О моторе «Москва-М»
Имею старенький мотор "Москва-М" выпуска 1971 г., которым пользуюсь довольно часто при выходе налегке. С производства он давно снят, запчастей к нему нет. Прошу проконсультировать по следующим вопросам:
- где можно приобрести к моему мотору детали цилиндро-поршневой группы, от каких двигателей таковые к нему подходят?
- прошу опубликовать схему подключения трансформаторов ТЛМ к магнето этого мотора, кнопки "стоп" и генераторных катушек;
- каким магнето можно заменить магнето моего мотора?
- где можно приобрести топливный насос и карбюратор для "Москвы-М", чем их можно заменить?
- допустимо ли при использовании мотора на мотолодке «Днепр» пользоваться гребными винтами от "Ветерка-8" и "-12"?
Для мотора «Москва-М» с диаметром цилиндра 55,2 мм детали цилиндро-поршневой группы от других двигателей отечественного производства не подходят.
Схема подключения трансформатора ТЛМ помещена в «КЯ» №110. Два провода, идущих от кнопки «стоп», следует подсоединить под винты крепления шин прерывателей к конденсаторам на панели магнето.
Вместо магнето МЛ-10-2с, не имеющего генераторной катушки, на мотор «Москва-М» может быть установлено электронное магдино МБЭ-1 с катушкой освещения (напряжением 12 В, мощностью 30 Вт) в комплекте с выносными трансформаторами Б300. Установка ЭСЗ от «Ветерка-83», «-12Э» на «Москву-М» потребует замены штатного маховика с одним магнитом маховиком с тремя магнитами. Посадочные места основания магнето и коленчатого вала моторов «Ветерок» и «Москва» одинаковы.
Топливные насосы моторов «Ветерок» и «Москва-М» взаимозаменяемы. Вместо штатного карбюратора на мотор «Москва-М» может быть установлен мотоциклетный карбюратор К-36к (использовался на модернизированной «Москве-М» — модели «Москва-12,5») или карбюратор «Ветерка-12» — К33В.
Гребной винт от «Ветерка-12» подойдет для «Москвы-М» при малой загрузке лодки «Днепр», при значительной загрузке можно использовать гребной винт от 8-сильного «Ветерка».
О моторе «Стрела»
1. Можно ли применить на моторе "Стрела" отдельный бен -зобак, используя бензонасос от "Ветерка"? Можно ли в картере просверлить отверстие и вставить в него штуцер?
2. Можно ли использовать поршень с кольцами от мотоцикла "Восход" или "Турист"?
3. Что нужно сделать для лучшего зажигания? Можно ли поставить маховик от "Ветерка" или от другого двигателя? Можно ли поставить электронное зажигание?
4. Что нужно сделать для повышения мощности, чтобы использовать гребной винт от "Ветерка-8", ведь к "Стреле" трудно найти штатный винт?
1. На моторе «Стрела» можно использовать насос от «Ветерка» и отдельный бензобак. Штуцер удобнее всего вставить в продувочный канал цилиндра. Замена штатного бензобака «Стрелы» отдельным вызовет увеличение вибрации мотора вследствие уменьшения его массы.
2. Можно использовать только поршневые кольца.
3. Маховики моторов «Стрела» и «Ветерок» имеют одинаковую магнитную систему с тремя залитыми магнитами и отличаются размерами посадочного места на коленчатый вал. При доработке ступицы (см. «КЯ» №98) маховик с «Ветерка» можно использовать на «Стреле». Электронное зажигание с «Ветерка» применимо для «Стрелы».
4. Увеличение мощности «Стрелы» с 5 до 8 л. с. трудно выполнимо и сопряжено с рядом отрицательных последствий: увеличением вибраций и снижением надежности мотора, особенно кривошипно-шатунного механизма, не рассчитанного на более высокую мощность. Для «Стрелы» более целесообразно использовать облегченный (за счет уменьшения диаметра) гребной винт от «Ветерка».
Охлаждение мотора на холостом ходу
На холостом ходу моего "Ветерка-8" вода из системы охлаждения выходит нормально, но очень горячая; по мнению многих, она должна выходить холодная. Почему? Ведь охлаждая двигатель, она и сама должна нагреваться. Возникают вопросы:
- почему на холостом ходу очень сильно нагревается двигатель (руку при прикосновении к цилиндру долго не продержишь)?
- какой должна быть температура воды, выходящей из мотора, который работает на холостом ходу?
Недостаточное поступление воды в систему охлаждения двигателя при работе мотора на холостом ходу бывает при повышенных зазорах в водяной помпе вследствие износа корпуса помпы или резиновой крыльчатки. При включении гребного винта благодаря подпору воды, производимому вращающимися лопастями гребного винта, работа водяной помпы улучшается.
Причиной перегрева двигателя при нормальной работе водяной помпы может быть повышенное нагарообразование на головке блока цилиндров и днище поршня, а также неправильная установка угла опережения зажигания.
Мнение о том, что вода из системы охлаждения должна выходить холодная, ошибочно. Если, несмотря на казалось бы горячую воду, двигатель не сбрасывает обороты на полком дросселе, хорошо запускается после кратковременной остановки, имеет нормальный цвет юбочки изолятора свечи (светло-коричневый), беспокоиться об опасности его перегрева нет оснований.
Температура выходящей из двигателя воды на холостом ходу на моторах «Ветерок» обычно не превышает 45 °С.
Детали для «Москвы-М»
1. От каких моторов отечественного производства можно применить на «Москве-М» крыльчатку водяной помпы, маховик, прокладку головки блока цилиндров, поршневые кольца, шатуны, гребные винты, пружины и собачки стартера?
2. Можно ли использовать свечи СИ-12РТ на моторах «Москва-М», «Ветерок-8» и «-12»?
1. Для «Москвы-М» без каких-либо доработок подходят крыльчатка водяного насоса и маховик от моторов «Ветерок». Пружины и собачки стартера можно применить от пусковых механизмов «Нептуна-23» и «Вихря». Гребные винты можно использовать от «Ветерков», но при этом необходимо переделать демпфер гребного винта. Винт от 8-сильного «Ветерка» (D = 202 мм, Н = 190 мм) пригоден для эксплуатации на лодках со значительной загрузкой; винт от «Ветерка-12» (D = 210mm, Н = 225 мм) с уменьшенным на 4—6 мм диаметром (в результате подрезки лопастей) — на легких лодках.
К сожалению, на «Москве-М», имеющей диаметр цилиндров 55 ми, применить детали кривошипно-шатунного механизма от «Ветерков» нельзя, так как диаметр цилиндра 8-силыюй модели составляет 50 мм, 12-силыюй — 60 мм.
2. По ГОСТ 2043—74 для «Ветерка-8» и «Москвы-М» наиболее подходят свечи — АП, для «Ветерка-12» — А14 и А17В. Свечи СИ12РТ для этих моделей «холодны» и при работе плохо самоочищаются.
О ремонте стационарных двигателей «Л-3», «Л-6», «Л-12»
Можно ли восстановить старый двигатель «Л12»: расточить цилиндры, поставить гильзы, отлить поршни, изготовить клапаны? От какого двигателя можно использовать поршневые кольца, магнето и карбюратор? Как отразится замена деталей на остальных узлах и деталях двигателя, прежде всего на мощности и расходе топлива?
Толщина стенок чугунного блока изношенного двигателя серии «Л» позволяет увеличить диаметр цилиндра на 2—3 мм. Запрессовывать тонкостенную гильзу с натягом порядка 0,05 мм очень сложно. Можно изготовить клапаны из клапанов автотракторных двигателей.
Поршневые кольца можно использовать от старого «Москвича» (диаметр 67,95 мм).
При расточке цилиндра до диаметра 67+0,03 мм можно использовать поршни и поршневые кольца от стационарных лодочных двигателей «СМ-255Л» и «СМ-557Л». От них можно также использовать и поршневые пальцы, если расточить втулку верхней головки шатуна до диаметра 20 мм.
Данными по карбюратору и четырехискровому магнето, которые бы могли заменить штатные агрегаты, не располагаем.
Мощность и расход топлива двигателя в результате увеличения диаметра цилиндра несколько повысятся, но на работоспособности узлов и деталей двигателя это не отразится.
Какова взаимозаменяемость крыльчаток водопомп моторов "Вихрь"? Почему не делают крыльчатки из более твердой и долговечной резины?
Крыльчатки водопомп, как и водопомпы в сборе, взаимозаменяемы для всех моделей («Вихрь», «Вихрь-М», «Внхрь-30»), поскольку температурные режимы перечисленных моторов отличаются мало и не требуют увеличения прокачки охлаждающей жидкости (производительности).
Автор письма высказывает предложение сделать более твердой саму резину крыльчатки. Однако это снизит ее работоспособность. Для изготовления крыльчатки была подобрана специальная высокоэластичная и достаточно прочная резина. При переборках моторов я неоднократно обращал внимание любителей на необходимость осмотра и проверки состояния крыльчатки: если она утратила эластичность и стала твердой, ее необходимо заменить.
Твердая резина в коловратном насосе склонна к разрушению; чем она мягче, тем лучше для работы водопомпы.
Почему хорошо работавший в течение четырех лет мотор перестал развивать максимальные обороты?
Однозначно и заочно — не видя мотора — ка такой вопрос ответить трудно. Первое, что необходимо сделать, это проверить состояние поршневой группы, износ поршневых колец. В принципе, после 4 лет эксплуатации нужно обязательно заменять поршневые кольца.
Осмотрите поршни. Если их нижняя часть (юбка) имеет по окружности сплошной черный нагар, поршни следует заменить.
Далее нужно осмотреть системы зажигания и топливопитания, проверить чистоту заборника в бензобаке, топливном насосе и поплавковой камере карбюратора.
Какова взаимозаменяемость трансформаторов моторов с электронной и контактной (механической) системами зажигания?
Моторы, оборудованные контактной системой зажигания МВ-1 (с прерывательным механизмом), укомплектованы трансформаторами ТЛМ, имеющими вывод высоковольтного провода и свечи зажигания в верхней части. Моторы, оборудованные бесконтактной (электронной) системой зажигания, укомплектованы трансформаторами ЦШ5.720-001-01, значительно меньшими по габаритам и имеющими вывод высоковольтного провода к свече зажигания в середине цилиндрической части.
Трансформаторы ТЛМ можно устанавливать на электронную систему зажигания, а трансформаторы ЦШ5.720-00-01 на контактную — нельзя.
Маховики этих систем зажигания различны, их менять местами нельзя.
Какие коленчатые валы к моторам "Вихрь" надежнее — производства Пермского объединения "Моторостроитель" или Куйбышевского МПО?
Коленчатые валы обоих заводов обладают высокой надежностью и работоспособностью при условии строгого соблюдения правил эксплуатации (запуск на малых оборотах), применении масел рекомендуемых марок и в правильной пропорции.
Особенно хочется обратить внимание любителей на недопустимость запуска мотора при максимальных оборотах. Ролики подшипников перед запуском практически смазаны мало; резкий запуск сразу на больших оборотах ведет к сухому трению и проскальзыванию их, что крайне отрицательно влияет на все виды ролико- и шарикоподшипников.
Для обеспечения долговечности коленчатого вала и всего мотора необходим прогрев двигателя ка малых оборотах, в течение которого все трущиеся детали успевают получить необходимую дозу смазки, плавно выбираются необходимые зазоры п т. д.
При установке нового коленчатого вала ни в коем случае нельзя зажимать его в тиски за четырехгранник хвостовика, так как при этом неминуемо будут сдвинуты щеки.
С 1984 г. моторы «Вихрь» изготавливаются только в Куйбышеве, поставку в розничную торговлю запасных частей ведет только этот завод.
Можно ли на моторах "Вихрь" установить механические клапаны вместо золотниковых шайб?
Подобную замену осуществить нельзя, поскольку конструкция всех моторов семейства «Вихрь» допускает установку только золотниковых шайб.
В купленном мною новом электронном магнето МБ-2 есть отличие в выгодных клеммах. Для чего это сделано?
Заводом-изготовителем электронной системы зажигания постоянно ведется работа по улучшению конструкции и повышению надежности системы МБ-2. В результате этой работы в настоящее время устанавливаются на моторы и поставляются в розничную торговлю модернизированные магнето МБ-2, которые внешне отличаются от ранее выпускавшихся тем, что имеют пять выводов вместо шести.
В этих модернизированных магнето, в частности, понижены начальные обороты искрообразования и повышена надежность.
В новой модификации на кнопку «стоп» задействован один провод (красный или черный), второй провод от кнопки «стоп» соединяется с массой двигателя при помощи провода-перемычки. Привожу (см. рис.) монтажную схему зажигания модернизированного магнето МБ-2.