О популярных гонках на «Однотонный кубок», которые проводятся на судах с гоночным баллом 22 фута RORC, и на Кубок Атлантики («полутонный» кубок — 18 футов RORC), уже сообщалось в нашем сборнике (см. №10, №14, №15 и №24). Познакомимся теперь с еще меньшими яхтами, имеющими гоночный балл всего 15 футов RORC. На этих яхтах разыгрывается свой международный приз — уже и не «полутонный», а «четвертьтонный» кубок.
Яхты этого класса, близкие по размерам к «Фолькботу», получили в Европе большое распространение, особенно во Франции и Голландии. Они сравнительно недороги, достаточно комфортабельны для прибрежного крейсерского плавания экипажа из 3—4 человек и могут перевозиться на трейлере за средним легковым автомобилем.
Владельцы всех яхт, имеющих длину по ватерлинии менее 7,32 м (24 фута) и поэтому не допускаемых к участию в «больших гонках», объединились в свое Международное общество морских парусных гонок (IASORY). Это общество проводит в течение сезона целый ряд как международных, так и национальных соревнований на мини-крейсерах. Отметим, что гонки «четвертьтонииков» являются единственными классными гонками, проводимыми IASORY. К участию в них допускаются яхты серийной постройки (должна быть построена серия не менее чем из трех судов) либо яхты, построенные, по крайней мере, за год до соревнований: этим устроители стараются популяризировать серийную продукцию европейских верфей и предотвратить появление на гонках экстремных судов, построенных в «последнюю минуту».
На гонках 1969 года, проводившихся в Голландии, 19 яхт «четвертьтонников» представляли пять европейских стран. Серия состояла из прибрежной 20-мильной крейсерской гонки, двух гонок по олимпийской круговой дистанции (13 миль) и 100-мильной гонки в открытом море. По очкам победу одержал серебряный призер Олимпийских игр в классе «Летучий Голландец» Ульрих Либор (ФРГ) на яхте «Листанг». Он выиграл обе гонки на олимпийской дистанции и финишировал третьим в 100-мильной гонке. В составе очень сильного экипажа Либора был и его друг — олимпийский чемпион и чемпион мира англичанин Р. Паттисон, но все же победу «Листанг» нельзя отнести только за счет команды.
Проектирование и постройка «Листанг» — судна, поразившего многих яхтсменов своим необычным видом, велись на Гамбургской верфи «Фелтц» при непосредственном участии Либора. Неудивительно, что в этой яхте многое от «Летучего Голландца». Корпус имеет характерные для глиссирующих швертботов обводы — с широкой плоской кормой и острыми ватерлиниями в носу. Наибольшая ширина корпуса располагается в кормовой трети яхты, так же как и центр подводного объема корпуса (центр величины). Выходу на глиссирование способствует плавный подъем линии киля к транцу, значительно более пологой, чем, например, у другого «четвертьтонника» — голландского «Вааршипа».
Основные данные яхты «Листанг»
Длина наибольшая, м | 7,64 |
Длина по ватерлинии, м | 5,85 |
Ширина, м | 2,50 |
Осадка, м | 1,20 |
Водоизмещение, т | 1,30 |
Площадь парусности, м2 | 25,0 |
Конструкторы постарались снизить до минимума смоченную поверхность корпуса — ограничились даже установкой очень узкого и тонкого бульбкиля, также отнесенного в корму от миделя. Киль снабдили элероном по кормовой кромке. Для того чтобы получить оптимальную центровку и необходимую площадь бокового сопротивления на острых курсах, Фелтц установил небольшой шверт в носу, а для повышения устойчивости на курсе при форсированном ходе под спинакером — еще один шверт в корме. Узкий глубокопогруженный руль имеет увеличенную площадь, вполне обеспечивающую надежное управление легким плоскодонным судном на волне. Руль закреплен за небольшим плавником, предотвращающим прорыв воздуха к рулю и падение его эффективности.
Необычно выглядит и парусное вооружение яхты — с мачтой, установленной в корму от миделя, у входа в каюту. По идее Либора, широкий генуэзский стаксель с большим наклоном штага помогает вывести судно на скольжение. Разумеется, «Листанг» снабдили гибкой алюминиевой мачтой, позволяющей регулировать величину и положение пуза на парусах в зависимости от ветра, как и на «Летучем Голландце».
Корпус «Листанг» изготовлен из стали с обшивкой толщиной всего 2 мм. Во время 100-мильной гонки, проходившей в штормовых условиях, легкая конструкция подвела: оторвалось несколько шпангоутов, которые были приварены к обшивке точечной сваркой.
Длинная надстройка — бак делает внутренние помещения, в том числе и форпик, более просторными и комфортабельными. Кроме того, гладкая палуба удобнее для работы экипажа при замене парусов в гонках. Судно оборудовано всем требующимся по правилам; четыре койки, камбуз, стол для карт; предусмотрена установка подвесного мотора на кронштейне.
В серийном исполнении «Листанг» будет выпускаться с пластмассовым корпусом.
В гонках «Листанг» продемонстрировала отличные ходовые качества и в лавировку, и на полных курсах независимо от силы ветра. На олимпийской дистанции яхта приходила с отрывом от ближайшего соперника на 6—10 минут.
Второе место в общем зачете занял голландский яхтенный конструктор К. Кремер на своей яхте «Вааршип»: он выиграл 100-мильную гонку, за которую очки начисляются в удвоенном количестве. «Вааршип» не является экстраординарной яхтой, но и в ее проекте заложено немало любопытных идей.
Характерны обводы яхты с заостренными носом и кормой, что дает преимущество при обмере по правилам RORC. Проекция «корпус» теоретического чертежа выглядит, как типичная «рюмка» (термин, нередко применяемый яхтсменами для обозначения обводов типа знаменитого однотонника «Тина»), — с узкой ватерлинией и очень большой шириной при палубе. В сочетании с высоким надводным бортом это обеспечивает хорошую остойчивость на больших углах крена. Форма ватерлиний сильно напоминает швертбот: в носу они слегка вогнутые, а максимальная ширина смещена в корму от миделя. Лодка не рассчитана на глиссирование, но благодаря легкой конструкции (она весит 1,05 т без экипажа) и небольшой смоченной поверхности достигает высоких скоростей в свежий ветер. Смоченная поверхность корпуса в 2,5 раза меньше площади парусности, а это дает «Вааршипу» преимущество перед другими яхтами и в слабый ветер. Напомним, что у большинства яхт соотношение площадей парусности и смоченной поверхности составляет 1,5:1 — 2:1. Такой же узкий и глубокий, как и на «Листанг». руль имеет площадь больше, чем на аналогичных яхтах прежней постройки.
Основные данные яхты «Вааршип»
Длина наибольшая, м | 7,25 |
Длина по КВЛ, м | 5,50 |
Ширина, м | 2,50 |
Осадка, м | 1,20 |
Водоизмещение, т | 1,20 |
Вес фальшкиля, т | 0,50 |
Площадь парусности, м2 | 24,2 |
Интересно отметить, что корпус яхты обшит полосами фанеры; получилось что-то вроде клинкерной обшивки. Такой способ, во-первых, позволил получить круглоскулые обводы, более выгодные, чем обычные для фанерных судов остроскулые. Во-вторых, удалось изготовить легкий и прочный корпус с продольным набором в виде стрингеров, идущих по пазам обшивки. Шпангоутов как таковых в конструкции корпуса нет; опорами для стрингеров служат фанерные полупереборки. Вес бульбкиля воспринимается флорами, установленными в средней части днища.
Попавшая в кокпит вода удаляется по двум шпигатам диаметром 50 мм, выведенным в транец. Люки имеют меньший, чем обычно, размер. Носовая стенка кокпита до уровня палубы сделана водонепроницаемой. Это делает «Вааршип», в отличие от «Фолькбота», безопасным судном: даже положенная шквалом на борт яхта не заливается водой.
Рулевой сидит впереди шкотового и имеет хороший обзор по курсу Не служит помехой управлению и рубка, которая на гоночном варианте судна имеет минимальные размеры.
Парусное вооружение «Вааршипа» со сравнительно низким и широким гротом рассчитано на плавание в Северном море — славящемся частыми сильными ветрами. Два ряда рифов и комплект сменных стакселей (5 шт.) позволяют приспособиться к любой силе ветра.
«Вааршип» с 1969 г. является серийной продукцией голландской верфи, но многие строят яхту и самостоятельно. На крейсерском варианте устанавливают гальюн н подвесной мотор мощностью 5—10 л. с.
И, наконец, упомянем еще один «четвертьтонник», который под управлением бельгийского парусного мастера Д. Гаастра занял общее 3-е место и финишировал вторым в 100-мильной гонке. Это — пластмассовая яхта «Самурай», о которой рассказывалось в 22 номере сборника.
Нетрудно заметить, что общими чертами, отличающими все эти яхты от «Фолькбота», являются: более легкая конструкция корпуса; меньшая смоченная поверхность (за счет более эффективного профилирования киля), обводы корпуса, обеспечивающие в крайних ветровых условиях повышение скорости яхты благодаря использованию подъемной гидродинамической силы. Все это дает настолько значительные преимущества вскорости н крутизне лавировки, что «Фолькботы» сошли с дистанций, гонок «четвертьтонного» кубка (практически — после первых же соревнований, проведенных в 1967 г.).
Литература
- 1. «Yachting World», 1969, Vol. 121, № 2722.
- 2. «Die Yacht», 1969, № 16.