Задумав построить удобную для туризма и рыбной ловли моторную лодку, я остановил свой выбор на проекте мотолодки «Косатка» (см. «КЯ» №22). Устраивали ее размерения, килеватые обводы, простой и технологичный в изготовлении корпус. Обводы и конструкцию корпуса я несколько изменил, чтобы судно максимально удовлетворяло моим требованиям.
Известно, что глиссирующие лодки с повышенной до 17—20° килеватостью днища отличаются мягким ходом на волне и хорошей устойчивостью на курсе. В то же время килеватые корпуса не лишены недостатков: они имеют большой крен на циркуляции — при поворотах, большой «горб» на кривой сопротивления (следовательно, в момент выхода лодки на режим глиссирования требуется значительная мощность мотора), а также отличаются валкостью на стоянке.
Эти недостатки мне удалось устранить за счет применения в кормовой части корпуса узких участков днища близ скулы с «обратной» килеватостью (см. теоретический корпус). В носу ширина этих участков уменьшается, они превращаются в развитые брызгоотбойники.
Чтобы иметь на лодке минимальные удобства для ночлега и укрытие от непогоды, не сооружая стационарной рубки, которая увеличивает вес и парусность, а также уменьшает остойчивость, я сделал подъемную фанерную крышу. Носовой кромкой она прикреплена на петлях к обрамлению ветрового стекла, а кормовой опирается при помощи телескопических труб на край комингса кокпита. На стоянке крышу можно опустить и закрыть на два врезанных по краям замка, при этом пайолы вынимаются и укладываются на комингс, закрывая полностью кокпит.
Если на комингс уложить один пайол, он будет служить удобным столиком. При поднятой крыше на ходу боковые просветы можно за» крыть брезентовыми шторками, Скрепленными под крышей, а кокпит — простым прямоугольным тентом, который натягивается от крыши до рецесса. Спинки переднего сиденья откидываются и образуют два спальных места. Передвижную заднюю банку, рассчитанную на двух-трех человек, можно установить на стрингере в любом месте кокпита.
Транец приспособлен для использования двух подвесных моторов, однако для плавания вдвоем вполне достаточно одного 30-сильного «Вихря». На свободном месте на транце можно установить подвесной парус. Этот парус плохо работает на острых курсах, но всегда можно подработать мотором, сделав контргалс, и выйти на ветер.
Набор корпуса, выполненный из сосновых реек, собран на эпоксидном клею и шурупах. Рейки шпангоутов толщиной 18 мм соединены двусторонними кницами из бакфанеры на, заклепках. Стрингеры имеют сечение 18X35 мм, килевая балка — 50X60 мм; форштевень ламинированный из 10-миллиметровых реек, фальшкиль н комингсы кокпита изготовлены из реек 26X25 мм.
Килеватая часть днища, транец и подмоторная ниша обшиты бакфанерой толщиной 5 мм, борт и палуба — авиационной фанерой толщиной 3—4 мм. Снаружи корпус оклеен тремя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле, изнутри обшивка и набор пропитаны олифой и окрашены масляной Краской.
В эпоксидную смолу для оклейки корпуса был добавлен пигмент, благодаря этому в течение четырех лет лодку не требовалось красить; я ограничивался косметическим ремонтом палубы.
Обычно по Неве, Финскому заливу и Ладожскому озеру мы плаваем вдвоем. С полным походным снаряжением лодка под мотором «Вихрь-30» выходит на глиссирование в течение 20—30 секунд и развивает скорость до 40 км/ч. При полной нагрузке с четырьмя человеками на борту ее скорость снижается до 15—20 км/ч (гребной винт — штатный, с шагом 300 мм). Судно устойчиво на курсе, хорошо слушается руля. Диаметр циркуляции на полной скорости составляет 8,5 м. На полуметровой волне лодка идет без ударов, а при более высокой и крутой волне иногда зарывается носом.
Для тех, кто привык к спартанским условиям и не стремится к высоким скоростям, эта лодка будет очень удобна.