Добавим к сказанному, что этот основной недостаток обусловлен заниженной массой якорей или их неудачной конструкцией. Например, якоря, выпускавшиеся одесским заводом «Военохот», забирают далеко не во всяком грунте, легко выворачиваются из него.
Другая причина, побуждающая владельцев малых судов собственноручно взяться за разработку своей конструкции якоря — это неудобства в хранении по-походному или в использовании стандартных якорей.
Рассматривая конструкции, разработанные любителями, можно сделать вывод, что создатели их считают наиболее важными качествами своих якорей следующие:
- высокая надежность и держащая сила, измеряемая числом масс якоря;
- портативность и удобство хранения;
- способность легко освобождаться при зацепах за подводные препятствия.
В. А. Стерхов и А. А. Жданухин из г. Устинов разработали новую конструкцию якоря на основе публиковавшегося в «КЯ» №48 якоря В. А. Стрелецкого. По их мнению, якорь В. А. Стрелецкого неудобен тем, что требует замены фиксирующей нити после каждого зацепа якоря на грунте. Авторы применили на своем якоре вместо разрушающейся чеки или разрывающейся нити пружинно-демпфирующее устройство. Оно, несмотря на кажущуюся сложность, действует надежно и безотказно
Якорь представляет собой четырехлапую кошку со складывающимися лапами. На трубчатом веретене 2 расположена подвижная втулка 8, шарнирно связанная через тяги 10 с лапами 11. Фиксация втулки 8 на веретене, а следовательно, и лап происходит за счет шарика 9, расположенного в радиальном отверстии веретена. На внутренней поверхности втулки проточены две кольцевые канавки, верхняя из которых служит для фиксации втулки и лап в рабочем положении, а нижняя — в походном, сложенном.
Внутри веретена помещен толкатель 4, удерживаемый пружиной 5, и подвижный упор 12, подпружиненный пружиной 3. Якорный канат 7 закреплен за толкатель 4.
В походном положении, когда втулка 8 зафиксирована по нижней канавке шариком Я, лапы оказываются в сложенном положении — прижатыми к штоку. Для приведения лап в рабочее положение необходимо переместить вниз упор 12, сжимая пружину 3, и, повернув его в любую сторону вокруг своей оси на 90°, зафиксировать за счет профильного отверстия в нижней заглушке 1 и профильного выступа на упоре 12 (см. сечение А—А). При этом толкатель 4 под действием пружины 5 также переместится вниз и его верхняя кольцевая канавка установится против шарика 9. Затем необходимо потянуть за одну из лап в сторону раскрытия, тогда втулка 8 вытолкнет шарик в кольцевую канавку толкателя и тем самым втулка получит возможность при дальнейшем раздвижении лап перемещаться вниз по веретену. Затем упор 12 необходимо повернуть вокруг своей оси до исходного положения. Под действием пружины 5 толкатель 4 будет перемещаться вверх. Как только верхняя канавка втулки совместится с шариком, произойдет фиксация втулки и лап.
Для приведения якоря из рабочего положения в походное необходимо провести все операции в обратной последовательности, то есть зафиксировать упор 12 в нижнем положении, сложить лапы и возвратить упор в исходное состояние.
В случае застревания якоря в грунте, усилие подъема на якорном канате перемещает толкатель 4 в верхнее положение, преодолевая сопротивление пружины 5. При этом нижняя кольцевая канавка толкателя совместится с шариком, а втулка за счет усилия, удерживающего лапы в грунте, вытолкнет шарик. Втулка 8 переместится вниз по веретену, раскрывая лапы, и якорь освободится от зацепа.
Усилие освобождения застрявшего якоря, иначе говоря, максимальное усилие сжатия пружины 5, подбирается такой величины, которая превышает усилие, возникающее в якорном канате под воздействием ветра и волны на судно. Кстати, рывки якорного каната, вызванные волнением поверхности водоема, воспринимаются и гасятся пружинным демпфером в составе толкателя 4 и пружины 5, что предотвращает самопроизвольный срыв якоря с грунта.
На наш взгляд, конструкция очень интересная. Она не сложна в изготовлении и заслуживает внимания любителей. Некоторым недостатком ее считается то, что держащая сила якоря не может быть больше усилия сжатия пружины, которая со временем уменьшится из-за усталости металла. Но для небольшой лодки это не существенно.
Удобный при хранении и надежный в работе складной якорь-«кошку» предлагает В. И. Врублевский. К нижней части веретена 1, изготовляемого из стального прутка, приваривается или крепится на резьбе крестовина 5, к ушкам которой на пальцах крепятся четыре лапы 2. Нижние концы лап имеют выступы, которые служат для их фиксации в рабочем или сложенном по-походному положении. Фиксация осуществляется при помощи нажимного кольца, 3 и стопорной гайки 4. Отвинтив гайку и опустив вниз кольцо, лапы устанавливают в нужное положение, затем вновь втугую завинчивают гайку. Гайку желательно изготовить из нержавеющей стали или латуни и снабдить накаткой и лысками для облегчения ее отвинчивания.
Лапы можно изготовить из стального прутка, диаметр которого выбирается в зависимости от диаметра веретена, соотношение диаметров 3 : 5. Высота якоря Н и длина лап L должны находиться в соотношении H/L = 1,1—1,25.
Оригинально решил задачу освобождения якоря при зацепе за грунт Б. П. Митрохин из г. Павлов-на-Оке. Веретено обычного якоря с поворотными лапами сделано в виде пружинящей скобы, имеющей в верхней части отверстия-гнезда для стопорящего шара, закрепленного на якорном канате. Сам канат крепится к якорю за ось вращения лап. Если усилие на канате превысит определенную и критическую величину, шар скакивает из отверстий. При этом усилие каната переносится на ось лап и легко освобождает якорь от зацепа.
На этот способ крепления каната к якорю Б. П. Митрохиным получено авторское свидетельство № 781106 от 27.12.72.
Компактная, удобная для хранения форма, повышенная держащая сила якоря, сочетающиеся с возможностью легкого его освобождения при зацепах, достигнуты Ф. П. Коноплевым из Казани в разработанной им конструкции на основе фотографии якоря «Акула», помещенной в «КЯ» №50.
Устройство и принцип работы якоря хорошо видны из рисунка. Срезающий штифт на шайбе, ограничивающей отклонение лап на угол не более чем на 45°, изготовлен автором из гвоздя диаметром 3 мм. При зацепе якоря за препятствие на грунте, под действием прилагаемого усилия к якорному канату штифт срезается, освобождая лапы. Опытная эксплуатация подтвердила работоспособность и надежность выбранной конструкции. Хранить такой якорь можно в плоском парусиновом чехле.
Вариант легкоосвобождаемого шлюпочного якоря предлагает Ю. И. Никифоров из г. Гороховец. В его конструкции кольцо, за которое крепится канат, имеет возможность перемещаться по веретену в его трендовую часть — к оси лап. В таком положении лапы легко освобождаются из грунта, так как они выходят, не выворачивая грунт.
На приводимом чертеже указаны размеры двух типоразмеров якорей — массой 7,7 кг (в числителе) и 3,8 кг (в знаменателе). Веретено изготавливается из полосы 14X22 мм для большего и 12X16 мм для малого. Полосу можно заменить на пруток диаметром соответственно 14 и 12 мм. Концы полосы привариваются к втулке тренда. Важными деталями якоря являются отбойные планки 3, которые разворачивают лапы в нужное положение, когда он перемещается по грунту в начальный момент, и ограничитель поворота лап, приваренный к оси, диаметр которой 18 мм для большого и 16 мм для малого. Кольцо для крепления каната имеет несколько увеличенный диаметр и массу для лучшего его перемещения по веретену.
При пользовании легким якорем на сильном течении, на каменистом грунте полезно к кольцу присоединить отрезок цепи длиной 1,5—2 м, к концу которой крепить основной якорный канат.
Эскизы простого по конструкции якоря, представляющего собой модификацию судового якоря типа Данфорта, прислал в редакцию известный яхтенный капитан А. И. Суэцкий из Николаева. Как показала практика использования этого якоря на крейсерской яхте, он хорошо держит на большинстве грунтов. Особенностью является достаточно большой зазор между веретеном и внутренними кромками лап, благодаря чему исключается заклинивание лап отдельными камнями или галькой.
Подобные же модификации якоря Данфорта с успехом эксплуатируют и яхтсмены на Балтике. Достоинством их является большая держащая сила при малой массе.
Несмотря на то, что самодельных якорей с поворотными лапами сделано очень много, их обладатели часто жалуются на то, что они не всегда хорошо забирают, выворачиваются из грунта, плохо держат на мелкокаменистом грунте.
Чаще всего причиной этих недостатков являются неправильно выбранный угол отклонения лап, соотношения длины лап, их ширины и длины веретена. Подбор правильного соотношения всех элементов якоря — дело достаточно трудоемкое и кропотливое, требующее определенных знаний и опыта, а главное — проверки держащей силы на различных грунтах.