Как сохранить чашку
На борту судна бьющаяся посуда — это всегда особая забота экипажа. Вставленные в специальный накопитель из отрезка полиэтиленовой или дюралевой трубки с донышком, чашки можно уберечь.
Послушный шуруп
Чтобы завернуть шуруп в труднодоступном месте или надежно зафиксировать лезвие отвертки в шлице шурупа при заворачивании, достаточно на отвертку надеть отрезок резиновой или хлорвиниловой трубки.
Для защиты скобы
Для того чтобы уберечь винт скобы от перетирания звеном цепи, коушем и т. п., на него полезно надеть отрезок резиновой трубки или шланга.
Якорь по-походному
При любых условиях плавания якорь на судне должен быть надежно закреплен от случайного падения в воду и всегда готов к отдаче. Однако при его хранении на борту малого судна экипаж нередко испытывает неудобства. Например, если якорь адмиралтейский, то при волнении его лапы могут повредить обшивку, члены экипажа не застрахованы от травм.
Если на верхнюю из лап надеть кусок старого шланга, а вторую лапу надежно зафиксировать в другом конце шланга, привинченного к палубе, то этих неприятностей можно избежать. Для надежности под нижнюю лапу хорошо подложить брусочек из дерева.
Примус из чурбана
Членов телевизионного Клуба знатоков вопрос телезрителей поставил в тупик. Они так и не смогли правильно определить назначение предложенного им нехитрого приспособления из ствола дерева. Мы решили вспомнить об этом, так как сам предмет и ответ на вопрос имели практическое значение для любителей отдыха на природе.
Рыболовы и охотники с давних пор пользуются очень экономичным и пожаробезопасным способом поддержания огня. Его суть состоит в следующем. Ствол сухого дерева распиливают вдоль пополам. В каждой половине в районе сердцевины вырубают желобки на всю длину ствола и делают топором насечки. В середине каждой половины делается небольшой поперечный желобок. Затем обе половины плотно стягивают проволокой или сбивают гвоздями, чтобы исключить подсос воздуха. В поперечный желобок вставляются лучинки или хвоя и поджигаются. Огонь быстро охватит весь канал ствола и в течение нескольких часов такой «костер» будет обогревать людей и сушить вещи. По мере выгорания канала мощность пламени незначительно увеличивается.
Есть еще один интересный способ поддержания огня. При помощи дровяного «примуса» (см. журнал «Турист», № 12 за 1985 г.), не требующего, естественно, бензина, с успехом можно разогревать и готовить пищу. Особенно удобен он в жаркую погоду, когда открытый огонь костра нежелателен.
Изготовить «примус» очень просто. Сухой чурбан нужно расколоть пополам, в обеих половинках вырубить желобки, половинки сложить и плотно скрепить. Затем чурбан следует установить на камнях так, чтобы снизу обеспечивалось поступление воздуха. Огонь разводится под чурбаном.
«Примус» из чурбана указанных на рисунке размеров весит не более 4 кг и горит около полутора часов. Перед повторным его использованием уголь в канале необходимо удалить. Посуду для приготовления пищи можно устанавливать на подставках или подвешивать на тросике.
В помощь начинающим виндсерфистам
Два надувных поплавка из прорезиненной ткани и поперечная алюминиевая труба, которую можно закрепить к доске при помощи бандажа из капроновой полосы, помогут начинающим спортсменам быстрее освоить технику управления парусной доской и сократят число падений в воду.
Поплавки можно изготовить в виде чехлов из обычной прочной ткани, которые заполняются надувными мячами.
Узел не нужен
О плохом яхтсмене говорят, что ему нельзя доверять навешивать кранцы на бортах. Приспособление, показанное на эскизе, позволяет избежать нареканий со стороны капитана именно в таких случаях. Оно состоит из металлической планки, верхний конец которой изогнут для закрепления за леер или фальшборт. Штерт от кранца пропускается через три отверстия в планке, при этом регулируется нужная высота подвески кранца. При натяжении штерта узел на планке надежно затягивается.
Простейший топливный фильтр
Предлагаю, как мне кажется, предельно простое и доступное каждому решение проблемы очистки топлива для подвесных моторов. Выкрутите из топливного бака заборник и на место штатной сеточки наденьте конец стальной пружинки диаметром 8 мм и длиной 40—60 мм. Сверху на пружинку наденьте и плотно прикрутите просторный мешочек из металлической сетки с мелкой, не пропускающей воду ячейкой. Фильтр готов.
В баке заборник расположен близко от боковой стенки, а длина его нижней части после переделки значительно увеличится. Однако пружинка позволяет легко установить его на место, так как при вкручивании заборника в бак пружинка, касаясь стенки бака, изгибается. Пружинка также не допускает деформацию фильтра и снижения площади его поверхности.
При уменьшении размеров ячейки сетки обеспечивается хорошая фильтрация топлива, а необходимая пропускная способность регулируется соответствующей длиной фильтра.
В процессе эксплуатации пропускная способность фильтра не снижается, так как прилипающая к сеточке грязь смывается топливом во время заправки и работы мотора. Чтобы мешочек был достаточно эластичным, его лучше сшить, а не спаять. При отсутствии мелкой и мягкой металлической сетки ее с успехом можно заменить капроновой тканью (от обычного чулка), сложенной вдвое и плотно прикрученной к трубке заборника.
Из опыта ремонта мотора
Я «лодочник» с большим стажем. Вот уже 19 лет. я хожу на «Прогрессе», сначала под двумя моторами «Ветерок-12», затем с одним «Нептуном-23», а в последние годы — с одним «Ветерком-12» — меньше расходуется горючего, да и обращаться с легким мотором удобнее.
Однажды, когда я уже собрался в длительный поход в Астрахань, на моем моторе сломался шатун и иголки подшипника «проскочили» между поршнем и стенками цилиндра. Запчастей тогда не было почти никаких, а откладывать поездку не хотелось — начинался отпуск. За одну ночь в домашних условиях мне удалось восстановить мотор.
Чугунная гильза цилиндра лопнула, в ней образовалась щель шириной 1—1,5 мм. Чтобы ее ликвидировать, я вбил металлические клинья между блоком цилиндров и гильзой (в полостях охлаждения). Затем залудил поверхность зеркала цилиндра. Для этого нагревал на газовой плите блок цилиндров, а паяльник большой теплоемкости сделал из медного молотка. Забоин и задиров на зеркале было много. Их я залил оказавшимся случайно у меня баббитом.
Из старого поршня сделал развертку точно по диаметру цилиндра. Резцом послужило заточенное ножовочное полотно, которое я вставил в косой разрез, пропиленный в поршне. При помощи этой развертки я снял лишний баббит с зеркала цилиндра, затем зашабрил и отполировал поверхность.
Мои опасения, что баббит при работе мотора расплавится, оказались напрасными. Мотор завелся на одном цилиндре, но потом «прикатался» поршень в отремонтированном цилиндре, который тоже заработал.
На этом моторе я сходил в Астрахань и обратно. Осенью того же года на мелководье на винт намотались водоросли и забился водозаборник системы охлаждения. От перегрева баббит расплавился, но я снова наплавил его на зеркало цилиндра и использовал мотор до тех лор, пока не купил новый блок цилиндров. Но и в дальнейшем мне приходилось использовать отремонтированный блок — я его растачивал и отливал самодельные поршни (к сожалению, ремонтные поршни ни на «Ветерки», ни на «Нептуны» не выпускаются).