Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные устройства
  • 1985 год
  • Конструкция анеморумбометра для яхты (измерение скорости и ветра)
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Прибор для измерения относительной скорости яхты
Конструкция унитаза для яхты
Самодельный лаг для определения скорости яхты
Измеритель мгновенного значения средней скорости яхты
Движение под парусом со скоростями быстрее ветра
Малогабаритный лаг для измерения скорости судна
Скорость ветра в океанах и морях
В четыре раза быстрее ветра!
Олимпийские ветра на Таллинском заливе
Измерение длины прыжка с трамплина
Определение заходов и отходов ветра при лавировке
Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
Измерение направления движения судна по Полярной звезде
Порывы или пульсации ветра возле берегов и островов


Конструкция анеморумбометра для яхты (измерение скорости и ветра)

Год: 1985. Номер журнала «Катера и Яхты»: 113
          0


Авторы статьи разработали и изготовили несложные устройства для дистанционного измерения скорости и направления вымпельного ветра, объединенные в общую конструкцию анеморумбометра. Результаты двухлетней эксплуатации прибора на минитоннике «Три богатыря» (см. «КЯ» №89) оказались хорошими.

Информация об изображенииРис. 1. Датчики анеморумбометра
Рис. 1. Датчики анеморумбометра
 
Первичным механическим преобразователем скорости ветра в частоту вращения служит трехчашечная вертушка 13 с полушариями 16 из мячиков от настольного тенниса. Она вращает звездочку из мягкого железа 12 (рис. 1). Пересекая поле катушки 14, снабженной постоянным магнитом 15, лучи ротора-звездочки вызывают пульсации магнитного потока, пронизывающего витки катушки. По закону электромагнитной индукции Фарадея в катушке образуются импульсы электродвижущей силы, амплитуда и частота которых пропорциональны скорости ветра.

Амплитуду этих импульсов сперва пропорционально увеличивает двухкаскадный усилитель на транзисторах VT1 и VT2 (рис. 3), а затем выпрямляют диоды VD1 и VD2, превращая в ток измерительной цепи. Силу тока измеряет микроамперметр РА2 типа М24, рассчитанный на 100мкА. При линейной характеристике такого измерительного канала отклонение стрелки РА2 пропорционально скорости набегающего ветрового потока. Установка необходимой чувствительности производится резистором R11 в процессе калибровки. Смену диапазона измерения производит переключатель S1. Смена происходит в результате изменения величины балластных сопротивлений R2—R4, включенных последовательно с катушкой датчика L1 (катушка реле РЭС—48, имеющая около 2500 витков). Предусмотрено три диапазона: до 7,5, 12 и 24 м/с.

Информация об изображенииРис. 2. Установка датчиков на мачте
Рис. 2. Установка датчиков на мачте
 
При настройке схемы важно обеспечить стабильность и линейность ее амплитудно-частотной характеристики. Это облегчает использование внутрикаскадных отрицательных обратных связей, создаваемых эмиттерными резисторами R7, R8 и R10. В схеме применен конденсатор С4, имеющий малые токи утечки (например, типа К53-4, К53-6А, ЭТО-1). От неправильного по полярности включения предохраняет вспомогательный диод VD3, после установки прибора его можно исключить. Расположение элементов схемы на монтажной печатной плате показано на рис. 4.

Измерение направления ветра производится при помощи тщательно уравновешенной флюгарки 2 (рис. 1). Она устанавливается вдоль потока под углом вымпельного ветра, отсчитываемого от носового направления диаметральной плоскости судна. Чтобы аэродинамические моменты флюгарки могли преодолевать заметное сопротивление трения контактов потенциометрического датчика угла R1, площадь ее перьев должна быть не меньше 12—25 см2.


Информация об изображенииРис. 3. Принципиальная схема анеморумбометра
Рис. 3. Принципиальная схема анеморумбометра
 
Проволочный кольцевой потенциометр 6, обмотанный проводом ПЭМВТ-1 0,22, расположен на цилиндрическом каркасе диаметром 46 мм и высотой 12 мм. Он имеет скользящие контакты, разворачиваемые флюгаркой, и три неподвижных контакта-отвода, разнесенных по дуге R1 на 120°. При соединении с трехкатушечным логометром RS1, имеющим подвижный магнит стрелочной системы, эти отводы образуют хорошо известную следящую передачу угла на постоянном токе. Авторы использовали прибор-индикатор от радиокомпаса АРК. Подобные приборы (например,, курсоуказатели УК-1, УК-3, УК-4) широко применяются в авиационной технике совместно со стандартными кольцевыми потенциометрами-датчиками угла (например, УПРТ-2), рассчитанными на напряжение 27 В. Такие передачи сохраняют удовлетворительную точность и при напряжении 12 В. Стрелка индикатора следит за поворотом контактов потенциометра с погрешностью 2—5°.

Конструктивно датчики направления и скорости ветра объединены в брызгонепроницаемом корпусе диаметром 60X90 мм и размещены на консоли, отходящей вперед от топа мачты на 0,4—0,8 м (рис. 2). С вторичной аппаратурой датчики соединены пятипроводной линией связи, у которой сечение проводов составляет не менее 0,35 мм2. Вся вторичная аппаратура, включая печатную плату усилителя, указатели скорости и направления вымпельного ветра и соответствующие органы управления, закреплена на передней панели комбинированного приборного щитка. Здесь также установлен лаг (изготовлен по схеме, опубликованной в «КЯ» №72).

Информация об изображенииРис. 4. Монтажная плата измерителя скорости
Рис. 4. Монтажная плата измерителя скорости
 
Градуировка анеморумбометра проводилась в аэродинамической трубе. Удовлетворительную точность можно получить и при сравнении с показаниями образцового анемометра (например, АРИ-49), если вертушки градуируемого и образцового приборов расположить на равной высоте и в открытом месте. Приблизительную калибровку по двум-трем точкам легко произвести при помощи автомобиля, на котором хорошо выверен спидометр. Скоростям ветра 5, 10 и 15 м/с соответствуют показания спидометра 18, 36 и 54 км/ч. Градуировку следует производить в безветренный день, закрепив датчик анемометра на выстреле на высоте 0,6—1,0 м над крышей автомобиля.

Косвенно о точности сборки и качестве работы анемометра можно судить по порогу трогания вертушки. В описанной конструкции порог чувствительности соответствует скорости ветра 0,3 м/с.

Литература


  • 1. Михайлов О. И., Козлов И. М., Гергель Ф. С. Авиационные приборы. — М.: Машиностроение, 1977.
  • 2. Справочник по гидрометеоприбо-рам/Под общей редакцией А. Б. Рейфера. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976.
  • 3. Расчет измерительных и усилительных элементов автоматических систем / Под общей редакцией Н. М. Чумакова. — Киев: Техника, 1971.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Консультации по моторам «Москва», «Ветерок» и прочие
Почему опрокидываются суда, построенные с соблюдением законов остойчивости?
Отзыв о гребной лодке «Славянка»
Комплексные испытания роторного ветряного движителя
Психология в подготовке гонщика-яхтсмена
На надувной лодке с байдарочным веслом
Подготовка водителей маломерных судов в Белоруссии
Первая помощь при переломах на природе
Кухонный инвентарь для походных условий
Рациональное питание в походных условиях
Из опыта восстановления стального корпуса катера
Ремонт и замена сгнившей части форштевня
Полезные мелочи: спаскруг, втулки, камбуз, эпоксидка, регномер...
Консультации по моторам «Ветерок», «Нептун» и «Вихрь»
Электронная вспышка-отмашка

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Конструкция анеморумбометра для яхты (измерение скорости и ветра)

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Штормование лежанием в дрейфе
Международная гонка на кубок Японского моря в 1984 году
Самостраховка и самопроверка основа безопасности
Консультации по моторам «Москва», «Стрела», «Ветерок» и прочие
Металлические финские лодки линейки «Бустер»
Штормовое страховочное снаряжение
Спасательные жилеты для спортсменов
Новые компасы для самых малых судов
Чтобы надувнушка стала быстроходной
Значения звуковых сигналов малых судов
Спидометр для моторной лодки
Универсальный держатель для удочки и спиннинга
Контактное или бесконтактное магнето
Полезные мелочи: рифы, блок, леера, воздушный насос...
Что такое хорошая морская практика?


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 38 + 46 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории