Причина обратных рывков
На основе мотора "Вихрь-20" я собрал 30-сильный "Вихрь": заменил цилиндро-поршневую группу, картер с коленвалом и карбюратор, переделал систему выхлопа на глушитель. При обкатке мотора обнаружилось, что при запуске ручку стартера с большой силой вырывает из рук. Не раз рвались пусковые шнуры и сгибались пополам "собачки" стартера. Шпоночные пазы и шпонка целы, люфта магнето нет, зазоры постоянны. В чем дело?
Автор письма заменил все необходимые узлы и детали, чтобы превратить «Вихрь-20» в 30-сильный, но оставил старую систему зажигания. Поскольку у данных моделей большая разница в углах опережения зажигания, то условия запуска мотора ухудшились. Если «Вихрь-20», имеющий дефлекторную продувку цилиндров, работает с углом опережения зажигания 38° до ВМТ поршня, то «Вихрь-30», имеющий возвратно-петлевую продувку цилиндров, работает при угле опережения зажигания 30° до ВМТ. Система зажигания на моторе А. Г. Химича дает слишком раннюю вспышку смеси в цилиндре, что вызывает обратный удар, который через соединительные «собачки» передается к шнуру и ручке стартера.
На переделанном моторе рекомендуем установить магдино МВ-1 с маховиком 4.119-700. Это обеспечит нормальный запуск мотора и его правильную работу.
Какими должны быть ход поршня и наибольший угол опережения зажигания на «Вихре-30Р»?
По паспорту мотора "Вихрь-30Р" ход поршня составляет 60 мм; наибольший угол опережения зажигания равен 30 ±1°, или 5,02 мм до ВМТ поршня. Однако при условии, что перемещение поршня пропорционально синусу угла поворота кривошипа я высчитал следующее: при угле опережения зажигания 30° и ходе поршня 60 мм поршень не дойдет до ВМТ на величину 60/2 — (60/2 X Sin 60°) = 30 — 25,98 = 4,02 мм. Объясните, пожалуйста, за счет чего получается разница между паспортными данными и полученной величиной?
В приведенном расчете учитывается только движение кривошипа коленчатого вала. Однако в приводе поршня участвует и шатун, качание которого при угле поворота коленчатого вала на 30° обуславливает значение смещения поршня, указанное в паспорте мотора (5,02 мм).
Магдино для трехцилиндрового мотора
Используя детали и узлы мотора "Вихрь", я собрал трехцилиндровый двигатель. Хотелось бы знать, каким образом можно переделать магдино МГ-101 или МВ-1?
Магдино МГ-101 и МВ-1 обеспечивают работоспособность только двухцилиндровых двигателей. Они снабжены катушками питания двух высоковольтных трансформаторов с соответствующими прерывательными механизмами. Габаритные размеры этих магдино не позволяют установить дополнительный прерывательный механизм и еще одну катушку для питания третьего высоковольтного трансформатора.
Добавление керосина в бензин
Свой "Нептун-18" использую уже 12 лет. С 1984 г. на 10 л бензина А-72 я стал добавлять 3—4 л керосина. Мотор заводится нормально, обороты по тахометру и скорость по лагу остаются такими же, что и при работе на чистом бензине А-72. Как повлияет на моторесурс работа двигателя на такой смеси и что нужно предпринимать во избежание нежелательных последствий? Обращаюсь к вам, узнав из опубликованной в "Катерах и яхтах" статьи о работе японских моторов на керосине.
Двигатель может работать на одном керосине при следующих условиях: снижении степени сжатия, применении двухсекционного топливного бака с краном переключения или двухтопливного карбюратора, а также некоторых доработок в системах смазки, охлаждения и смесеобразования.
В связи с незначительной степенью форсировки «Нептуна-18», который имеет низкую геометрическую степень сжатия (6,5 ед. против 9,25 на «Нептуне-23» при одинаковом рабочем объеме), добавление керосина в бензин не вызвало детонационных явлений. На такой смеси данный двигатель может работать и дальше без каких-либо переделок.
Вообще же добавление в бензин других видов топлива (керосина, дизельного топлива) ухудшает качество рабочей смеси.
Добавление в бензин солярки
Некоторые водители лодок, оснащенных подвесными моторами, в бензин добавляют солярку. Соотношение бензина с маслом 1:20. Может ли это отразиться на долговечности двигателя и тяге?
Добавление в топливную смесь двухтактного двигателя дизельного топлива, содержащего большее количество смолистых соединений, чем бензин, вызывает неполное сгорание и повышенное нагарообразование. Это способствует появлению калильного зажигания и износу двигателя.
Смазка двигателя мотора «Эвинруд»
Какие марки отечественных бензинов и масел пригодны для эксплуатации подвесного лодочного мотора марки "Эвинруд-25" (производства бельгийской фирмы? Каким должно быть соотношение смеси бензина с маслом?
По опыту эксплуатации имеющихся на заводе зарубежных лодочных моторов для «Эвинруда-25» лучше всего использовать бензин АИ-93 со смесью авиационного масла МС-14, МС-20 (ГОСТ 21743—76) или моторного масла М10В, (ГОСТ 17479—72) в пропорции 1:25. Допустимо применение бензина А-76, но в случае появления детонации следует уменьшить угол опережения зажигания.
Свеча СД-490 ММ78
Мне попалась свеча с маркировкой СД-490 ММ78. Конструкция необычна тем, что имеет два (вместо одного) боковых электрода. Ввод аксиального провода снабжен резьбой (вероятно для герметизации). Прошу сообщить, где можно использовать такую свечу?
Свечи с двумя боковыми электродами (см. рис.) применяются, например, на авиационных поршневых или автомобильных роторно-поршневых двигателях. Связано это с особенностями рабочего процесса таких двигателей, в результате которого наблюдается ускоренная эрозия электродов.
Недостаток свечей с двумя электродами — сложность регулирования величины искрового промежутка, большая склонность к нагарообразованию и шунтированию из-за плохой вентиляции рабочей камеры свечи (особенно на двухтактных двигателях).
Свеча СД-490 ММ78 предназначена для двигателей с экранированной системой зажигания, поэтому на резьбовую часть ее металлического корпуса наворачивается гайка экранирующего шланга. Добавлю еще, что себестоимость таких свечей в 5—6 раз выше, чем обычных.
О моторе «Ветерок-12У»
Являюсь владельцем "Ветерка-12У" {с удлиненным дейдвудом для высоты транса 510 м) выпуска 1970 г. На нем установлен карбюратор К33В. Можно ли на мой мотор поставить карбюратор от "Ветерка-129"?
Каком параметры гребного винта и передаточное отношение редуктора "Ветерка-12У"?
Можно ли на мой мотор поставить электронное зажигание и какие для этого нужны доработки?
У мотора «Ветерок-12У» карбюратор (К33В), передаточное отношение редуктора (13:21), диаметр и шаг гребного винта (210Х225 мм) те же самые, что у моторов «Ветерок-12» «-12Э».
Электронное зажигание от «Ветерка-83» и «-12Э» можно поставить на «Ветерок» выпуска до 1978 г. Поскольку на старых моторах на картере нет специальных приливов для крепления кронштейнов высоковольтных трансформаторов, их необходимо закрепить под шпильки крепления головки блока цилиндров или к нижнему кожуху.
На маховике для установки зажигания нужно нанести метку. С рекомендациями по установке и регулировке электронного магдино на «старых» «Ветерках» можно ознакомиться в «КЯ» №106.
Гребной винт для мотора «Москва-12,5»
Какой из гребных винтов подвесных лодочных моторов можно установить взамен вышедшего из строя винта на моторе "Москва-12,5" и какие переделки необходимы при этом?
Можно ли заменить систему крепления гребного винта на "Москве-12,5" более рациональной, не требующей замены штифта?
На «Москве-12,5» можно использовать гребные винты от моторов «Ветерок»: при эксплуатации на тяжелой водоизмещающей лодке или лодке со значительной загрузкой (350—400 кг) — от 8-сильного, на легкой лодке с 1— 2 чел. на борту — от 12-сильного.
Несложная конструкция демпфера гребного винта, не требующая приварки ступицы демпфера к резине, описана в «КЯ» №109.
Взаимозаменяемы пи головки блока цилиндров?
На моей "Москве-30" вышла из строя крышка блока цилиндров M5725G9S32-10. Как будет работать двигатель с крышкой блоха M5726Q0032 от двигателя "Москвя-25"?
Поршни «Москвы-30» имеют форму дефлектора, отличную от поршней «Москвы-25». Поэтому головки блоков этих моторов не взаимозаменяемы, так же как блоки цилиндров, поршни и корпус распределителя этих моторов.
Хромирование зеркала цилиндров и поршневых колец
Как отразится на работе мотора хромирование зеркала цилиндров поршневых колец и увеличится ли при этом моторесурс двигателя?
Хромирование зеркала цилиндров и поршневых колец повышает износостойкость и срок службы этих деталей Известны конструкции двухтактных двигателей лодочных моторов и мотопил с хромированным зеркалом цилиндров из алюминиевого сплава. Хромировать целесообразно также стальные и чугунные гильзы цилиндров и поршневые кольца. На четырехтактных автомобильных двигателях наружная поверхность наиболее изнашиваемого верхнего компрессионного кольца покрывается тонким слоем (0,08—0,13 мм) пористого хрома.
На подвесных лодочных моторах пара цилиндр — поршень работает в более легких и «чистых» условиях, чем на наземных транспортных двигателях. Поэтому применение сложного и дорогостоящего процесса хромирования зеркала цилиндров и поршневых колец на подвесных моторах считается нецелесообразным.
Электронное зажигание для «Стрелы» (ЗИФ-5)
Прошу ответить на следующие вопросы, возникшие в связи с доработкой подвесного мотора "Стрела" и ("ЗИФ-5") по схеме, приведенной в "КЯ" №23.
1. Нет ли в схеме опечатки: вместо (рис. 1) должно быть (рис. 2)?
2. Можно ли катушку зажигания "Стрелы" использовать в электронной системе зажигания?
3. Какую еще схему электронного зажигания можно применить для моторов "Стрела" («ЗИФ-5»)?
4. От какого мотора можно использовать магдино на лодочном моторе "Москва-М"?
1. Вы правы, в схеме опечатка. Правильное соединение показано на втором (правом) рисунке.
2. Использование штатной катушки магнето типа МЛ-10 моторов «Стрела» «ЗИФ-5» в качестве высоковольтного трансформатора не рекомендуется вследствие ее недостаточной надежности. Более целесообразно использовать трансформатор типа ТЛМ от моторов «Вихрь», «Нептун» или мотоциклетные типа Б300, 2112 и ИЖ 56 С639.
3. Для моторов «Стрела» «ЗИФ-5», имеющих одинаковый с «Ветерками» маховик с тремя магнитами, можно применить схему электронного зажигания моторов «Ветерок-8Э» и «-12Э». С описанием схемы можно ознакомиться в «КЯ» №73, №79 и №98.
4. Маховик «Ветерка» и электронное магдино МБЭ-1 моторов «Ветерок-8Э» и «-12Э» по присоединительным размерам подходят для «Москвы-М». Использование магдино других лодочных моторов потребует изменения конуса маховика, основания магдино и посадочного места на картере двигателя.
Облегчит ли это запуск?
Прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Как правильно отрегулировать пластинчатые клапаны для облегчения запуска мотора "Москва-309"?
2. Какие преимущества и недостатки дает модернизация системы зажигания при установке двух дополнительных катушек зажигания от мотоцикла напряжением по 12 В, подаче напряжения на свечи от аккумулятора при запуске двигателя, установке постоянного опережения зажигания?
1. Пластинчатые клапаны должны прилегать к корпусу. От гибка клапанов или ограничителей клапанов не улучшает запуск и не допускается во избежание поломки клапанов. Зазор между клапаном и перегородкой не должен превышать 0,5 мм.
2. Если при прокручивании двигателя за маховик при вывернутых свечах искра пробивает 4—5-миллиметровый промежуток между высоковольтным проводом и массой, причина плохого запуска заключается не в зажигании.
Использование выносных трансформаторов повышает надежность работы системы зажигания. Это объясняется их лучшими электроизоляционными свойствами по сравнению с расположенной под маховиком малогабаритной высоковольтной катушкой штатного магнето.
Установка постоянного угла опережения зажигания ухудшит запуск и вызовет обратные вспышки.
О подаче напряжения на свечи от аккумулятора при запуске двигателя можно прочесть в «КЯ» №94.
Неустойчивый режим работы «Ветерка-8Э»
Мой "Ветерок-89" не развивает полной мощности. Сужу об этом по тому, что иногда (очень редко) двигатель может уверенно набрать обороты и вывести "Романтику" с двумя человеками на глиссирование. Но стоит остановиться, как прежнюю мощность уже не удается развить.
Если двигатель, как говорят, «подхватывает» и резко увеличивает обороты, это может свидетельствовать о неисправности системы зажигания: мотор работает практически на одном цилиндре, другой включается периодически. Неработающий цилиндр можно определить, потрогав свечу, — она значительно холоднее, чем свеча работающего цилиндра.
Если система зажигания исправна, причиной падения числа оборотов может послужить загрязнение карбюратора.