Выносной трансформатор для мотора «Нептун-23»
Прошу сообщить, сколько витков содержит катушка зажигания мотора «Нептун-23» и каким проводом она намотана, а также как подключить ка этот мотор выносные трансформаторы от мотороллера «Тула-200».
«Вихрь», «Привет» имеет первичную обмотку с числом витков 250—5 и проводом ПЭВ-2 сечением 0,35 мм2 и вторичную с числом витков 15 700 ±200 и проводом ПЭВ-2 сечением 0,65—0,070 мм2.
Две загадки «Нептуна-23»
«Нептун-23» я эксплуатировал всего один год. Поскольку это мой первый подвесной мотор, то пришлось поломать голову над некоторыми загадками. Две из них так и остались неразгаданными.
Первая. В начале октября, видимо в связи с понижением температуры, холодный мотор стал запускаться с трудом, а при — 10° вообще перестал запускаться. Одни товарищи по стоянке, к кому я обращался за советом, говорят, что загустела смазка в редукторе, другие — что масло застывает в жиклере карбюратора и не пропускает бензин. Верно ли это? Лето у нас короткое, и очень хотелось бы продлить навигацию.
Вторая. По профессии я музыкант и за 30 с лишним лет работы у меня выработалась привычка прислушиваться к окружающим звукам. Заметил, что характер звучания мотора на разных режимах работы отличается не только по силе, но и по тембру. При поднятии дроссельной заслонки карбюратора выше чем на 2/3 в цилиндрах появляется какой-то шелест. Обороты не растут, мощность не повышается. Пробовал регулировать положение иглы жиклера по высоте, но это не дало результатов. В чем дело?
И еще: хотелось бы иметь запасной карбюратор, но в каталоге Посылторга карбюраторы для «Нептунов» не значатся. Посоветуйте, где достать запасной карбюратор?
Лодочные моторы не рассчитаны на эксплуатацию при температуре воздуха —10 °С. На морозе бензин испаряется плохо, получить нормальную для воспламенения концентрацию ею паров можно только за снег сильно! о переобогащения. Кроме того, возможны случаи забрасывания свечей маслом и неиспарившимся топливом.
Могу рекомендовать запуск на пропане. Возьмите баллончик с пропаном от переносной газовой плитки с полагающимся к нему шлангом с вентилем и форсункой. Сняв капот мотора, вставьте конец шланга с форсункой в диффузор карбюратора, приоткройте вентиль и заводите мотор. Снимать капот надо обязательно во избежание взрыва газа, который может скопиться внутри капота.
Вязкость обычных зимних автолов не должна препятствовать зимнему запуску.
Изменение тембра звука мотора при открытии золотника на первые дне трети и отсутствие изменения частоты вращения и прироста скорости на последней трети для загруженной лодки — явление нормальное, Излишний подъем иглы карбюратора вызовет закапчивание свечей и ухудшит запуск мотора. Нормальное положение иглы — третья зарубка.
Не разбирайте свой карбюратор, и он никогда не подведет. В нем нечему ломаться. Нужно иметь запасной винт и десяток шпонок к нему, запасные свечи, можно иметь запасной редуктор, но карбюратор не нужен.
Карбюраторы продаются в мотоциклетных магазинах. «Нептун-23» очень хорошо работает с карбюратором К-62 (но плохо запускается), применяемым на тульском мотороллере и минском мотоцикле, если ему соответственно перекалибровать жиклеры (см. «КЯ» №108).
Работа на нижнем цилиндре
Первый сезон мой «Нептун-23» отработал прекрасно. На второй сезон появились неполадки, характерные для многих моторов этой марки после одного-двух сезонов.
Двигатель запускается хорошо — с одного-двух рывков стартера, но запускается на нижнем цилиндре. После прогревай включения реверса, при увеличении оборотов включается в работу и верхний цилиндр. При сбрасывании газа все повторяется, двигатель работает только на нижнем цилиндре. Прошу посоветовать, как избавиться от этого явления.
Вероятно, причина неполадок в работе верхнего цилиндра вашего «Нептуна» в неточной установке момента зажигания. Форма полюсных наконечников магдино «Нептуна» такова, что в положении маховика, соответствующем моменту зажигания, в катушках магдино наводятся два быстро следующих один за другим электрических импульса с провалом между ними. При небольшой ошибке в установке зазора между контактами разрыв приходится на момент этого провала и на малых оборотах не происходит зажигания смеси.
Дополнительной причиной может быть неправильная взаимная регулировка винта холостого хода и иглы дросселя карбюратора. Установите винт в положение один оборот от упора, иглу на третью зарубку и уточните эту регулировку по цвету нагара на свечах после длительной работы на большом газу и отдельно на малых оборотах. Обогащение смеси ведет к закапчиванию свечей и перебоям в работе, обеднение — к плохому запуску и падению мощности и не дает экономии горючего.
Советую снять экраны с наконечников высоковольтных проводов и проверить исправность сопротивлений в этих наконечниках.
Топливный насос на двигателе «Л6/3»
Очень надежный, простой и экономичный стационарный двигатель «Л6/3» имеет существенный недостаток — у него отсутствует топливный насос, поэтому бак с топливом должен быть установлен на 200 мм выше карбюратора. Это не всегда возможно осуществить на небольших лодках. Приходится пользоваться расходным бачком, установленным на палубе, но и это не лучший выход. Приспособить же обычный автомобильный насос для подачи топлива достаточно сложно.
На своей парусно-моторной яхте, переделанной из шлюпки ЯЛ-6, я использовал для этой дели бензонасос от старого подвесного мотора «Москва-10». В выхлопную трубу мотора под углом 60° к направлению газов я вварил трубочку диаметром 6 мм и надел на нее резиновую трубку, второй конец которой подсоединил к полости над диафрагмой насоса. Импульса давления газов в выхлопной трубе оказалось достаточно при любой частоте вращения, чтобы подавать топливо из бака, расположенного под пайолами.
Как доработать карбюратор первых выпусков "Вихря-30", чтобы сделать его по-современному "герметичным"?
Для этого нужно заменить крышку поплавковой камеры на изготовленную точно по образцу последних моделей.
Подчеркнем: эта рекомендация касается только карбюратора мотора «Вихрь-30».
Катушка зажигания для «Стрелы»
Чем можно заменить вышедшую из строя катушку зажигания мотора «Стрела»?
Вместо неисправной катушки зажигания магнето МЛ-10 «Стрелы» можно применить выносной высоковольтный трансформатор типа ТЛМ-1 (от «Вихря», «Нептуна») или Б300 (от «Ветерка-8Э») с использованием первичной обмотки неисправной катушки (как правило, выходит из строя вторичная обмотка). Схема подключения выносного трансформатора приведена в «КЯ» №90.
Можно также использовать один канал электронного магдино МБЭ-1 с трансформатором Б300 «Ветерка-8Э», так как магнитная система маховиков «Стрелы» и «Ветерка» одинакова, а посадочное место основания магдино МБЭ-1 унифицированно с основанием магнето МЛ-10.
Улучшение запуска мотора «Стрела»
1. На берегу мотор «Стрела» заводится прекрасно. В воде просто невозможно завести. На электродах свечи капельки воды. Все прокладки хорошие, на герметике. Цилиндр без дефектов. Посоветуйте, что делать?
2. От каких моторов могут подойти сальники для двигателя «Стрелы»?
1. На моторе «Стрела» вода в цилиндр попадает через выпускную систему во время запуска при отдельных вспышках или сильных рывках. Рекомендуем два способа устранения этого явления: установить на выпускном отверстии проставки пластинчатый клапан из жесткой резины, который открывается при работе (или прокручивании) и закрывается при остановке, предотвращая доступ воды, в выпускную систему; просверлить в выпускной трубе около глушителя отверстие диаметром 10—12 мм н установить хомут, которым можно открывать при запуске и закрывать это отверстие.
При открытом отверстии снижается противодавление на выхлопе, а хомут предотвращает попадание воды в цилиндр.
2. Размеры сальника коленчатого вала мотора «Стрела»: диаметр вала — 25 мм, наружный диаметр — 35 мм, ширина — 6,5 мм. Можно использовать сальник мотора «Нептун-23» с размерами 25X35X5 мм.