Усовершенствованный швартовный буй
Показанное на рисунке устройство двойного обуха для швартовки к бую отличается не только простотой конструкции, но и надежностью и удобством. Высота верхнего обуха должна быть такова, чтобы за него было удобно браться с борта катера. Просунув огон швартова в нижний обух, петлю набрасывают на верхний; при выбирании швартова петля затягивается вокруг штыря.
Верхний обух может быть использован для крепления конца швартова, не имеющего огона.
Сходный трап
Чтобы сэкономить место в каюте яхты и сделать трап почти вертикальным, мы воспользовались предложенной в журнале «Наука и жизнь» конструкцией лестницы для садового домика. Однако трап оказался удобным лишь для постоянных посетителей судна. Оказывается, подъем или спуск по трапу нужно начинать с определенной ноги, чтобы попасть в «резьбу». Гости, как правило, осваивают этот трап медленно.
Стопор для талрепов
Талрепы на вантах непроизвольно отдаются стаксель-шкотами даже в тех случаях, когда они закреплены гайками. Чтобы это не происходило, рекомендуем использовать латунный пруток ∅10 мм 2, пропущенный через все талрепы 1 и застопоренный шайбами 4 при помощи гаек 3.
Вьюшка из катушки
Не спешите выбрасывать текстолитовую катушку из-под трансформаторной проволоки. Из нее можно сделать небольшую удобную вьюшку, например, для бросательного конца, лотлиня, ходового конца устройства для закрутки стакселя вокруг штага и других снастей, вырубленных из капронового шнура диаметром 4—6 мм.
Чтобы не рвался стаксель
При повороте судна шкаторина стакселя нередко зацепляется за разрез на концах металлических краспиц и рвется. Чтобы избежать этого, на трос ванты советуем надеть хоккейную шайбу, предварительно просверлив в ней отверстие, соответствующее диаметру троса.
На трос с огоном шайбу можно надеть, сделав пропил от края до отверстия, а затем заклеить его резиновым клеем.
Приспособление для зенковки
Под потайные головки шурупов или винтов требуется делать зенковку. Предлагаемое приспособление просто по устройству и позволяет делать зенковку одновременно со сверлением, а также регулировать глубину сверления под шуруп. Изменяя угол заточки резца, можно делать зенковку под головки шурупов различного диаметра.
Приспособление состоит из трех деталей: прямоугольной оправки со сквозным ромбовидным отверстием, винта и резца, изготавливаемого из обломка сверла или метчика.
Это приспособление позволяет сэкономить немало времени, затрачиваемого на перестановку сверл для зенковки и сверления отверстий под шурупы, к тому же служит ограничителем глубины отверстий, что в некоторых случаях бывает просто необходимо.
Если застрял якорь
Когда не удается выбрать отданный якорь, выручает буйреп с буйком. Буйреп не только показывает место нахождения якоря, но и помогает его извлечь, если конец троса закреплен за тренд.
Освободить лапы застрявшего якоря можно также, если на тонком лине опустить по якорному канату металлическое кольцо до самого тренда, а затем выбрать линь с тузика.
Металлическое кольцо вполне заменяет запасная бухта троса.
Лодка становится надежнее
Всем хороша лодка «Ерш», но заводской вариант обеспечения непотопляемости за счет съемных поперечных банок — ящиков плавучести ненадежен и неудобен. При затоплении лодки банки легко отделяются от корпуса и всплывают, кроме того, их можно забыть на берегу.
Чтобы повысить непотопляемость лодки, я заполнил образованные стрингерами бортовые ниши мягким пенопластом, который применяется для упаковки телевизоров и приборов. Из плит пенопласта вырезал куски по форме поперечного сечения ниши, а затем через отверстия в стрингерах вставил их с натягом в заполняемое пространство. Работу удобнее вести от носа к корме.
Лодку с такими объемами плавучести я испытал, налив в нее воду до верхней кромки скуловых стрингеров. С двумя пассажирами на борту «Ерш» сохраняет остойчивость и достаточную высоту надводного борта. На лодке можно добраться до мелкого места и удалить воду из корпуса.