Секрет такой популярности можно объяснить тем, что голландские судостроители удачно сочетали такой традиционный для яхт материал, как дерево, с новой технологией, позволившей существенно снизить труд затраты на постройку корпуса и соответственно — стоимость судна. Хорошо известно что многие яхтсмены на Западе испытывают ностальгию по деревянным судам. Древесина, являясь естественным продуктом живой природы воспринимается обитателями замкнутых мини-кают на яхтах почти как одушевленный материал в отличие от стеклопластика и металлов. Высоко ценятся тепло- и звукоизоляционные свойства дерева, его красивая текстуре под паком, отсутствие выделений неприятного «химического» запаха. Не удивительно, что деревянные яхты ценятся гораздо дороже пластмассовых. А при традиционной конструкции, когда деревянный корпус состоит из сотен деталей, нуждающихся в тщательной подгонке друг к другу и прочном соединении между собой, цена таких яхт особенно высока.
Основные данные яхты «Вааршип-740»
Модель «Океан» | Стандартная модель | |
Длина наибольшая, м | 7,80 | 7,40 |
Длина по КВЛ, м | 6,70 | 6,70 |
Ширина, м | 2,74 | 2,74 |
Осадка, м | 1,70 | 1,25 |
Водоизмещение порожнем, кг | 1500 | 1500 |
Масса фальшкиля, кг | 750 | 700 |
Площадь парусности, м2: | ||
грот | 17,0 | 12,7 |
стаксель | 11,5 | 12 |
«Вааршипы» строят не из обычных пиломатериалов или шпона — главным материалом служит «морская» фанера, производимая в Южной Африке фирмой Брунцеля. Для нее используются редкие легкие и твердые породы древесины, растущие на Африканском континенте, — окюме и красное дерево нескольких разновидностей. Слои лущеного из стволов деревьев шпона склеивают синтетическими водостойкими клеями, готовый продукт — фанеру подвергают испытаниям на прочность и стойкость к воздействию морской воды и древоточцев, после чего она получает сертификат общества Ллойда на пригодность для постройки корпусов и деталей оборудования для морских судов. Гарантийный срок службы фанеры в корпусе устанавливается в течение 20 лет.
Морская фанера Брунцеля — дорогой, но высококачественный судостроительный материал. Заметим, что изготовленные из него рули и шверты, защищенные лишь лаковым покрытием, не расслаиваются и не загнивают, несмотря на то, что при профилировании на кромках все слои обнажаются. Современные полиуретановые покрытия с внесенным в них пигментом надежно защищают фанеру от лаги и придают наружным поверхностям необходимый цвет.
На верфи «Вааршип» применяют характерную конструкцию корпуса с обшивкой из широких поясьев фанеры, которая напоминает традиционную обшивку типа «клинкер» (кромка на кромку). Поэтому корпуса яхт имеют граненые поверхности днища и бортов с несколькими скулами. На «Вваршипе-740», например, обшивка состоит из 5 поясьев ив каждом борту. Для яхт этих размерений применяют фанеру толщиной 12 и 15 мм.
Верфь ведет постройку яхт по нескольким типовым проектам, начиная от «Вваршипа-570» длиной 5,7 м с площадью парусности 18 м2 и кончая 12,2-метровой океанской крейсерско-гоночной яхтой водоизмещением 6,5 т и площадью парусности 86 м2. Начинающие яхтсмены могут приобрести открытый швертбот длиной 3,64 м либо заготовки для его самостоятельной постройки.
Для сборки каждой модели «Вааршипа» на верфи имеется свой стапель-кондуктор и набор шаблонов-выкроек для разметки и фрезеровки на деревообделочных стайках всех деталей корпусе в чистый размер. В стапель-кондукторе предусмотрены гнезда для укладки киля и продольных стрингеров, на которых осуществляется соединение фанерных поясьев наружной обшивки по кромкам.
Сборка ведется в положении вверх килем. Уложив в гнезде стапеля киль, заранее соединенный с форштевнем и транцем, а также ближайшие к нему стрингеры, судосборщик берет заготовку шпунтового попев обшивки, прижимает его продольные кромки к килю и стрингеру. Во всех соединениях применяется водостойкий клей, а к форштевню и килю фанеру дополнительно крепят шурупами. После полимеризации (затвердевания) клея ставят следующий лове и ведут дальнейший монтаж поясьев попеременно на обоих бортах, чтобы избежать перенапряжений в готовой обшивке, могущих перекосить корпус после снятия его со стапеля. Для запрессовки кромок поясьев используется довольно большое количество струбцин, чтобы получить качественное клеевое соединение.
По окончании сборки обшивки образовавшуюся скорлупу снимают со стапеля, раскантовывают и начинают монтаж деталей внутренней обстройки, также заранее вырезанных в чистый размер и обработанных под малку. Поперечные переборки, детали мебели придают достаточную жесткость и прочность корпусу без установки традиционных шпангоутов.
Для сборки корпусов «Вавршипов» не требуется столь высокой квалификации судосборщиков, как при постройке обычных деревянных судов с наборной обшивкой из пиломатериалов. Это сразу же навело владельцев судоверфи на мысль продавать комплекты заготовок желающим построить яхту своими руками. Сейчас эта практика получила широкое развитие: «Вваршип» предлагает судостроителям-любителям комплекты заготовок, деталей оборудования и оснастки для постройки пяти моделей яхт — «Вааршип-570», «-660», «-740», «-900», «-1010» (цифры обозначают длину корпуса в сантиметрах). Для каждой модели предусматривается восемь видов поставки комплектов «сделай сам». Первый комплект содержит детали для сборки стапеля и обработанные на станках поясья фанерной обшивки вместе с продольными стрингерами. Купив его (за 8800 марок ФРГ для «Вааршипа-740»), любитель имеет возможность собрать скорлупу, как она показана на фотографии. Во второй комплект входят деревянные детали для завершения строительства корпуса — монтажа внутренней обстройки, палубы, рубки и кокпита, в также литой плавниковый киль с крепежными болтами. Стоимость этого комплекта для «WS-740» составляет 7175 марок. Наконец, приобретя третий комплект, который содержит дельные вещи, палубное оборудование, рулевое устройство, мачту, тросы бегучего и стоячего такелажа, паруса, блоки и т. п. (14 S00 марок), строитель может окончательно завершить постройку и оснащение яхты.
Каждая деталь в комплекте имеет маркировку, в подробные хорошо иллюстрированные инструкции по сборке и чертежи помогают строителю легко идентифицировать каждую деталь и правильно установить ее на место.
В комплекты включаются и такие вспомогательные изделия, как болты, шурупы нужных размеров, краски, лаки, листы наждачной шкурки для обработки поверхности, кисти и шпатели. Строителю необходимо лишь запастись сравнительно небольшим набором электрифицированного ручного инструмента и тщательно соблюдать руководство по постройке яхты. Если полный комплект заготовок и деталей оборудования яхты типа «Вааршип-740» приобретается сразу, его цена составляет 25 500 марок, а стоимость яхты, вышедшей из ворот судоверфи и готовой к постановке парусов — 65 750 марок. Так что вложив свой личный труд, судостроитель-любитель может сэкономить примерно 60% денежных средств.
Если же труд по сборке корпуса покажется обременительным, можно заключить с верфью контракт на поставку частично готового корпуса в разных стадиях его готовности. Например приобрести корпус в том виде, как его снимают со стапеля (см. фото), а остальные детали корпуса и оборудования — в отдельном наборе для самостоятельного монтажа. В этом варианте лодка обойдется в 34 750 марок. Можно приобрести яхту с частично смонтированным оборудованием, но без окончательной отделки и окраски, с незакрепленным килем и рулевым устройством (39 000 марок). Словом, каждый волен выбирать вариант в зависимости от наличия денег и времени, которое можно затратить ив постройку, а также желания мастерить своими руками.
Общее представление о яхтах типа «Вааршип» можно получить по приводимым основным данным и чертежам модели Вааршип-740». Возможно, старинные читатели «Катеров и яхт» помнят описание «четвертьтонника» «Вааршип-725», на котором его конструктор К. Кремер в чемпионате Европы 1969 г. в этом классе занял призовое второе место (см. «КиЯ» №26). Эта яхта послужила в дальнейшем прототип ом для создания в 1982 г. несколько удлиненной и усовершенствованной модели в соответствии с современными тенденциями в проектировании крейсерско-гоночных яхт. «Вааршип-740» получил отвесный транец и слегка наклонный форт благодаря чему длина по ватерлинии увеличилась на 1,20 м. Более широкой и полной стала кормовая часть корпуса и судно стало выходить на режим серфинга при сильных попутных ветрах. В гоночном варианте яхта снабжалась глубоким профилированным плавниковым килем (осадка 1,25 м), а для крейсерства в мелководных прибрежных районах мог быть установлен более широкий киль, осадка с которым уменьшалась до 1 м, либо применен вариант компромисса с балластным килем и швертом. В последнем варианте минимальная осадка не превышала 0,55 м.
Дальнейшим развитием стала модель «Океан», которая может использоваться для гонок в открытом море и для путешествий, включая и трансокеанские переходы. Кстати, на «Вааршипах» их было совершено уже немало и успех этих плаваний еще более утвердил высокую репутацию голландских строителей яхт. У новой модели повышенный борт, она снабжена более глубоким (осадка около 1,7 м) и тяжелым плавниковым килем, удлинена корма а руль переместился с транца под кормовой подзор для предотвращения поверхностной вентиляции при плавании в экстремальных условиях. Для повышения безопасности плавания поперечная переборка отделяющая самоотливной кокпит от к от доведена до уровня палубы. Мачта, установленная шпором на палубе, опирается на мощный гнутоклееный бимс, который соединен с прочными поперечными полу переборками. Уменьшен объем кокпита, установлены надежные вентиляторы типа «дорадо», предотвращающие попадание воды внутрь яхты в шторме по погоду. При одиночных плаваниях яхтсмен может управлять судном, не выходя в кокпит: для наблюдения за морем и парусами служит прозрачный колпак — блистер закрепляемый на крышке входного люка.
Работу в гонках облегчают шкотовые и фаловые лебедки, число которых по сравнению с «ширпотребовским» вариантом увеличено на пять. Яхта оснащена шлюпом типа 7/8 с хорошим набором гоночных носовых парусов и штормовым триселем
В гоночном варианте модель «Океан» снабжается тремя койками, а в кратковременных прибрежных плаваниях число спальных мест может быть увеличено до 6. Предусмотрен специальный отсек для вспомогательного дизеля мощностью 7—10 л. с.