,5—0,6 м; не составит проблем вытащить катамаран на пляж, подойти к любому отмелому берегу без опасения повредить шверт и колодец.
В нашей стране, которая изобилует множеством озер, рек и водохранилищ, многокорпусники класса «Микро» могут открыть для яхтсменов и туристов-водников новые широкие горизонты благодаря их небольшим размерениям, транспортабельности, высоким ходовым и мореходным качествам. Разборная конструкция упрощает хранение многокорпусников на берегу, а большая площадь мостика представляет несомненное преимущество для комфортабельного отдыха.
Правда, тем, кто рассчитывает использовать все положительные качества «микро» в полной мере, придется столкнуться с такой проблемой, как отсутствие в серийном производстве специальных трейлеров для перевозки лодок за легковым автомобилем. Видимо, решая вопрос об освоении выпуска микромногокорпусников, следует позаботиться и о производстве трейлеров, удовлетворяющих требованиям ГАИ и рассчитанных на перевозку лодок длиной до 8 м.