В моей группе хороших рулевых много, а вот со шкотовыми — беда!» — часто жалуются тренеры, работающие с юношами. В чем здесь трудность? Почему возникла такая проблема?
На одной из тренировок, которую проводил опытный воспитатель, были подсчитаны все его обращения к спортсменам: замечания, советы, команды, поощрительные возгласы — все, что обычно говорит любой Тренер, проводя занятия. Оказалось, что всего за тренировку он обращался к спортсменам 102 раза. Из них 96 раз — к рулевым и только шесть к матросам-шкотовым.
К сожалению, для многих тренеров является правилом: все внимание — рулевым. Укрепилось неверное представление, что главное в парусном спорте — «натаскать» рулевого, а «шкотовый приложится». До гонки тренер объясняет рулевому премудрости тактики, шкотовый в это время готовит лодку. После гонки рулевого хвалят за удачный старт, шкотового — ругают за нечеткую постановку спинакера. Пришел экипаж в голове гонки — заслуга рулевого, проиграл — виноват матрос. В газетных отчетах, радио- и телерепортажах, а порой и в судейских протоколах фигурирует только фамилия рулевого. К чему приводит такой подход?
Попробуем взглянуть на юных яхтсменов их собственными глазами. Ответы ребят из учебной группы, состоящей, естественно, из рулевых и шкотовых, на вопросы специальной анкеты показывают, что рулевые воспринимают свою группу как состоящую только из рулевых. Каждый из них может быть более или менее перспективен, но это — рулевой! Может быть, шкотовые, напротив, представляют себе эту группу как некое «братство» матросов? Вовсе нет. И в их сознании спортивная группа — это прежде всего рулевые. И не удивительно, что большинство опрошенных шкотовых — 82% — мечтает как можно скорее стать рулевыми.
На языке социальной психологии, престиж роли шкотового неоправданно занижен. Спортсмен попадает в ситуацию декомпенсации личности. Как ни старайся, думает такой спортсмен, — все равно не оценят.
Различие в статусах рулевого и шкотового во внутренней, психологической структуре спортивной группы влияет на формирование мотивов деятельности спортсмена, степень его сознательного и активного отношения к занятиям.
Из ответов ребят выяснилось, что рулевые ценят в парусном спорте возможность заниматься любимым делом, совершенствовать свое тактико-техническое мастерство. Главным, руководящим мотивом для них становится достижение высоких спортивных результатов.
Для шкотовых определяющими оказались мотивы другого свойства: возможность поездить по стране на соревнования, попасть в летний спортивный лагерь, получить красивую спортивную форму, повысить свой авторитет среди одноклассников в общеобразовательной школе.
По поводу создавшегося положения мнения были разные и у нас в стране и за рубежом. Предлагали (кстати, опытные и известные гонщики) формировать экипажи только из рулевых. При этом ссылались на успешные выступления сформированных таким образом экипажей Норт — Баррет, Эльвстрем — Альбрехтсон и др. При этом отмечали сильные стороны такого союза, более высокую парусную культуру, интеллектуальный потенциал, более сбалансированное решение задач во время гонки, меньшие противоречия в выборе пути к победе.
Тем не менее, как показывает практика, это не путь к решению проблемы. Все знают, что за последние два десятилетия усложнились и стали значительно более разнообразными функции шкотовых на лодке, повысился уровень спортивного соперничества. Опыт показывает, что экипаж, составленный за небольшой отрезок времени даже из прекрасных рулевых, отнюдь не всегда выигрывает всесоюзную регату, не говоря уже о чемпионатах континента и мира.
Логика неизбежно приводит к выводу: нужно готовить целиком экипаж лодки. Только экипаж является истинным творцом, создателем победы в соревнованиях любого уровня.
Когда рулевой и шкотовый становятся действительно экипажем, их совместные действия дают значительно больший эффект, чем механическая сумма отдельно взятых, пусть и правильных, действий рулевого и шкотового.
Экипаж — это группа численностью два-четыре человека. Особенностью таких групп является тесный физический и эмоциональный контакт. Действия каждого здесь непосредственно отражаются на всех членах экипажа и на эффективности группы в целом.
В совместной деятельности людей связывают функциональные (официальные, деловые) и неофициальные, эмоциональные отношения. Для эффективной и надежной деятельности экипажа важны как те, так и другие отношения. В данных отношениях каждому члену экипажа предписана своя роль — функция. Иначе говоря, каждый знает, кто, что и как должен делать. Вот как описывает такое взаимодействие экипажа заслуженный мастер спорта СССР Борис Будников:
— Сразу же после старта мое внимание поглощает поддержание максимальной скорости. Средний (шкотовый) матрос, помимо откренивания, постоянно следит за тактической обстановкой и сообщает мне наше положение относительно флота, позиции и действия ближайших соперников, Другой матрос — баковый, управляет стакселем и наблюдает за направлением и силой ветра, обо всех его изменениях он немедленно докладывает мне. Анализируя всю информацию, я принимаю решение.
Важно понять, что функциональные отношения — это отношения людей к порученным им обязанностям. Только при условии сознательного, творческого, активного подхода каждого члена экипажа к своим функциям возникает психологическая структура, обеспечивающая максимальную эффективность их совместной деятельности.
Сколько раз тренерам приходится выслушивать жалобы рулевых на своих шкотовых: «Тот не хорош, этот не годится!». Не понимает такой рулевой, что в первую очередь именно он как командир экипажа ответственен за формирование функциональной структуры своего экипажа. К сожалению, рулевые, не понимая этого, не хотят разобраться в ситуации глубже. Удивительным воспитателем шкотовых был наш известный спортсмен А. Шелковников. Правильно учитывая все возможности и особенности молодого спортсмена, он умел в доступной форме объяснить, что от яхтсмена потребуется в гонке, и очень быстро достигал поразительных успехов. При этом хочется подчеркнуть, что А. Шелковников никогда не кричал на матроса, не унижал его достоинства.
Хорошо известны имена шкотовых экстракласса, которых подготовил трехкратный олимпийский чемпион Валентин Манкин — В. Акименко и А. Музыченко. Г. Биганишвили под руководством своего бывшего рулевого стал победителем международных соревнований «Дружба» и вместе с известным шкотовым А. Зыбиным выиграл чемпионат Европы 1984 года.
Важнейшим условием эффективных действий экипажа в гонке, его слаженной работы является класс и роль лидера — командира экипажа, рулевого. От быстрого и четкого выполнения команд рулевого зависит результат выступления. Если на берегу можно и нужно обсуждать все вопросы подготовки к гонке, спорить, то на воде споры недопустимы, здесь экипаж должен быть единым организмом.
Приведу один показательный пример рассогласованности в гонке по независящим от членов экипажа причинам. Этот пример ярко подтверждает необходимость длительной сработанности рулевого и шкотового и важность их социально-психологической и рабочей функциональной совместимости.
На чемпионате СССР в лодку к мастеру спорта, подающему надежды рулевому в классе «Звездный» вместо внезапно заболевшего шкотового тренер предложил кандидатуру В. Акименко, серебряного призера XXI Олимпийских игр. (В. Акименко только что вернулся из Канады, где выступал в экипаже В. Манкина.) По признанию самого рулевого, гонки превратились для него в мучительный процесс. Громкие титулы шкотового так смущали его, что мешали быстро и четко отдавать команды. Внимание рулевого было поглощено страхом наделать ошибок, боязнью «ударить в грязь лицом» перед своим именитым партнером. В итоге — проигрыш.
Среди некоторых спортсменов-рулевых существует плохая традиция поддерживать свое мнимое превосходство, исключительность в спортивной группе. Такое стремление возвыситься над остальными неизбежно приводит к конфликтам в экипаже. Устранить данные настроения и, соответственно, конфликты довольно просто в гонке с пересадкой шкотовых. Сравнивая разных матросов, рулевые очень скоро убеждаются, что шкотовых без недостатков не бывает, и неожиданно для себя они находят новые сильные стороны в характере и умениях своего шкотового.
Другой метод, тоже известный, — это обмен функциями. На тренировке рулевому и шкотовому полезно поменяться ролями. Взгляд на свое привычное положение с другой точки зрения оказывается весьма поучительным. И часто, побывав «в шкуре» матроса, рулевой обнаруживает, что незаслуженно сваливал вину на партнера.
У ряда тренеров существует неверное представление, что рулевой, являясь лидером в лодке, должен быть лидером и на берегу. Так бывает, но это совсем не обязательно. Например, в экипаже победителей Кубка мира С. Бородинова — В. Акименко функциональным лидером является рулевой, а в отношениях на берегу, в решении организационных вопросов лидерство принадлежит В. Акименко.
Очень хорошо, если рулевого и шкотового связывают чувства дружбы и взаимной симпатии. Член сборной СССР Д. Березкин говорил, что для него важно, чтобы его со шкотовым объединяли общие интересы не только на воде. Но, к сожалению, это бывает далеко не всегда.
Как правило, эмоциональные отношения играют наиболее существенную роль для молодых гонщиков, а также на стадиях формирования, сработки экипажа. Со временем, с ростом стажа, значение эмоциональных компонентов в отношениях внутри экипажа утрачивается. Поэтому наиболее прочными, экипажами-долгожителями являются те, в которых рулевого и шкотового в первую очередь связывают хорошо осознанные и понятые рабочие функциональные отношения, направленные на достижение общей цели — победы в гонке, победы команды в соревнованиях.
Когда тренеры тратят нервы и энергию на уговоры рулевого и шкотового поселиться в одном гостиничном номере, посидеть за одним столом во время завтрака, обеда и ужина, сходить вместе в кино, они тем самым разобщают экипаж, снижают его спортивные результаты Я ни в какой степени не хочу умалять роль эмоциональных отношений для жизнедеятельности экипажа, но тренерам и воспитателям не надо забывать, что свою потребность в привязанностях, дружбе, разделении вкусов и общих интересов члены экипажа могут реализовать вне его рамок — в команде. Если спортивная команда — настоящий коллектив, то она оказывает положительное воздействие на каждый отдельный экипаж, становится действенным помощником тренера по предупреждению или решению конфликтов в экипажах.
Если же в команде ослаблена воспитательная работа или она носит шаблонный характер, то настоящий коллектив сформировать невозможно. Команда, как это не раз бывало в спорте, начинает распадаться на группы. Эти трения неизбежно отражаются на результатах выступлений, на моральном и волевом настрое всех экипажей. Об этом много говорить не нужно: каждому ясно из практики, как трудно работать в «нездоровой» обстановке.
Не так давно мы провели исследования в юношеской группе. Оказалось, что система отношений в ней развита слабо, статус шкотовых неоправданно занижен, рулевые и шкотовые держатся обособленно, экипажи легко создаются и столь же легко распадаются. Тренеру обследуемой группы мы предложили провести ряд специальных мероприятий.
В воспитательной работе он стал делать упор на формирование у ребят убеждения, что в гонке побеждает экипаж, а не рулевой. Инструктажи и разборы тренировок и гонок стали обязательными как для рулевых, так и для шкотовых. В ходе тренировки количество обращений воспитателя к шкотовым возросло до 35% от общего числа.
В начале сезона был проведен конкурс на звание «Лучший шкотовый». Призы победителям вручали приглашенные из команды мастеров известные всей стране яхтсмены. Лучшие шкотовые были введены в «Совет капитанов» группы.
Повторное обследование группы, проведенное через семь месяцев, показало, что принятые меры дали положительный результат. Так, индекс, отражающий степень сплоченности группы, возрос с 0,6 в начале сезона до 0,93 в конце его. Если перед началом эксперимента шкотовые находились на положении малопопулярных членов группы, то в конце сезона именно матросы заняли три верхние ступеньки в шкале популярности. Из инертных участников, «необходимых довесков» к «Кадетам» юные шкотовые превратились в активных, заинтересованных членов экипажей, стремящихся к спортивным высотам.