ЦМК ДОСААФ СССР — заказчик жилетов для спортсменов-водномоторников — определил следующие основные технические требования к их конструкции:
- положительная плавучесть не менее 9,1 кг;
- надежная фиксация жилета на теле спортсмена, исключающая одергивание даже в аварийной ситуации;
- наличие воротника с «постоянной» плавучестью;
- переворачивание человека лицом вверх и поддержание лица выше уровня воды;
- надежная защита тела (и особенно позвоночника) от ударных нагрузок.
Исходя из этих требований, конструкторы нашего объединения разработали жилет, который состоит из двух полочек, спинки и воротника. Между полотнищами прорезиненной с внутренней стороны ткани расположены пластины из полиуретанового поропласта, обеспечивающие необходимую поддерживающую силу жилета и защищающие тело от ударных нагрузок. Внутренняя часть спинки выполнена в виде слоистой комбинированной пластины, состоящей из эластичного пористого наполнителя и каркасной, гибкой пластины из 5-миллиметровой капроновой прорезиненной ткани, склеенных между собой. С наружной стороны пластина имеет дополнительное усиление в виде полосок, образующих перевернутую букву Т. Наполнитель полочек и спинки смягчает удар спортсмена о воду, комбинированная слоистая пластина перераспределяет местную нагрузку при случайном наезде судна на спортсмена, попавшего в воду, а усиление в виде буквы Т защищает наиболее уязвимый орган человека — позвоночник.
Жилет планируется выпускать только одного размера. Для подгонки по фигуре по бокам предусмотрена шнуровка. Жилет крепится при помощи двух ремней, расположенных горизонтально на уровне пояса и груди. Такое расположение ремней не позволяет силе, возникающей при ударе спортсмена о воду, сдернуть жилет с его тела.
Новый жилет удобен при управлении судном любого спортивного или гоночного класса.
Попав в воду, спортсмен за счет разных объемов наполнителя в полочках и спинке переворачивается лицом вверх в течение 10 секунд. Воротник поддерживает голову спортсмена выше уровня воды даже если тот находится в бессознательном состоянии.
Положительная плавучесть жилета — 11,5 кг; масса — 2,2 кг. С 1983 г. жилет выпускается серийно. Его розничная цена — 43 руб.
По техническим требованиям Спорткомитета СССР, конструкторы нашего объединения разработали жилеты для яхтсменов — взрослый и детский. При разработке их конструкций в первую очередь требовалось учесть большую подвижность спортсмена при управлении судном и необходимость надежной фиксации спасательного средства на теле человека. Дополнительным требованием для детского жилета было наличие воротника с постоянной плавучестью.
Жилет для яхтсменов также состоит из двух полочек и спинки с продольным разрезом, которые образуют изолированные отсеки. Изготовляется он из прорезиненной с внутренней стороны капроновой ткани красного, желтого или оранжевого цвета. Плавучим наполнителем служит полиуретановый поропласт с открытыми порами. Жилет снабжен двумя ремнями, расположенными горизонтально, один из которых установлен снизу жилета, второй — в его средней части. Конструкция замков ремней исключает их самопроизвольное открытие.
Жилеты планируется выпускать двух размеров. Первый соответствует 46—50-му размерам одежды, второй — 52—56-му. Их положительная плавучесть — 7,9 кг; масса — 1,2 кг; розничная цена — 32 руб.
Детский жилет снабжен воротником с наполнителем плоской формы. Он будет выпускаться одного размера. Положительная плавучесть жилета — 5,6 кг; масса — 0,9 кг; розничная цена — 23 руб.
Испытания жилетов, как взрослых, так и детских, были проведены сборной командой страны по парусному спорту во время состоявшихся па Черном море соревнований самого различного ранга. Здесь же были проведены и длительные натурные испытания новых изделий. Выявленные недостатки в их конструкции и технологии изготовления были оперативно устранены.
Межведомственная комиссия рекомендовала жилеты для освоения в серийном производстве.